Светлая тема

Рецензия на игру Златогорье 2

Рассказывая о «Златогорье», ваш покорный слуга допустил досадную ошибку, которую хотел бы исправить до начала «разбора полетов» сиквела. Дело в том, что я неправильно транслитерировал англоязычное название компании-разработчика, назвав ее «Бурют». Поэтому, дабы избежать дальнейших конфузов, указываю правильное имя воронежской студии. Знакомьтесь: «Бурут», авторы «Златогорья», Kreed и «Златогорья 2» — трех, мягко говоря, посредственных игр.

Жертва прогресса

Конечно же, все познается в сравнении. Поставьте «Златогорье 2» рядом с Fallout, Arcanum, Baldur's Gate и даже Temple of Elemental Evil — бедняжка зардеется со стыда и сбежит, не выдержав позора. Но стоит столкнуть ее лоб в лоб с первой частью, как сразу выявляется определенный прогресс. Старый движок, создававший уродливые ландшафты из наспех сляпанных тайлов, уступил место менее технологичному, но более приятному на вид методу отрисовки «задника» единым куском. Для подсчета числа кадров анимации персонажей уже не хватает пальцев на обеих руках. Отсутствие пререндеренных роликов, памятуя о качестве видеозаставок в первой части игры, следует считать благодатью свыше. Ролевая система перестала напоминать дешевый плагиат S.P.E.C.I.A.L. и попыталась найти свое место под солнцем.

Как видите, подвижки в правильном направлении есть. Увы, их недостаточно для того, чтобы «Златогорье 2» могло претендовать на оценку выше 30%.

Виной тому главная проблема разработчиков — непонимание основ жанра. Едва появившись на свет, герой получает первое задание — отправиться в далекую Марвию и найти волшебника Шурба-Хала. Мотивация? До смерти затасканная история про Избранного и Возвращение Негодяя (в данном случае — подлого Чернобога), изложенная на трех страницах мануала, и больше ничего. Скелеты в шкафу, личные проблемы, харизматичные злодеи, глобальные политические события, жесткий прессинг обстоятельств остались в других, более успешных проектах. Тут есть только наивное «сходи в точку А, потому что где-то „там“ затевается что-то плохое». Вам нравится подобная «завязка»? Что ж, тогда приятных путешествий, не забудьте попутно сыграть в The Fate, Blade & Sword, Nightstone и Aaron Hall's Dungeon Odyssey.

Увы, вскоре становится ясно, что подобный подход, — не просто каприз, а торговая марка сценаристов «Златогорья 2». В погоне за эпичностью они раздули мир до огромных размеров, позабыв наполнить его яркими NPC, интересными квестами и глубоко проработанными побочными сюжетными линиями. На всем протяжении поисков Шурба-Хала, которые составляют едва ли не половину общего времени прохождения, в игре не случается ничего, что могло бы как-то оживить интерес, угасший еще во время прослушивания вступительного монолога.

С доставкой за ночь

Чем же заполнена игра? На 99% — «почтовыми» квестами, поистине огромным числом рутинных «федексов», выполняя которые ради денег, репутации, опыта или продвижения по куцему сторилайну, вам придется намотать не одну сотню виртуальных километров по пересеченной местности. Мы таскаем туда-сюда секретные послания, ингредиенты для отваров, ценные артефакты и прочий хлам, ибо только так здесь принято решать проблемы.

Как помочь девушке не умереть от голода? Бывалые ролевики с ходу выдадут дюжину всевозможных идей, однако у «Бурута» одно на уме — заставить игрока бежать в противоположный угол карты с письмом к мужу означенной дамы, где та просит выделить ей кусок мяса (!). Обратный вояж гарантирован.

Вас попросили выиграть турнир и принести кубок. Уже готовитесь к гладиаторским боям на арене? Расслабьтесь. Отдаете распорядителю 400 золотых, поскольку — сюрприз! — соревнования «внезапно» оказываются отмененными, и получаете приз.

Как уговорить колдуна снять проклятие с градоначальника? Забудьте об остроумии — надо всего лишь отбить у трех криворуких ИИ-стрелков никчемный амулет и доставить его владельцу.

Желаете помочь купцу протащить товар мимо таможни? Просто уплатите его подельникам из соседнего квартала энную сумму (почему торговец не в состоянии дойти туда самостоятельно — один из множества вопросов, висящих на совести дизайнеров игры).

Понадобилось спасти город от нашествия монстров? Тупо обходим всех NPC в районе, пока один из них с ходу не признается в злодеяниях. После чего игроку предлагается выбрать один из следующих вариантов ответа:

1. Э-э-э… И что дальше?
2. Тогда ты умрешь!
3. Хм… Я, наверное, лучше пойду…

Угадайте, пожалуйста, верную фразу.

Зложизнь

Вышеупомянутые реплики, изредка разбавляемые опцией «отдать N монет», так и или иначе присутствуют в каждом диалоге. Морально-этические дилеммы? Хитроумные загадки? Определенно, не в этой жизни. «700 колоритных и уникальных персонажей», упомянутые на обратной стороне коробки, в действительности оказались однотипными болванчиками, живущими в картонных городах. Цель их существования — произнести несколько слов, выдать квест и получить желаемую вещь. Даже амеба ведет более продуктивную жизнь. Наши напарники — всего лишь пушечное мясо без биографии и чувств, при расставании с которым совершенно не испытываешь сожаления. Стражникам глубоко наплевать на битву, проходящую буквально у них под носом. Кто сказал «реалистичный цикл „день-ночь“»? Господа, вы смеетесь?

Сухой канцелярский тон бесед и описаний, неуместные шутки, неприятно диссонирующие с попытками создать пафосную атмосферу фэнтезийного эпоса, режущая слух озвучка, вялые потуги стянуть у Arcanum стимпанковскую стилистику, незнание правила написания окончаний «ться»-«тся» — налицо все признаки дешевой любительской поделки. Всю игру мы мчимся по прямой сюжетной колее, чтобы в конце оказаться перед тоскливой развилкой «все будет плохо» — «все будет хорошо». Любой популярный фан-модуль для Neverwinter Nights в разы богаче, чем эта коллекция протухших идей.

Трах-Шу

Которые, к сожалению, не ограничиваются одним лишь дизайном. Парадоксально, но факт: «Златогорье 2» не умеет использовать собственную ролевую систему. Для героя предусмотрена одна-единственная модель, пол — исключительно мужской. Авторы сделали нам большое одолжение, позволив менять «дефолтное» имя Вертас на что-нибудь более приличное.

Умение «Красноречие» отпадает в полуфинале — «скрытые» ветки в диалогах не добавляют ничего, кроме возможности отделаться от собеседника с помощью денег. Маги — абсолютно мертворожденный класс. Вкладывать драгоценные баллы в «Воровство» бессмысленно, гораздо проще обчищать стоящие на улицах и в домах сундуки без каких бы то ни было печальных для себя последствий. В дополнение к природной хилости они зачастую оказываются не в состоянии поразить врага — самые замухрышечные монстры наделены нехилой сопротивляемостью к волшебству, а заклинания откровенно слабы. Впрочем, у воинов жизнь не дотягивает до эпитета «дольче вита» — во время боя противники ухитряются наносить по 4-5 ударов за ход, когда до упора «прокачанный» герой еле-еле выжимает три. Питье лекарственных напитков на поле брани является самым популярным занятием в «Златогорье 2».

Единственное, что используется по-настоящему, — навык «Следопыт», избавляющий от постоянных стычек с монстрами на глобальной карте, благодаря которым тошнотворные «федексы» становятся просто невыносимыми, а геймплей удлиняется в разы. Вряд ли еще какая-нибудь RPG сможет похвастаться таким плотным количеством супостатов на квадратный метр местности.

К счастью, ИИ беспробудно туп: враги всегда бегут к нам по прямой, маги предпочитают колошматить игрока посохами, а понятие «командные действия» здесь не освоят и в ближайшие 500 лет. Зато давать стрекача при сильной потере здоровья гады обучены на счет «раз». Схватка тотчас же превращается в утомительные походовые «салки», отягощенные попытками пристрелить труса издалека.

«Мама, я хочу быть почтальоном!»

Не зря ели хлеб только художники, отвечавшие за «задники», — их работа не вызывает отторжения и временами достойна сдержанных аплодисментов. Впрочем, безжизненность мира дает о себе знать и здесь. Виной тому — прибитые к полу NPC, скучный дизайн локаций и плохая анимация монстров (в «Златогорье», напомним, она была кошмарной).

Остальные элементы — первостатейные кандидаты на полет в помойное ведро. Вместо увлекательного рассказа — детсадовский «юмор» про подтяжки для карликов, который некоторые граждане по незнанию принимают за стеб. Вместо хотя бы одного интересного персонажа — 700 пустоголовых статистов. Вместо хорошего текста — тоскливые окололитературные экзерсисы людей, которым не мешало бы повысить свою квалификацию, прежде чем браться за коммерческие игры. Вместо оригинальных квестов — бесконечные «принеси то, принеси сё». Вместо единого мира — десятки мертвых населенных пунктов, в подметки не годящихся даже двум деревушкам из ToEE. Авторы благополучно стащили элементы из Fallout, Baldur's Gate и Arcanum, но так и не поняли, как вдохнуть жизнь в получившегося уродца. Качество программного кода удручает и после установки патча v1.2 — игра продолжает регулярно и беспричинно вываливаться в Windows1.

Впрочем, если вы с детства мечтали стать почтальоном-манчкином без единой мысли в голове, хватайте «Златогорье 2» не задумываясь.

1А в качестве персонального «бонуса» автор этих строк получил наползающие друг на друга буквы в диалогах и дневнике. Официальный readme.txt, ничуть не тушуясь, предложил весьма радикальное решение проблемы — удаление всех не используемых в данный момент шрифтов. Нет уж, господа программисты из «Бурута», лучше вставьте свои руки куда надо.