Светлая тема

Рецензия на игру GTR: Автогонки FIA в классе GT

Здесь вы могли бы увидеть долгое и нудное вступление на волнующую тему. Например, куда катится мир, увлекая за собой автосимуляторы. Но писать об этом мне не хочется, поскольку GTR — игра «в себе», существование которой лежит в плоскости параллельного игровой индустрии мира с его чартами и миллионами. Хочется просто играть, не думая ни о чем постороннем.

Наш выбор

В GTR есть три режима — «Arcade», «Semi-pro» и «Simulation». Первый режим говорит сам за себя. Удовольствие в разумных пределах гарантированно, однако покупать игру исключительно ради него не стоит хотя бы потому, что уже вышла ToCA Race Driver 2.

«Semi-pro» может составить конкуренцию любому симулятору, но искусственно завышенное сцепление шин испортит праздник максималистам. Мы, разумеется, рекомендуем «Simulation».

GTR в полный рост — это режим симулятора. Полтысячи кругов в напряженной гонке не всегда делают из игрока аса. Да и тысяча тоже. Правда, после нее вы наверняка сможете ездить без «помощников». Интересно? Тогда в бой!

Вся власть — реализму!

Главным пунктом предвыборной программы SimBin была борьба с неадекватным просчетом шин движком ISI и невнятной геометрией подвески, из-за чего движение болида нередко напоминало скольжение куска масла по раскаленной сковороде.

Внятного ответа на первый вопрос демо-версия не дала. Все было совсем неплохо, но на сладкое оставалась технология Live Track. Оценить ее работоспособность могла лишь итоговая версия с многочисленными «ботами», которым предстояло укатывать трассу. Возможности Live Track, конечно же, намного шире.

Помимо слоя частиц резины, учитывается температура окружающей среды и прогрева самой трассы. Это очень важно при выборе покрышек, ведь ковка победы начинается в боксах. Теперь придется иметь в виду, что мягкие покрышки не только больше подвержены износу, но и хуже ведут себя при высоких температурах. Повод задуматься — в Барселоне жара бывает и за сорок.

Чем ближе гонка, тем быстрее падает время круга. Финальный практический заезд обычно проходит по изрядно почерневшей траектории, заменяющей ideal racing line. Там, где результат, казалось бы, никак не улучшить, у таймера отвоевывается одна или даже две драгоценные секунды.

Есть и обратная сторона. Погода меняется динамически, а вместе с ней — состояние покрытия. Пока механики в боксах колдуют над машиной, небо может затянуть тучами, и температура естественным образом упадет. Еще неприятнее мелкий дождь, превращающий трассу в каток, — можно и не разглядеть, что дорога мокрая. С ливнем немного проще.

Двигатель прогресса

Большинство трудностей SimBin все-таки удалось преодолеть. Прогрев и износ покрышек, в отличие от GTR 2000 и вообще игр Image Space Inc., не вызывает огромного количества нареканий. Нельзя сказать, насколько верно ведется просчет, но по субъективным ощущениям уровень на порядок выше. Температурные характеристики и износ в GTR логически связаны и оказывают на динамику болида весомое влияние. Прослеживается и зависимость неравномерности износа от настройки дифференциала. Подробных карт, как в Richard Burns Rally тут нет, настраивается только жесткость в покое, но этого достаточно, так как мы имеем дело с классическим задним приводом.

Коварство шинных дел мастера, писавшего код для игры, проявляется, если не пользоваться «braking help»/«stability help» и отключить traction control с ABS. Тогда бережное отношение к покрышкам станет главной задачей. Грубая езда в поворотах — верная смерть.

Деликатного обхождения требуют и тормоза — характеристика из-за перегретых дисков начинает плавать, вплоть до полного отказа. В жаркую погоду оттормаживаться перед поворотами надо особенно бережно.

С обратной связью не все однозначно, ее не назовешь идеальной. Снижение уровня отдачи и числа эффектов сразу позволило пройти круг значительно быстрее. Парадоксально, но с минимальным уровнем машина чувствуется лучше, точность пилотирования возрастает. Возможно, дело в несовершенных настройках, однако в SimBin продолжают работать над этим аспектом — значит, не все замечательно.

Неплохой компенсацией за недостатки «фидбэка» послужила реализация устройства Track Ir. В автосимуляторах система, отслеживающая движение головы игрока, меняя при этом угол обзора в игре, пока не получила постоянной прописки. Кстати, в поворотах голова модели пилота заметно отклоняется — так действует симуляция боковых перегрузок, которые тоже честно считаются (см. MoTec).

Продолжай движение

На асфальте бельгийского Спа уже лежал слой резины от покрышек в сантиметр — обе демо-версии были изучены самым серьезным образом. Трасса основательно надоела, но теперь у нас есть все 10 треков и полный набор болидов.

Я советую дебютировать в nGT. В хорошем симуляторе разница между классами должна быть радикальной. В GTR за рулем болида класса GT ощущаешь, вместе с возросшей динамикой и отдачей мотора во всем диапазоне оборотов, что это совершенно другой автомобиль. Не пытайтесь сходу выдать в верхнем классе результаты, разительно отличающиеся от демократичного nGT. Поначалу просто не знаешь, как распорядиться развитым аэродинамическим оперением и тормозами, осаживающими звериную мощь шестисотсильного болида с точностью швейцарских часов.

Разработчики провели немало времени, оттачивая параметры каждого экземпляра. Это видно не только по внешности и великолепным кокпитам. У всех автомобилей уникальный характер, и к нему можно либо привыкнуть, либо принять, как наиболее близкий по духу.

Сперва нужно будет определиться с компоновкой: в ассортименте есть переднемоторные, среднемоторные и заднемоторные болиды. Все преимущества и недостатки подобных схем известны.

Взять тот же Porsche — он все делает задом. Центробежная сила в поворотах увлекает тяжелую корму на внешний радиус, заметно увеличивая избыточную поворачиваемость, да еще передние колеса необходимо дополнительно нагружать за счет спойлера и смещать назад тормозной баланс.

Иное поведение у переднемоторных машин. А уж с таким носом, как у Morgan Aero 8 и Chrysler Viper, вообще надо переучиваться ездить. С точки зрения легкости пилотирования предпочтительнее всего среднемоторная компоновка (в базе): и центр тяжести ниже, и развесовка по осям идеальная, и с тормозами проще.

Чтобы добиться прогресса, потребуются десятки часов упорной работы. Для игры приговор звучит излишне претенциозно, но это так. Освоение всех доступных болидов — непростое занятие.

Разработчики озадачили очень странными настройками «по умолчанию». Скажем, передаточные числа КПП настроены так, что больше 200 км\ч разогнаться невозможно. Остальные параметры тоже взяты с потолка. Подгонка оптимальных настроек под каждую трассу отнимает не один десяток кругов на тестовых заездах. Выходит, практиковать сразу на нескольких машинах — роскошь, которую могут позволить себе далеко не все.

Деготь

Для сетевых баталий GTR — наилучший вариант. Продуманная физика, хорошая динамика и инерция, грамотное распределение массы, неплохо проработано физическое взаимодействие при столкновениях. Не последнюю роль играют тщательно смоделированные трассы. Как и было обещано, они проектировались с помощью GPS. Геометрия также на высоте, приходится заниматься настройкой подвески и амортизаторов.

Удручает общий уровень графических решений, целиком позаимствованных у устаревшей F1 Challenge. Отсюда — невыразительные аварии, пустые трибуны и безжизненные боксы. Повторы, конечно, не исправили, в них по-прежнему никакой информативности.

Еще хуже обстоит дело с соперниками. Чемпионат жизнеспособен, но ИИ оппонентов страдает классическими заболеваниями. Отчетливо видно, как коллеги перетормаживают и все равно показывают отличное время круга. Не отвлекайтесь на квалификацию, на старте несложно попасть в тройку лидеров, начав с хвоста пелетона. И чем дальше до первого поворота, тем больше шансов. Бороться за позицию ИИ не умеет, а атакует топорно и грубо, что нередко заканчивается совместным вылетом с трассы. Хотя к запрограммированным роботам соперники не относятся — все-таки они довольно часто ошибаются.

На старт

Каким бы серьезным имитатором ни была GTR, следует признать, что это — терпимая игра. Бояться не нужно, всем достанется по способностям. Учитесь и помните, что так симулятор GT еще никто не делал.