Светлая тема

Рецензия на игру Гилберт Гудмейт и священный гриб Фангории

Грибы - вещь столь же полезная, сколь и опасная. Уплетая за обе щеки аппетитный суп из шампиньонов и банками поглощая маринованные опята, не следует забывать, что порой даже один-единственный гриб может оказаться смертельно опасным. Например, стать причиной казни абсолютно добропорядочного гражданина 72 лет от роду. Нонсенс, говорите? Сценаристы из шведской Prelusion так не считают.

Увидеть гриб и умереть

Само собой разумеется, из-за какой-нибудь там лисички человека убивать никто не станет. Абрахам Гудмейт угодил в камеру смертников по обвинению в краже знаменитого Фангорианского Гриба. Да, того самого, что некогда помог юному герою по имени Марвин одолеть могучего чернокнижника. Несмотря на то, что злые языки и по сей день утверждают, будто гриб в той битве был вовсе не при чем, фангорианцы бережно чтят сыроежку-переросток, устраивая ежегодные фестивали в ее честь. В нынешнем году жителям крупно не повезло: гриб самым наглым образом украли с постамента аккурат за неделю до праздника. Вор благополучно скрылся, а контуженного гигантским молотком Абрахама - официального грибохранителя, поклявшегося защищать реликвию до последней капли - шериф приговорил к экзекуции.

Отстоять дедушкину честь взялся его внук Гилберт - молодой человек с внешностью классического пионера-отличника времен застоя. Его роскошный костюмчик взят напрокат у Гайбраша Трипвуда, грозы всех пиратов Карибского бассейна, а походка столь осаниста, что возникают вполне определенные опасения за состояние желудка Гилберта - а не застрял ли там кол? Будучи единственным свидетелем преступления (увы, толком разглядеть в подзорную трубу воришку наш герой и не смог - помешал одетый на голову злодея балахон), парнишка решает во что бы то ни стало вытащить деда из кутузки. Желанием помочь герою пылает всего одна-единственная, но зато далеко не последняя в вертикали фангорианской власти личность - королевская дочка. Остальные гилбертова дедушку, судя по репликам и выражениям лиц, в гробу видали. Гилберт, питающий к этой кривошеей дурнушке некое подобие теплых чувств (о чем красноречиво свидетельствует скабрезная ухмылка на его пионерском лице), решается на дерзкий план. Делов-то: переодеться королем и отменить казнь, в то время как принцесса берется организовать сеанс тщательной промывки мозгов своему трусливому папаше.

Бледные поганки

Уверен - знай наш герой, на какие страдания он обрекает игроков, одобряя план Ее Высочества, то, повинуясь зову своего юного сердца, плюнул бы на дедушку и отправился досматривать утренние сны. Gilbert Goodmate требует от игрока куда больше терпения, чем того следовало бы ожидать от малобюджетной кальки с Monkey Island - впору на коробке в столбце "Системные требования" указывать. Причин тому предостаточно.

Первая (и самая главная) - диалоги. Подчистую "слизывая" элементы адвенчур от LucasArts (один взгляд на интерфейс в виде гриба, появляющийся при зажатой левой кнопке мыши, и все встает на свои места) и аккуратно копируя общий стиль, дизайнеры напрочь забыли выяснить, что же все-таки заставляет людей просиживать за компьютером всю ночь вместо того, чтобы раздраженно ударить по "Reset" на пятой минуте игры. Не музыка, не графика и даже не удобство управления, а то, насколько умело написаны диалоги персонажей, определяет успех квеста, и именно эту задачу Prelusion провалила с оглушительным треском.

Персонажи "Гилберта" не просто болтливы. Они до омерзения болтливы. Невинная реплика главного героя "Ух ты, ну и пушка!" оборачивается занудной пятиминутной лекцией, имеющей к сюжету нулевое отношение. На банальный вопрос "Как дела?" здесь принято рассказывать в ответ пару-тройку житейских историй, окончательно истощающих и без того мизерное терпение современного квестера. Окружающие (включая самого главгероя) травят идиотские байки, рассказывают несмешные шутки и просто рассуждают на общие темы столь охотно, что клавиша "Esc", ответственная за "промотку" реплик, быстро выходит на первое место по частоте использования. Как тут не вспомнить The Longest Journey, чьи не менее пространные диалоги хочется слушать еще как минимум дюжину раз! А вот единожды услыхав голоса в "Гилберте", вам, скорее всего, захочется отключить озвучку и перейти на использование субтитров. Где авторы сумели откопать настолько бездарных актеров, по-прежнему остается загадкой. Тут надобно заметить, что наш отдел русефекаций обязался пристально следить за судьбой выходящей из-под крыла NMG русской версии, - кто знает, вдруг у "нас" все окажется лучше, чем у "них"?..

Что касается второй причины, то ее не сумеет исправить даже самый квалифицированный переводчик, если только он не окажется по совместительству первоклассным аниматором. Мозг вашего покорного отказывается понять, чем занимались художники Prelusion аж c 1996 года (именно тогда, по официальной версии, начались работы над проектом), если на каждого персонажа здесь отведено всего по 3-5 кадров анимации! Хуже того - убого намалеванные действующие лица игры умудряются на редкость отвратным образом диссонировать с куда более яркими и симпатичными задниками (исключение - бар "Splintered Mast", являющий собой пример гармоничного уродства). Экономя творческие силы, создатели прибили гвоздями к задникам всех персонажей, за исключением Гилберта - ему высочайшей милостью было даровано умение гордо бродить по красочным задникам, демонстрируя работу самого похабного после The Big Red Adventure алгоритма масштабирования спрайтов. Впрочем, вру, есть движение - на бочках возле все того же бара обретается ящерицеподобное существо, по ошибке прозванное авторами "мышью". Завидев приближающегося Гилберта, хвостатый чебурашка вскидывает гидроцефальную головку и бодро упрыгивает за границы экрана, оставляя игроков строить догадки о происхождении подобного мутанта. Нет, друзья, так рисовать в наше время не позволяют себе даже художники агентов-штырлицев, и уж тем более люди, стремящиеся выйти на мировой рынок. Стыдитесь, господа из Prelusion!

Отдельной порции пинков заслуживает композитор, - более скучного и невыразительного музыкального сопровождения в квестах не было ох как давно. Даже Cryo, смело соперничающая с новинкой по длине и степени убожества диалогов, все же умудряется обеспечивать свои продукты пристойными мелодиями. А вот у шведов даже с этим не судьба вышла. В итоге после десятиминутного прослушивания местные дуделки отправляются в небытие вслед за озвучкой, уступая место WinAMP'у.

Об овцах, бульдогах и свиньях

Единственное, что спасает игру от абсолютного позора, - некоторые пазлы, поистине блестящие на фоне тотального убожества "Гилберта". Логичность и остроумие способов их решения позволяют предположить, что в Prelusion как минимум один человек действительно работал над игрой. Скажем, от нас требуется спровадить куда подальше занудного старичка-фермера, зорко охраняющего свои кукурузные владения. Решение проблемы оказывается весьма элегантным: подманив к ограде любимицу старика свинью-рекордсменку (весьма толстый намек на "Бейб"...), Гилберт ловким движением демонстрирует хавронье схему разделки поросячьей тушки. Насмерть перепуганное животное, сверкая копытами, улепетывает с фермы, старикан бросается в погоню, а нашему герою наконец-то дозволяется шанс всласть поиздеваться над жующей кукурузу овцой... Незабываемое зрелище!

Досадно признавать сей факт, но отряд глубоко законспирированных в Prelusion диверсантов (вероятно, из конкурирующих отраслей индустрии) умудрился-таки смазать впечатление и здесь, протащив в игру с пяток омерзительно алогичных пазловин. Самая яркая из них - задачка на поиск новой собаки кузнеца (старая, как можно заключить из его пространного монолога, бесславно сдохла). Естественно, авторы не придумали лучшего решения, чем... украсть бульдога-поводыря у слепого гражданина, стоящего за углом от кузницы! Просто не верится, что по улицам маленького городишка типа Фангории разгуливают дюжины совершенно неотличимых друг от друга бульдогов! Или же взять хотя бы в пример совершенно надуманную задачку на поиск пера и бумаги, необходимых Гилберту, чтобы подписать контракт с торговцем. Несмотря на то, что у нашего героя инвентарь просто набит всевозможными бумажками различной степени необходимости, он готов накарябать свою подпись лишь на девственно чистом листе, который ему суждено найти еще очень нескоро. Спрашивается: зачем тогда авторы принялись дразнить тигра в лице игрока кошмарных размеров диалогами, если ему все равно по сюжету "не положено" (мысль о том, что у торговцев просто ОБЯЗАНЫ быть хоть какие-то запасы бумаги и письменных принадлежностей, с ходу отметем как провокационную)? Садисты.

Can't clone one's soul

Жанр квестов редко прощает беззастенчивое клонирование. Вспомните Jack Orlando, этот сивушный немецкий недо-Broken Sword, Nightlong, даже не валявшийся рядом с оригинальным Blade Runner, толпы бесконечных Mystoобразных бастардов, и вы поймете, о чем идет речь. Где все эти игры сейчас? Вероятно, там же, где последние пару лет обретаются бесконечные дешевые клоны C&C и Ncraft'ов - на свалке.

Эх, если бы только в Prelusion смогли прогнать витающий над офисом дух Monkey Island! О, если бы они сумели найти художников и сценаристов лучше нынешних! Тогда бы, наверное, получилась игра, достойная "Нашего выбора", а не жалких пяти с половиной баллов. Но, видимо, не в этой жизни.

P.S. Только что поступило известие из Dinamic Multimedia о неминуемо приближающемся к полкам магазинов Runaway, именуемом повсюду не иначе, как "испанский Broken Sword". Посмотрим, повезет ли ему...