Светлая тема

Рецензия на игру GHOST TRICK: Phantom Detective

- I wanted you to know what it’s like to lose everything you cared about…
— What…?!
—…it was the twisted wish of a mind poisoned by infinite loneliness…
(из игрового диалога)

Будучи динамично развивающейся игровой платформой, iOS богата не только алмазами «собственного производства». С завидной частотой в App Store появляются шедевры прошлого с приставкой «remastered»: две части Broken Sword, Beneath a Steel Sky, Soul Calibur, Grand Theft Auto 3… Список, разумеется, неполный. Кроме того, к «яблочникам» то и дело заглядывают признанные хиты не слишком популярных у нас портативных консолей. Ghost Trick, вышедшая на закате эпохи Nintendo DS, – пожалуй, самая значимая из них.

New present is born

В умелых руках даже избитые приемы вроде амнезии могут стать интересными. Сю Такуми (Shu Takumi), также известный по адвокатскому сериалу Ace Attorney, наглядно это доказывает уже со вступительных кадров. Впервые главный герой предстает перед нами в виде трупа в красном костюме, с причудливой прической и оттопыренным к небу задом. Экстравагантно? То-то же. Да и убийство на заброшенной свалке больше не выглядит обыденным, когда на месте преступления жертва беседует с настольной лампой. Почему наш покойник все еще в сознании? Как он сюда попал? Каким образом он может проникать в предметы? Море вопросов, ноль ответов, а времени в обрез – после рассвета дух попросту исчезнет.

Тут надо бы прояснить, кто это вообще такой, но… нельзя. Подробности про личность героя (в бытность человеком) вырисовываются лишь к середине игры, а там – сплошные «спойлеры». Ограничимся более приземленными данными: Сиссель, точнее, его сверкающая душа, вершит судьбы. В самом что ни на есть прямом смысле. Узнав о посмертно «врученных» ему способностях, Сиссель сразу же приступает к делу. Единственная зацепка для распутывания клубка – рыжеволосая девушка, которую застрелили над его бездыханным телом. Спасти ее нетрудно – нужно повернуть время вспять и вмешаться в цепочку событий, окончившихся трагедией. Подумаешь!

Перемотка – далеко не последний трюк в арсенале призрака. Начинающий ангел-хранитель умеет перемещаться между объектами (но строго на расстоянии вытянутой… души) и манипулировать ими, приводя в движение. Ослепить прожектором уже прицелившегося киллера, обрушить гигантский шар на голову злоумышленника, вывести из строя электрический стул перед казнью… Все что угодно, лишь бы предотвратить беду. На этой бесхитростной формуле и основаны решения пазлов. Исключения редки, хотя уж лучше бы их не было совсем. К примеру, без эпизода, где надо помочь важному заключенному с побегом в кромешной темноте, Ghost Trick только выиграла бы. Тем более что геймплей в ней не на главных ролях: и в плане затраченного на головоломки времени, и в плане приоритетов.

We’ll meet again, sometime. If you die again.

И все потому, что история, полная непредсказуемых поворотов, перетягивает на себя одеяло. Устанавливая контакт с усопшими, Сиссель пытается выудить в потоках текста слова, которые пролили бы свет на обстоятельства его гибели. Правда, остальные тоже потеряли память после смерти, к тому же не каждый готов раскрыть карты. Как правило, собеседники эгоистично просят о помощи, оттягивая неудобный разговор и выдавая остроумные перлы при удобном случае. Сиссель также не отстает, ехидно подтрунивая над постоянно умирающими горемыками и живо комментируя происходящее.

Вообще эпатажа в ярких персонажах Ghost Trick хоть отбавляй. Артистичный инспектор Кабанела, чьи появления всегда сопровождаются эффектными па. Паникующий полицейский, исполняющий в участке лунную походку Майкла Джексона («When u don’t know what else to do, just dance!»). Рокер, коротающий срок за разглашение государственных тайн в текстах песен. Истеричный министр правосудия, которого от сердечного приступа спасают лишь таблетки, немыслимым образом доставленные героем в последнюю минуту…

Под стать характерам и стильная двумерная картинка. Путешествуя между уровнями по телефонным линиям, Сиссель не встретит ни одной блеклой локации. От уютного парка до ядерной подлодки, от пропахшей жареным мясом кухни до запыленного логова похитителей… Роскошное убранство интерьеров впечатляет даже во время повторных визитов. А по сравнению с DS-версией анимация стала еще более плавной, да и на спрайты уже можно смотреть без слез.

Впрочем, особо чувствительные натуры кое-где обязательно всплакнут. Ведь прежде всего Ghost Trick – это рассказ об одиночестве, порождающем ненужную агрессию и месть. Трогательная новелла о доброте, верности и искуплении. Опешив от количества секретов в концовке, вы поймете, как много в игре глубоких метафор и насущных переживаний. Ради такого можно простить строжайшую линейность, мелочи вроде непропускаемых роликов и местами затянутых диалогов…

* * *

…и непривычно высокую для iOS цену. Выложив первые две главы бесплатно, Capcom предлагает купить остальные 16 за $9.99. Что, к слову, втрое ниже розничной стоимости DS-версии и уж точно немного для отменного 10-часового детектива.

Рецензии пользователей
на GHOST TRICK: Phantom Detective3

Что могу сказать — одна из лучших игр, созданных на Nintendo DS в принципе. Теперь же поподробнее.

С визуальной составляющей полный порядок. Игра вышла на закате своей консоли, так что разработчики научились выжимать из консоли максимум. Красивая рисовка в приятной для глаз стилистике, плавные анимации — эти аспекты делают игру довольно презентабельной даже сейчас (со скидкой на то, что игра всё же довольно старенькая и скорее про сюжет, чем про «вах-вах графоний»). Те же танцы Кабанелы постоянно радуют своей прорисованностью и аккуратностью в анимации. Для NDS это очень и очень хороший уровень.

Но гвоздь программы таки в другом. Начну с игрового процесса. Геймплей здесь не то чтобы на коне, но без него игра бы всё-таки была ничем не выделяющейся визуальной новеллой. Но здесь головоломки играют немаловажную роль в уникальном опыте игры. В каждой главе игроку приходится решать различного рода каверзы: то нужно добраться до некоего места, то спасти нерадивого бедолагу, который отправился на тот свет при зачастую абсурдных обстоятельствах. В этом протагонисту помогают способности, которые он получил после смерти, — так называемые силы мёртвых, или потусторонние силы (так адаптировал автор неофициального перевода на русский, довольно, кстати, качественная локализация). Сиссель (так зовут главного героя) аки полтергейст может манипулировать некоторыми предметами. Довольно простая механика, но применять её каждый раз приходится по-разному: то комбинировать действие сразу двух предметов, то, допустим, быть маячком для сбегающего из тюрьмы арестанта. По ходу сюжета также появляется другой дух (его личность будет некоторым спойлером, так что обойдусь без подробностей), который имеет больший радиус действия и иную способность — менять местами два объекта одинаковой формы. Это вводит ещё большей вариативности в геймплей, так что надоедать решение задачек по спасению людей и не только не будет.

Сюжет. Хо-хо-хо. Сю Такуми в моём сознании давно заслужил звание гения детективных игр. И здесь создатель саги про адвокатов-следователей Ace Attorney также не упал в грязь лицом. Персонажи прописаны очень колоритно и ярко: каждый запомнится надолго, будь то чудак, ратующий за сохранение парка, писательница романтических романов или охранник, танцующий в любой непонятной ситуации. И да, я сейчас перечислил самых незначительных, эпизодических персонажей. Хотя... «незначительный» — слишком неправильное слово, так как в Ghost Trick нет ничего и никого лишнего. Это одно из главных преимуществ Ghost Trick в сравнении с той же Ace Attorney: в Ghost Trick нет филлерных эпизодов, которые, хоть и порой бывают интересными, всё же не влияют на основную историю. Ghost Trick насыщена событиями, и в каждой из 19 глав происходит что-то очень занятное, захватывающее. Начиная с примерно 5-й главы сюжет набирает какие-то неимоверные обороты. Интрига сохраняется в течение всей игры, а ближе к концу создаётся ощущение: «Что, чёрт возьми, произошло на самом деле?!». Да и концовка — на удивление, кстати, счастливая, если учесть мрачность всей остальной сюжетной линии — не портит всё на корню, а ставит точку в 12—15-часовом путешествии по миру мёртвых и живых.

Словом, рекомендую всем, кто не боится текста в играх. Оно того стоит.
Больше…
«Недооценённая»
«Ну и концовка!»
Одна из тех игр, который нужен сиквел, не связанный с этим законченным сюжетом. Надо просто взять и поиграть в этот божественный изумруд, который в свое время практически проигнорировали на западе из-за нулевого маркетинга.
«Проверено временем»
«Недооценённая»
Если у вас большая стори-дривен игра, и сценарий писал не Шу Такуми - уберите ее с моих глаз. Потому что он единственный во всей индустрии смог заставить меня не отрываясь проходить его игры, в которых практически 80% составляют сюжет и диалоги. И Ghost Trick - его лучшая работа.
«Проверено временем»
«Ну и концовка!»