Светлая тема

Рецензия на игру Боги: Дорога в бесконечность

Погоня за оригинальностью никогда не должна становиться самоцелью — любой поклонник ролевых игр подтвердит вам эту непреложную истину. Достаточно вспомнить десяток шедевров, базирующихся на своде правил D&D. Вот уж действительно коллекция затертых клише и банальностей! Однако Gods получилась удивительно спокойной и выдержанной. Видеть такое в 2006 году (после «великой и ужасной» Oblivion) по-настоящему необычно.

Рыцари и купцы

Возьмем хотя бы сюжет. Зловещая история о запутанных взаимоотношениях богов просто-таки усеяна штампами. Тут и гибнущий мир, и поиски разбитого на несколько кусков артефакта, и сюсюканье с нарочито гордыми эльфами… Героиня игры Вивианна (выбор пола и расы не предусмотрен) идеально подходит под определение «chosen one». По большому счету, она не человек, а высшее существо, явившееся с целью устранить возникший дисбаланс между добром и злом. Грандиозные свершения — дело завтрашнего дня. Пока что важнее наладить контакт с божками местного розлива, которые помогут Вивианне вернуть свою силу (телепортация и обретение тела — не шутки!) и подскажут выход из сложившейся ситуации. В качестве затравки нам предлагают предотвратить гражданскую войну, заслужить уважение кровожадных северных варваров, найти вход в мифический Серебряный лес, перетаскать туда-сюда две тонны картошки и подарить, наконец, тому придурку из Славинграда запасное колесо для телеги.

Бытовые проблемы окружают нас со всех сторон. В Gods предстоит не только купаться в золотых лучах славы, но и, обливаясь потом, пахать носом землю. В лучшем случае трофеев хватит на то, чтобы не умереть с голоду. Мечтаете о могучем клинке и крепкой кирасе? Самое время заняться торговлей, т.е. стандартными FedEx-развлечениями. Купить у фермера два мешка зерна, заглянуть на мельницу и втридорога сбагрить пшеницу. Раздобыть в столице ящик с глиняными горшками, принести их на пасеку и с выгодой для себя обменять на мед, который можно за наличные втюхать психу на границе (он утверждает, что сладости здесь приравнены к наркотикам и официально запрещены). Считаете мелкие спекуляции и контрабанду ниже своего достоинства? Загляните в магазин, посмотрите на шикарные игрушки, и стимул появится. Уровневых ограничений на использование того или иного ножика нет, толстосумам открыты все дороги. Быстренько «прокачал» навыки у платного тренера, нацепил сияющие доспехи, вооружился остро заточенным адамантовым мечом — и на подвиги. В битве вам не будет равных.

С пищей возни меньше. Вивианна и ее спутники радостно лопают то, что подворачивается под руку. Покупные пирожки с повидлом, краковская колбаса (как ни странно, ее обожают эльфы), кукуруза, яблоки, сырая волчатина — ничего не пропадет. Игнорировать естественные потребности организма не советую, поскольку ТТХ не пообедавшего бойца резко падают до критического минимума.

Внутривенных параметров мало. Сила, ловкость, выносливость, интеллект и удача — если для вас Gods не первая RPG, то подробные объяснения ни к чему. Сила для «быков», интеллект для любителей пошвыряться молниями… Условное разделение на три класса выглядит несерьезно. Даже в Diablo 2 было больше разнообразия. Тяжелый панцирь наложит штраф на магию, но разве это остановит начинающего «полиглота»? Да и вообще, закрытый костюм — удел «манчкинов», гоняющихся за цифрами. Уверен, что рядовой игрок сумеет выжить и преуспеть, разгуливая по миру Gods в коротенькой мини-юбке и сексуальном топике. В Cypron Studios прекрасно понимали, для кого и про кого они делают игру, поэтому рыжеволосая красотка не собирается без крайней нужды скрывать прелести. Волшебный бюстгальтер, белоснежные трусики и дамский щит защитят хозяйку не хуже, чем полцентнера закаленной стали.

Эффективность той или иной вещи нельзя оценить по внешнему виду. За неказистую саблю торговцы просят сумму с четырьмя нулями, а элегантные сапожки на каблуках, наравне с увеличением скорости передвижения, обещают невероятный уровень брони. Почти все предметы можно дополнительно улучшать, приваривая к ним слои железа и инкрустируя драгоценными камнями. За «тюнинг» и производство настоек отвечает навык алхимии. Конечно, за «спасибо» никто не обучит нас секретам мастерства, но эту особенность Gods вы, надеюсь, усвоили еще парой абзацев выше.

В японском стиле

Спасение мира сопряжено с очевидными трудностями. Механика боя близка к Chrono Cross и Final Fantasy 10. Подбираемся к очередной стайке врагов, экран на мгновение темнеет, — и вот мы уже любуемся на взрывоопасную бригаду со стороны. Разборки протекают в классическом походовом режиме. Выбор типа удара и цели… Все! Теперь ходит следующий персонаж. Примечательно, что те, кто предпочитает тесный контакт, могут атаковать лишь первую шеренгу — за широкими спинами меченосцев, как правило, прячутся хрупкие маги и лучники (не волнуйтесь, стрела догонит любого).

Примитивная система работает на ура. Каждый взмах мечом требует извечных «action points»; если обычный укол снимает со счета скромную единичку, то продвинутые финты на порядок прожорливее. К примеру, прежде чем удивить визави «тройным тулупом», нужно обязательно пропустить один ход, накапливая силы для стремительной атаки.

Несмотря на схематичность схваток, авторы не удосужились нормально их анимировать. Смертоносный прием легко укладывается в формулу «подбежал, закатал в репу, отбежал». Ни сотрясающих землю прыжков, ни зрелищного откусывания лишних конечностей — ничего. На старенькой PlayStation 2 за такое сразу бы четвертовали, а обладатели РС терпят и не возмущаются. Спецэффекты бледны и невыразительны. Мультяшный «лазерный» луч и угловатые полоски, символизирующие сверхчеловеческую скорость и неотвратимость клинка, пугают сильнее, чем все чудища вместе взятые. Дрессированная камера? Она ушла на фронт.

С мрачной действительностью кое-как примиряют дикие красоты природы. Симпатично, пусть и не Тамриэль. Петляющая между вековыми стволами тропинка, живописные античные развалины, сказочные белесые деревья в роще, где живет полупрозрачная богиня, — именно это, а не динамическая смена дня/ночи и аналогичная ерунда, вытягивает игру.

А вот линейный сюжет и предельно скучные диалоги ничто не спасет. Если по сценарию положено попасть в плен, значит так и будет. Восемь раундов на арене и ни секундой меньше. Можете сколько угодно бить себя пяткой в грудь и корить за глупость, но пока Вивианна не перережет глотки чемпионам, свободы вам не видать. Помнится, в Oblivion нас заставляли потешать публику в казенном бронежилете. Главного дизайнера Cypron Studios подобная мысль не посетила, поэтому победа зависит от того, хватило ли у игрока предусмотрительности заранее смотаться в лабаз и запастись хорошим оружием и целебными бутылочками.

Гуманизм разработчиков проявился в совершенно неожиданном месте: в любой момент разрешено безнаказанно изменить уровень сложности! Фокус ничем не хуже бесплатных воскрешений из Prey. Передвинул ползунок влево, прошел тернистый участок, сохранился и вернул врагам коварно отобранный кусок здоровья. К черту часовые мучения.

«Олд скул»

Приятная RPG, напрочь лишенная уникальности и пресловутого «изюма». В ней все неплохо: неплохая графика, неплохой геймплей, неплохие бои. Выйди игра года три назад, ей был бы уготован теплый прием, а сегодня… Как жаль, что история не признает сослагательного наклонения.