Светлая тема

Рецензия на игру Ex Machina

Людям всегда нравилось заигрывать с темой конца света. Миллионы погибших, горящие города, безысходность, страх… и раздолье. Разве вы не мечтали с ветерком прокатиться по миру без этих чертовых пешеходов?

Газ для всех, даром, и пусть никто не уйдет

Но сначала нужно отправить на тот свет 99% настырных двуногих, не попортив «шкурку» планеты. Экологическая катастрофа и атомная война отметаются сразу. Идеальный выбор — ядовитый газ, занесенный из далекой-далекой галактики некстати сбитым НЛО. Эффект — как на открытках: заливные луга, непролазные джунгли и вечные пустыни, слегка приправленные постиндустриальной скверной. Выжили лишь те, кто догадался надеть странные маски. Лихой маневр: и сюжет неожиданную глубину приобрел, и на анимацию лиц тратиться не пришлось.

Наш герой, цепляя бортами множество клише жанра RPG (начиная с «враги сожгли родную хату»), колесит по действительно обширным областям. Над рельефом и достопримечательностями основательно потрудились — развалины античных храмов, минареты, промзона, горные озера… Да и картинка, сочная, насыщенная спецэффектами, не подкачала. «Пламенный мотор» фурычит почти без перебоев, если не разглядывать микроскопические погрешности вроде изредка повисающих в воздухе островков травы. До эталона стабильности Ex Machina не дотянулась, но подобралась к нему максимально близко.

Игру нельзя назвать «одноразовой». Разработчики сделали ветвящуюся сюжетную линию с несколькими концовками. Их сил хватило даже на пару-тройку «этических» квестов. Однако создать интригу, подстегивающую к наматыванию километров на спидометре, они почему-то не смогли… Сценарий справляется исключительно с ролью смазки для геймплея, и не более того.

Машина = свобода?

Доступные возможности выглядят аппетитно. Пять грузовиков, поиск приличных кузовов и кабин, полдюжины вариантов покраски — совсем как в «Космических рейнджерах», а то и лучше. Машины отличаются не только прочностью брони и внешностью, но и числом ячеек для оборудования и оружия. Средств уничтожения предостаточно — крупнокалиберные пулеметы, минометы, орудия, ракеты, лазеры, мины… Все классы по-своему интересны. «Стволы» можно объединять в связки или бить залпом. Следы «принятых на грудь» зарядов шрапнели остаются на корпусе, и он быстро становится похож на коробку из-под обуви, в которую пальнули из охотничьего ружья. Залп, другой — и противник исчезает во всполохах огня, разлетаясь на куски. Отскакивающие от остова и укатывающиеся колеса смотрятся превосходно. Казалось бы, воюй — не хочу.

Увы. Большую часть прохождения (навскидку — две трети) нам предлагают автомобили и вооружение, достойные единственного эпитета — убогие. Зато есть осязаемый стимул добраться до вожделенного «Миротворца», обвешать его самыми модными примочками и стать «королем дороги», стремительным, вертким и смертоносным. Вот тогда-то и начнется настоящая игра. До него же сражения будут напоминать брачные танцы каракатиц. Гораздо приятнее и выгоднее покинуть поле боя, сверкая задним бампером, чем лениво маневрировать и пытаться поджарить оппонента.

Не заладилось со стычками? Elite-подобная игра — это еще и «симулятор торговца». «Купил-продал, прибыль»… Ошибиться нам не дадут, поскольку в каждом городе отпускают один (!) вид товаров. Находим на карте сулящее барыши место — и «по коням»! Эргономика деловых поездок близка к идеалу — к нашим услугам удобный компас-радар, расстановка собственных навигационных точек, прейскуранты в поселениях. Жаль, что она используется вполсилы.

Маленький совет — держитесь проложенных трасс. Попробуете срезать — резко замедлитесь, разобьете машину (при должном разгоне любой ухаб отправляет ее в полет на 2-3 метра в высоту) или заблудитесь. Решение всех проблем… Правильно, могучий грузовик «Миротворец», которому бездорожье нипочем. Помните, когда он появится?

Перепало ли Ex Machina что-нибудь, не вызывающее нареканий? Да, и это ее главная особенность — свобода путешествий. До «Космических рейнджеров» бесконечно далеко, но трехмерные ландшафты и двумерные панорамы космоса — не одно и то же. А если плюнуть на нудную «линию партии», забить кузов стеклотарой и рвануть через полконтинента, любуясь закатом, стреляя в грабителей и приветственно сигналя мирным купцам? Смысла — ноль, однако именно так от игры можно получить максимум удовольствия. Расслабленному времяпрепровождению способствует и бодрый динамический саундтрек (кстати, некоторые композиции Targem Games раздобыла, проведя на своем сайте «музыкальный» конкурс).

Правда, после очередного рейса по опостылевшей автостраде запоминаешь все кочки, а гоняют по ней без перерыва. Преодолеть 5-10 километров в оба конца, пусть и со скоростью 150 км/ч, лишь кажется плевым делом. В первый раз — интересно, в десятый — тоскливо.

Fed Ex Machina

С расстояниями мы боремся постоянно. Задания — почти беспросветная «почта» и «kill them all». Случайным квестам, намного более уместным, чем в Metalheart, это простительно. Но когда нас посылают высоко в горы, дабы мы нашли и взорвали двух роботов, а по возвращении направляют туда же и с той же целью… Похоже на издевательство. Апогей испытаний на выносливость — марафонский пробег по пяти локациям. Впрочем, ветеранам «Дальнобойщиков» такой подход может и приглянуться.

А ведь в Targem Games умеют придумывать и «живые» поручения. Например, поиски артефактов в руинах циклопического завода, отсылки к фильму «Знаки», кольцевые гонки. Неплохо смотрится и «командная работа» — сопровождение каравана.

Попытки оживить игру «фирменным юмором» оставляют гнетущее впечатление — сильнее всего досталось пресловутой «розовой кофточке» и «королю римейков». Эпические отрывки («арабские» районы, исторические книги, контакт с пришельцами) хороши, но без червоточинки снова не обошлось. Они не всегда ладно сочетаются друг с другом, что иногда заметно мешает погружению во вселенную игры.

Стоит сказать пару слов и о ролевых элементах, промелькнувших в features-листе. Впоследствии авторы честно признались, что не будут заниматься ими полноценно. Благодаря разнообразным апгрейдам укороченность «прокачки» ощущается слабо, а вот без нормальной системы общения неуютно. Завербовать владельца броневика, едущего по своим делам, для налета на бандитское логово или хотя бы поговорить с ним? Нельзя. Выбрать в диалоге влияющий хоть на что-то вариант ответа? Не считая банальных отказов от заданий, таких мест мало. Нелинейность? Нечастая гостья. И любит приходить без предупреждения.

* * *

Выносить вердикт проекту екатеринбургских разработчиков сложно. На одной чаше весов — удобство, отличная концепция, достойное техническое воплощение и здоровая харизма. На другой — очевидная незавершенность, недостаток «шлифовки» и флегматичность. Если вас не пугает неторопливый и чуть-чуть однообразный геймплей, то игра вам понравится. Главное — не придавайте значения рекламной «зазывалке» «Fallout на колесах». У Ex Machina нет ничего общего с шедевром Interplay. И еще — не рвитесь к финальной заставке по кратчайшему пути. Просто попытайтесь прожить в этом мире несколько дней.