Светлая тема

Рецензия на игру Ghost in the Sheet. Территория призрака

Белый плащик
Душу в небо
Сложим в ящик
Отпускаем
Из песни группы «Тату»

Призрак коммунизма

Если из-под простынки на вашей кровати начинают доноситься взвизги и похрапывания, не спешите умирать со страха. Конечно, под ней может скрываться один из тех толстеньких, неотесанных карликов бомжеватого вида с пропеллером, пожирающих малышей на завтрак. Но, скорее всего, это просто заблудшая душа невинно убиенного человека, размазанного по асфальту проезжавшим мимо грузовиком. Будьте вежливы, поздоровайтесь и пошлите ее на спецзадание в какую-нибудь заброшенную фабрику, ловить других призраков. На всякий случай пригрозите жестокой расправой. Простынкой, правда, придется пожертвовать. Зато сколько радости доставит вам ручное привидение!

Не верите — спросите у Яна Кавана (Jan Kavan) и Лукаша Медека (Lukas Medek). По мнению чехов, нет ничего веселее прогулки по немытому зданию со сгустками эктоплазмы по углам. Замусоренные лабиринты комнат и потусторонние стенания замечательно подойдут, чтобы скрасить пару тоскливых зимних вечеров… Опять не верите? Тогда пора выпускать тяжелую артиллерию — бум! Т.е. Loom. Когда-то разработчики заигрывали с окружением посредством нот. Сегодня, с расцветом технологий и бесплатных движков, подпольщики придумали игру с помощью паранормальных навыков. Иначе с материальным миром не совладать. Забудьте громоздкий инвентарь и утомительные беседы. Не за тем мертвецу дарован второй шанс.

Выпадает только раз

Дайте шанс и Ghost in the Sheet. Проделав путь от техно-демо из шести экранов до shareware и официального квеста-в-коробке, она прославила еще два достойных имени. Музыку Яна вы, вероятно, слышали в «идейных» Dark Fall: Lights Out и Barrow Hill. Теперь появилась возможность оценить его умение и на поприще «чернушки». Кое-кто с опаской относится к теме загробной жизни, настаивая, что бравировать ею грешно и бесстыдно. Мол, смерть — не повод для шуток, и вообще — не нужно встревать в дела Божии со своим уставом. Однако ж запретный плод сладок. Вон, грешник Тим Шейфер (Tim Schafer) не поленился и встрял с Grim Fandango. И удачно встрял!

Доказано: над чужой трагедией зубоскалить несложно. Сложнее сохранить лицо — хотя бы собственное. И Cardboard Box Entertainment удалось. Помимо замечательной двусмыслицы в названии, они нашпиговали беспощадный рассказ о гибели сектора Омега чудесными проявлениями гуманизма. Ухнуть в дыру и оборвать страдания болтающегося над отвесом горемыки, скормить преследователя голодному чудовищу, расплющить в кровавую лепешку крысу-другую? Без проблем. Надо ведь чем-то развлекать себя в перерывах между ленивыми миссиями. Без карты, без единого указателя, с парадоксальными переходами и путаницей в «отсеках» остается лишь ждать очередной нелепицы.

Потрошки вы мои, потрошки

Нелепицы, к сожалению, лепят не так часто, как хотелось бы. Иногда возникает ощущение, что авторы не определились в намерениях: то ли попугать собрались, то ли попопугаить. Сквозь издевательские комментарии и чувственные описания нескончаемых и прекрасных ведер (их величие вы обязательно отметите) мелькают клочки душераздирающей истории. Прямо по классикам: коварство и любовь, страх и ненависть, быть или не быть… Порою по спине проскальзывает легкий холодок, что для инди-проекта — почти признание. Особенно неловко подхихикивать при встрече с орущей головой на подставке. Нагнетали и впрямь старательно. Почему выбрали именно нишу «черной комедии»?

Очевидно, планировали удивить. Отсюда и набор постепенно пополняющихся способностей, от телекинеза, электрического разряда и ветродуя до более мудреной прослушки разговоров и вызова монстрика на дом позывными флейты. Значки пришпилены сбоку экрана и нередко приходят на выручку, пресекая неуклюжие попытки подействовать на мир силой. Привычка, понимаешь. При том полно и типичных для «страшилок» задачек, вроде опытов с пультами и кодами, листания макулатуры и общения с душами по душам. Они-то и возвращают нас к обыденности, к скучным коридорам и одеревенелому Wintermute. Нерешительная и оттого потерянная адвенчурка непременно получит по заслугам, только по тем ли? Надеемся, что по тем самым, в инновационной и не подцензурной областях. Музыкант и художник, художник и музыкант — это много или мало… Одно скажем: это звучит!

А пока попробуем дождаться второго долгостроя от CBE — Destinies. Уж там-то наверняка и зазвучит, и засияет яркими красками. Мы верим.