Светлая тема

Рецензия на игру Gary Grigsby's World at War: A World Divided

«Сначала ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя» — сие изречение куда циничнее, чем кажется на первый взгляд. Судя по World at War и World at War: World Divided, тот Гэри Григсби (Gary Grigsby), которого мы знаем по Steel Panthers и Pacific War, сгинул в застенках Matrix Games. Именная бирка «Gary Grigsby's» перестала быть гарантией качества.

Восток-Запад

Сегодня сил Григсби хватает лишь на вялую конкуренцию с Hearts of Iron 2. Вдохновляясь формой шведского шедевра, 2BY3 Games вывернула его суть наизнанку. Избыточная самобытность и желание выделиться любой ценой сослужили World at War дурную службу.

Видимо, это поняли и разработчики. Ключевые особенности аддона к World at War («шпионаж» и «противостояние СССР и США») идентичны разрекламированным «фишкам» Hearts of Iron 2: Doomsday. Не будем бить лежачего. Подсматривать идеи нехорошо, но отступать 2BY3 Games было уже некуда.

Новый сценарий оказался такой же скучной и предсказуемой забавой, как и его аналог от Paradox. Кампания ограничена всего 10 ходами — построить сравнимый с «союзническим» флот, захватить колонии или сковать карающий ядерный меч Советы просто не успевают. Не мифические упыри-комиссары, а банальная глупость дизайнеров заставляет рваться к берегам Атлантического и Индийского океанов, не считаясь с потерями. Конечно, если вы готовы пойти на сделку с совестью, империалистов можно добить и после подведения итогов.

Рыцарям плаща и кинжала, наоборот, повезло. В Doomsday информация о противнике была крайне расплывчатой, а диверсии скорее раздражали, чем наносили реальный урон. Создатели World Divided выдали подопечным намного более полезные умения. «Штирлицы» срывают покровы «тумана войны», добывают научные секреты и сведения о формирующихся армиях. Развитие криптоанализа дает вашим подразделениям явное преимущество и также разгоняет дымку над чужими «провинциями». Эффективность разведки сильно зависит от удачи, хотя учитывается и количество агентов, и мощность неприятельской службы безопасности.

Впрочем, такая надстройка не может исправить главного недостатка World Divided — ее авторы смоделировали что угодно, но только не тотальную войну. Поумневший искусственный интеллект знает, что за ход-квартал части игрока смогут продвинуться всего на один регион. Опасности прорыва фронта и окружения нет. Собирая корпуса в одной области, AI навязывает генеральное сражение в стиле «стенка на стенку». Даже если вы одержите верх, это будет пиррова победа.

История с альтернативными элементами

Оригинальная World at War очень боялась отойти от текста учебника; отогнать школьные воспоминания подчас было невозможно. К сожалению, попытка разнообразить игру вновь обернулась «изобретением велосипеда».

Дипломатия в большинстве серьезных TBS заключена в различных соглашениях. Сделав первый шаг в этом направлении, World Divided на нем и остановилась. Здесь доступно ровно одно действие — «подписать торговый договор». Откликнувшаяся страна станет относиться к вам чуть теплее и постоянно присылать ресурсы. Подобного минимализма я давно не видел. Правда, будущих партнеров проще загонять в альянс кулаками. Выглядит странно: вы нападаете на ненавидящее вас государство, а его соседи шлют поздравительные телеграммы и клятвы верности. «Они называли тебя земляным червяком» — вот и весь здешний casus belli. Друзей и «нейтралов», разумеется, трогать не стоит — такие агрессии цивилизованный мир не одобряет.

Не развернулись в полную силу и добавленные «случайные события» вроде вступления Испании в Ось. В Hearts of Iron 2 судьбу державы нужно менять регулярно, а WD ставит игрока перед свершившимися фактами и изредка радует кинохроникой (кстати, фильмотека заметно разрослась). Да и происходит что-то интересное едва ли не в трех случаях из ста.

* * *

World at War: World Divided — отнюдь не худший представитель жанра, но сравнения с Hearts of Iron 2 она не выдерживает. Приличная система разведки и видеоролики — пара ярких гвоздик на ее неприметном надгробии.