Светлая тема

Рецензия на игру Giant Killers: Season 1999-2000

Товарищ, будь готов! Бесчисленные толпы мелкобуржуазных производителей вплотную занялись футбольными менеджерами. Пытаясь сыграть на успехе Championship Manager, они выпускают свои творения одно за другим, но, увы, большинство их поделок может похвастаться только названиями - громогласными, как стадо сумасшедших бульдозеров. Типичным примером такой игры я бы назвал "Убийцы гигантов - сезон 1999-2000".

Азы

Собственно говоря, перед нами типичный малобюджетный футбольный менеджер. Малобюджетный по всем статьям. Нет здесь ни графических, ни музыкальных изысков. Единственное, за что в игре можно зацепиться взглядом, - это составы команд. Возрадуйтесь, поклонники английского футбола! В Giant Killers вы найдете все 4 английских дивизиона + полупрофессиональную лигу (Conference). Составы команд по состоянию на зиму 1999/2000 можно назвать вполне свежими, так что приступить к покорению "туманного Альбиона" реально практически без морального ущерба. Чем мы сейчас и займемся. Да, я забыл сказать, что поклонникам любых других чемпионатов в этой игре делать будет нечего - никаких стран, кроме Англии, они здесь не найдут. Впрочем, не будем забегать вперед, лучше начать от печки.

Итак, как и в любом менеджере наша цель - коммунизм... в отдельно взятой команде. Проще говоря, вы выбираете клуб по своему вкусу и начинаете им управлять в качестве президента, главного тренера, первого тренера, второго тренера и так далее. Как видите, круг полномочий довольно широк: тут и организация игры, и трансферы со всей бухгалтерией. В вашу задачу входит поддержание клуба на плаву в турнирном и, соответственно, финансовом плане. Для того, чтобы в полной мере оценить все это, я выбрал полупрофессиональную команду с милым названием Hayes и некоторое время поработал в ней. Кроме того, еще немного поруководил знаменитым Манчестером.

Футбольное безумие

Не буду разбрасывать килограммы ругательств в адрес производителей Giant Killers, но игра оказалась слабой с любой стороны, откуда ни подойди. Возьмем, к примеру трансферную систему. Уже одно то, что в наличии имеются данные только об игроках английского чемпионата, совершенно неестественно - крайне сложно представить себе клуб, скажем, Премьер-лиги, не обладающий возможностью приобретать легионеров. Помимо этого, не понравилась скудная статистическая часть, в которой совершенно отсутствуют данные по игрокам (данные о лучших бомбардирах, распасовщиках и прочее). Разработчики свели все тренерские функции только к перетасовке имеющихся игроков. Влиять каким-либо образом на тренировочный процесс вы не в силах: физическое состояние игроков гуляет во время сезона непредсказуемым образом, в то время как их таланты и навыки совершенно не изменяются. А про то, что судьи тоже являются людьми, а не частью поля, создатели Giant Killers, похоже, не подозревают. Во всяком случае, никакого упоминания о судьях мне обнаружить так и не удалось.

Если пройтись по разделам игры дальше, всякие нелепости будут попадаться на глаза постоянно. То вдруг во 2-м дивизионе найдется 42-летний форвард, играющий на уровне Сульшера или Йорка, то молодый и перспективный игрок Премьер-лиги отправляется играть в 3-й дивизион. Но окончательно меня добила посещаемость домашних игр моего родного Hayes'а. В течении целого десятка матчей на стадион приходило ровно... 777 человек.

Вообще, сложилось впечатление, что из всех компонентов, присущих футбольным менеджерам, в GK относительно качественно сделаны только два. Во-первых, не могу не отметить успехи авторов в создании футбольного календаря: дни, как и полагается, проходят за днями, а на доске объявлений исправно появляются свежие вести о сыгранных матчах и трансферных событиях. Вау!.. Ну а если говорить серьезно и 'не издеваться над больными людьми' ((c) к/ф 'Кавказская пленница'), то из всех пунктов небогатого меню чувства протеста у меня не вызвал только Squad & Tactics, в котором игроков назначают на конкретные позиции. Возможности каждого футболиста игра оценивает по 100-балльной шкале, исходя из его умений и амплуа. В итоге, все получилось довольно логично: очень хороший вратарь будет играть в полузащите значительно хуже, чем самый слабый полузащитник. Соответственно, самый лучший форвард будет стоять в воротах хуже плохонького, но профессионального голкипера. Каждый футболист обладает каким-то основным умением (позицией, на которой он играет лучше всего) и одним или несколькими дополнительными. К примеру, Дэвид Бэкхем из Манчестера обозначен как 'amRc'. В расшифровке это означает, что он преимущественно правый атакующий полузащитник, с навыками игры и в центре поля. Чем дальше от места его непосредственных обязанностей вы его поставите, тем меньше будет его КПД.

Кроме всего этого в тренерском разделе можно найти немало готовых тактических схем и волшебную кнопочку, которая расставляет игроков по местам автоматически, в зависимости от их формы и психологического состояния.

Вам телеграф или телевизор?

Последняя черта игры, о которой хочется рассказать, - что же нам показывают во время матча. Зрелище, скажу я вам, очень поучительное. Вам, т.е. тренеру, предложат следить за ходом матча по телеграфу! Да-да, все события на поле игра описывает стандартно заготовленными фразами, которые предъявляет до боли знакомыми черными буковками по белому фону. Небольшим плюсом является то, что фраз этих в игру заложили не так уж и мало, хотя уже после первого часа игры многие из них неминуемо отложатся в памяти. Решив таким передовым образом проблему телетрансляций, ребята из Smoking Gun Productions явно дали понять, что наступающий XXI век им совершенно по барабану.

Финальный свисток

Менеджер типа Giant Killers вполне мог бы иметь шансы на успех лет 5-8 назад. Сейчас же рассчитывать на любовь геймеров к игре с таким количеством недочетов не приходится. К тому же нехватки в выборе среди представителей этого жанра общественность сейчас явно не испытывает. Сомнительно, что кто-нибудь когда-нибудь сможет переплюнуть Championship Manager...