Светлая тема

Рецензия на игру Half-Life 2

Он явился на бой позже всех, но никто не сказал и слова. Деловито зарядил защитный костюм от ближайшей розетки, вымученно улыбнулся и фомкой выдернул из темного угла насмерть перепуганного морпеха. Толкнул плечом коренастого детину в красной с белым рубахе. Жестом одобрил реактивный ранец темноволосой красотки. С уважением взглянул на хмурого мачо с окровавленным колометом. Подошел к барьеру. Поправил очки.

И рассмеялся. Громко. Заразительно. Потому что последний.

Человек года

Шесть лет назад мы покинули Гордона Фримена в темном вагоне метро, сделав выбор, навеки изменивший всю его жизнь. Физик, показавший миру, каким бывает настоящий «киношный» шутер, вернулся без объяснений, молча ступил на вокзальный перрон и с головой окунулся в обшарпанную реальность постсоветского тоталитаризма.

Тесные дворики поздней «сталинской» застройки с насквозь проржавевшими качелями, клочья грязно-желтой краски на стенах, поросшая бурьяном окружная железная дорога, бесхозные «Жигули» в пустынных тоннелях и ощерившаяся трубами промзона… Здесь царит дух оруэлловщины, в глазах рябит от фотовспышек вездесущих сканеров, а с гигантских экранов льется классический душ для мозгов.

City 17, коллективный портрет всей Восточной Европы, променял социализм на иго пришельцев из соседнего измерения. Где бы вы ни были, отовсюду видна Цитадель. Эта массивная, внушающая благоговение стела, чей шпиль теряется в стратосфере, не просто возвышается над миром; она растет, ежечасно подминая под себя кварталы и улицы уродливыми металлическими ступнями.

Valve сменила низкие потолки лабораторий «Black Mesa„1 на пейзажи под открытым небом, оставив в неприкосновенности идею замкнутого пространства. На протяжении четырнадцати глав мы гуляем по канализации, заброшенным заводам, кладбищу кораблей на берегу обмелевшего моря, полуразрушенным “спальникам», тюремным застенкам и мрачной, почти готической деревушке Рейвенхолм, но в итоге все равно возвращаемся на привокзальную площадь, дабы увидеть, как огромное лицо злого доктора Брина разбивается о восхитительно выпуклую брусчатку.

Гравитационная постоянная, или Physics is phun

Для проекта с шестилетним сроком создания Half-Life 2 на удивление скоротечна. Четырнадцать глав, перетекающих друг в друга, точно ртуть, проносятся перед нами за десять часов. Разработчики четко знают, когда следует двигаться дальше, как будто они вымеряли геймплей с секундомером в руках: эпизоды заканчиваются, едва успев надоесть, уступая место совершенно иным заданиям. Подобно TRON 2.0 и Tribes: Vengeance, игра искренне заботится о том, чтобы игрокам не было скучно, вытаскивая из шляпы все новых и новых кроликов.

Поездка на багги, разбавленная рискованными пешими прогулками, сменяется забавным командным экшеном в исполнении муравьиных львов. «Зачистка» квартир и подвалов превращается в крупномасштабные народные беспорядки с участием смертельно опасных страйдеров, чьи вопли сочно резонируют в сабвуфере и оконных стеклах. Еще недавно мы резали дисками толпы безмозглых зомби, а теперь прыгаем по дрожащим опорам моста в надежде успеть до ящика с ракетами прежде, чем нас прикончит босс-вертолет. Побег из тюрьмы внезапно переходит в серию «оборонных» фрагментов, где залог победы — грамотная расстановка турелей, а в финале правила и вовсе лопаются по швам, обнажая умопомрачительно залихватскую пробежку по Цитадели.

Half-Life 2 гораздо старомоднее, чем кажется. Снова, как и в 1998-м, нас катают по рельсам, загоняют в коридоры «невидимых стен» и время от времени поторапливают нагловатым «респауном» далеко не самых умных врагов. Тут бы надо возмутиться, вышвырнуть все пять дисков в окно и разбить палаточный лагерь возле офиса Valve, но… не хочется.

Вся соль — в разнообразии. Покажите человеку хороший дизайн уровней, дайте ему 11 видов оружия, каждый из которых обязательно пригодится в ходе путешествия, приправьте видеоряд богатым звуком, и вот уже не Фримен, а игрок уклоняется от пуль спецназа. Именно поэтому HL2 заслуживает сравнения с вагонеткой Индианы Джонса из «Храма судьбы», а Doom 3 и Far Cry — с сонными подмосковными электричками.

Кроме того, Valve первой удалось добиться стопроцентной отдачи от физического движка Havok. Желатиновые трупы, катающиеся по полу бочки и разлетающиеся обломки ящиков, ставшие непременным атрибутом любого мало-мальски приличного шутера, после 16 ноября — больше не писк моды. В HL2 приходится вспоминать простейшие законы механики, а не искать особо незаметные рубильники. С помощью подручных средств мы поднимаем рампы для разгона глиссера, собираем стопки из картонных коробок, чтобы разграбить помеченную лямбдой «секретку», и ходим по радиоактивной жиже, перекладывая с места на место вовремя прихваченную деревянную тару.

Самое интересное начнется позже, когда Гордон получит gravity gun, способный переносить, притягивать и отталкивать объекты. Жалко тратить патроны на «жителей» Рейвенхолма? Возьмите лезвие циркулярной пилы и запустите его в супостата, порезав уродца на две аккуратных половинки. Замучила турель? Мощным импульсом сбейте нахалку с ног и полюбуйтесь на истерику поваленного устройства. А уж как приятно видеть свисающего с потолка «языка», поперхнувшегося пылающей бочкой бензина!

На сладкое нам подарят улучшенную гравипушку, но приличия требуют о ней умолчать. Грешно портить такие сюрпризы. Спешите видеть!

Щупальце, которого не было

А вот историю, как ни крути, высмотреть не удается. Тонкая, словно масляная пленка на луже, она живет в параллельной реальности, иногда проявляясь в виде персонажей, уязвимых только на сложности «Hard». Второстепенные герои — Аликс, бывший охранник Барни Калхун, пастор Григорий — выходят на сцену исключительно в указанных местах, отвешивают очередной пинок сюжету и растворяются на заднем плане, оставляя авторам достаточный простор для доброй дюжины дополнений.

В принципе, события HL2 можно уложить в одну-единственную фразу, не упустив при этом ни одного важного поворота. Где затерялись сотни страниц сценария, упомянутых Гейбом Ньюэллом (Gabe Newell) в интервью сайту GameSpot — там же, где бесследно пропали лиловое щупальце, пронзавшее охранника в рекламном Е3-ролике, уровни из украденной прошлой осенью альфа-версии, достоверный до последнего болтика танкер «Бореалис» и хитроумная ловушка с бревном-на-канатах?

Безукоризненная синхронизация движений губ с речью, естественная реакция на наши действия… Valve правильно вложила треугольники, сотворив не пластиковых пупсов, но настоящих людей, наделенных потрясающей мимикой и живыми глазами, и не сумела реализовать и десятой доли потенциала своей новаторской технологии. Диалоги, общей продолжительности которых хватит максимум на пару миссий No One Lives Forever, не позволяют виртуальным «актерам» показать свои способности в полной мере, а о драматизме авторы вообще вспоминают лишь под занавес шоу. Эй, мистер Лейдлоу (Marc Laidlaw), где ваш хваленый писательский дар?

И дело не в растраченных попусту возможностях, а в отсутствии у Valve желания ответить хотя бы на простейшие (и очень старые) вопросы. Конечно, сиквел не обязан все разжевывать, но Half-Life 2 набрала воды в рот и молчит, с каждым днем порождая все больше диких теорий.

G-Man и Фримен — кто они на самом деле? Что случилось в «Black Mesa»? Кем являются «Combine» и для чего им понадобилась Земля? Почему с ними сотрудничает доктор Брин? С чего вдруг некогда враждебные вортиконцы стали лучшими друзьями человечества (а заодно обрели чувство юмора)? Вы можете пропахать City 17 с микроскопом в руках, но не найдете и крохотного намека. Финальная речь Чиновника, призванная расставить все точки над «i», звучит так, будто он извиняется перед нами за короткий, нелепо скомканный сторилайн, и жирное многоточие вместо развязки.

Погаснет последний кадр, по экрану поползут титры, а мы будем по-прежнему в миллиарде световых лет от раскрытия тайны, обманутые, расстроенные, но все же удивленные тем, как ловко нас надули.

О том, что можно сделать с GeForce4 MX

Обман населения поставлен на широкую ногу. Source Engine лишен причудливых теней Doom 3, а его самая крупная карта едва ли накроет одну шестую любого куска джунглей Far Cry, но зато он знает толк в шейдерах и хороших фототекстурах, придающих картинке грубую приземленность действительности.

Потускневшая краска на бампере автомобиля, блики тусклых фонарей на неспокойной поверхности подземной речушки, натуралистичный мусор в полуразгромленном доме — из таких мелочей соткана атмосфера Города номер 17, заполняющая сюжетный вакуум. Здесь нет крикливых оттенков, а глянцевый бамп-мэппинг, из-за которого в иных играх кажется, что всё облили подсолнечным маслом, использован строго по назначению.

Source Engine шустро работает даже на таком антиквариате, как GeForce4 MX. Добротная оптимизация под многие видеокарты и процессоры, отлаженный, как дорогие швейцарские часы, программный код, и трюки с детализацией удаленных объектов творят истинные чудеса. О зрелищных спецэффектах, доступных с DirectX 8 и выше, можно смело забыть, но HL2 все равно смотрится симпатично. А мультиплеер, закаленный в горниле бета-тестирования Counter-Strike: Source, и всемерная поддержка модификаций (пусть и через трижды проклятый Steam2) дают все основания верить в светлое будущее «полураспадного» движка.

Road trip

Half-Life 2 — игра, где важен не результат, а процесс. В конце нас обведут вокруг пальца, крепко посадив на крючок с цифрой «3», да и весь сценарий без труда умещается на носовом платке… Но стоит ли горький привкус разочарования десяти часов безостановочного, яркого, захватывающего душу и сердце экшена экстра-класса?

О да.

1Неизвестный гений, отвечавший за русский текст игры, не мудрствуя лукаво, выдумал дикое словосочетание «Черная Меза» (хотя «mesa» — отнюдь не родственница межи, а столовая гора). Этот же гражданин ухитрился нафаршировать локализованную версию субтитров тоннами позорных ляпов и, пардон, «ламерских» опечаток. Редакция AG полностью разделяет мнение компании «Софт Клаб», отказавшейся выпустить Half-Life 2 в комплекте с этой жалкой, непрофессиональной пародией на перевод.

2Параноидальная Valve жестоко наказала всех, кто еще не обзавелся доступом в Интернет, — без него «лицензионку» запустить невозможно. И почему в России так популярны пиратские версии? Хм… дайте подумать…

Рецензии пользователей
на Half-Life 25

топ топ топ, до сих пор выглядит достаточно свежо
Проходил первый раз и на последней локации, случайно сломал в самом начале подъемную платформу
Топ
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»
9/10
Сюжета по современным меркам не так уж много, а геймплейно шедевр.
Игра, безусловно, очень крутая и высоко оценена сообществом. Лично мне она не показалась чем-то прям "Шедевральным", хотя, возможно, это просто не совсем мой жанр.
«Проверено временем»