Светлая тема

Рецензия на игру Завтра война: Фактор К

«Снова Муть! Придется привыкать…»
Андрей Румянцев,
старший лейтенант ВКС Российской Директории.

Аддоны бывают разные. Одни по наполнению тянут на полновесный сиквел, другие превращают гадкого утенка в прекрасного лебедя. Когда рассказываешь о таких играх, короткая поначалу статья непременно разрастается до трактата. Но есть и третья категория «довесков». Они умоляют достать штамп с кличем «Читайте рецензию на оригинал!» и размазать его по странице.

Последнии звёзные воены1

Впрочем, справедливости ради отмечу, что некоторые мелочи изменились. Так, теперь нам иногда разрешают покомандовать звеном с помощью особого меню. Набор указаний невелик по сравнению c Freespace 2 (об отдаче приказов отдельным машинам и не мечтайте), однако для сонных посиделок, заменяющих тут сражения, их хватает. Главное — чтобы напарники не щелкали клювами. Пару раз мои боевые товарищи «забывали» атаковать цель, а в одной из миссий наотрез отказались встать в строй, провалив тем самым ключевое задание.

Из стопроцентно приятных новостей — похорошевшие облака. Конечно, поля одинаковых спрайтовых «барашков» — не бог весть что, но это куда лучше тонкой пленки соплей на входе в атмосферу. Награду за стремление к совершенству также заслужили художники, отвечавшие за спецэффекты «Фактора К», и сотрудник, вспомнивший про «match speed» (жмите на Ctrl+N!). Наконец, осознав, что игроки гробили часы в порожних перелетах на автопилоте, авторы ввели режим ускорения времени.

Чорный странник

Увы, функция, призванная спасти от мучительного ожидания, обернулась палкой о двух концах. Сжатие времени стало отпущением грехов для дизайнеров, которые и не собирались браться за ум. Двенадцать эпизодов, повествующих о разборках с зороастрийцами и чоругами, будят знакомое чувство безысходной тоски. Вместо того чтобы воевать во имя Великорасы, столь актуальной в ура-патриотическом обществе сегодняшней России, мы бьем баклуши: перегоняем туда-сюда корабли, упражняемся в посадке на воду (гидрофлуггер, взрывающийся при легком касании с океанской гладью, — ну надо же!), впустую наматываем парсеки, надеясь получить не то что зрелище, а хотя бы хлеб…

Но ничего не происходит. Вот типичный пример из службы старлея Румянцева. Поднялся в воздух с наземной базы, на автопилоте прибыл в указанную точку, дождался, пока миноукладчик завершит работу. Добрался до корабля чоругов, поговорил с командиром, двинулся к угнанному крейсеру «Таганрог» и — внимание, экшен! — потратил ровно две секунды на уничтожение его двигателя. Дальше — автопилот, протокольный треп, посадка на Синандж. Тем, кто не уснул от «напряжения», в следующей миссии предложат попрыгать от планеты к планете и позже ввязаться в скриптовую перестрелку, где нельзя погибнуть.

«Увлекательные» задания и хромой интерфейс заставляют задуматься: а видели ли в Crioland настоящий, добротный космический симулятор? Сибиряки опять шагают по усеянной граблями дороге, на которой 15 лет назад набивали шишки создатели X-Wing и Wing Commander.

Щедрую порцию критики заработал и писатель Александр Зорич, вновь превративший персонажей в бездушных киборгов с нездоровым пионерским азартом и любовью к канцеляриту. Сценарий по-прежнему лишен ярких образов, ему недостает драмы, интересных конфликтов. Картонные заготовки, заполняющие пространство между вылетами, не вызывают сочувствия. Я неоднократно замечал, что меня гораздо сильнее волнует стабильность игры, регулярно посещающей Windows с очередной жалобой на пропавшие файлы, нежели участь Румянцева и компании. Рекламные плакаты вездесущих сладостей «Шок XXL» («Новые вкусы для новых форм жизни!») изготовлены с большей заботой, чем сюжетная канва. Кстати, в «Факторе К» болванчиков обуяла свежая хворь: они часто беседуют с закрытыми ртами. Оцените иронию.

Паражэние

В конце рецензии на оригинал я посоветовал всем, кто приложил к его разработке руки, головы и другие конечности, посмотреть сериалы Firefly и Battlestar Galactica, дабы понять, сколь далека «Завтра война» от нынешних эталонов жанра. Совет явно не пошел впрок, посему добавлю к рецепту вот эти наглядныепособия. Если возьметесь за продолжение, сделайте его, пожалуйста, достойным.

1Здесь и ниже приведены названия глав из рассказа-блокбастера «Совецкая охрана!», который, я уверен, когда-нибудь ляжет в основу российского космосима.