Светлая тема

Рецензия на игру Герои уничтоженных империй

Идея совместить ролевую игру и классическую фэнтезийную RTS далеко не нова. Warcraft 3 доказала, что два жанра могут ужиться в тесной коробочке, а сериал SpellForce впоследствии отшлифовал созданную в стенах Blizzard формулу.

Прогресс и работа над ошибками — это у них, на диком и меркантильном Западе. На территории бывшего СССР до сих пор жива мечта об «идеальной игре», поэтому производственные процессы протекают иначе. Вопреки историческим реалиям, Heroes of Annihilated Empires обладает всеми признаками пионера-первопроходца. Я не сомневаюсь в том, что она соберет достаточно поклонников (GSC Game World не такая компания, чтобы выпускать сырые и некачественные проекты), но если, блуждая по виртуальным мирам, вы потеряли розовые очки, приготовьтесь к неприятным сюрпризам.

Герои ролевых империй

HoAE — жизнь в постоянном ожидании чуда. Взять хотя бы сюжет, заставивший меня проскочить первые главы на одном дыхании… а доигрывать, что называется, через силу. Заунывная байка о лезущих из-под земли мертвяках скрывает в себе великую загадку. Следы танковых гусениц в центре священной рощи, остатки реактивного самолета на пригорке — откуда это? Не ждите нормального ответа. Пробившись сквозь мясорубку 15 уровней, спешу разочаровать вас: романтические посиделки с пришельцами из будущего — удел сиквелов (авторы планируют трилогию). Ну а пока затяните пояс, обнажите сверкающий меч и в тысяча второй раз спасите мир от сборища полуразложившихся «мутантов».

В Heroes of Annihilated Empires помещены все типажи рядового фэнтези-боевика. Вот упрямый и бестолковый король, готовый скорее погибнуть, чем признать собственную неправоту. Вот полногрудая и непослушная принцесса, чьи бездонные глаза плохо сочетаются с замашками батяни-комбата. А вот и наш протеже Эльхант — остроухий патриот, внезапно решивший, что именно от него зависит судьба эльфийского народа. Далее по накатанной, вплоть до хрестоматийного «путешествия в Аид» и поисков крутого артефакта.

Редкая миссия требует отстройки базы. Солидный кусок посвящен одиноким скитаниям по переполненным монстрами картам. Будучи настоящим солдатом, Эльхант не задает лишних вопросов составителям брифинга. Защитить союзников, перейти из пункта А в пункт Б (попутно порубив в капусту толпу упырей), прирезать породистое чудище, уничтожить «фабрику» по производству зомби — многие поручения укладываются в жанровые шаблоны. Уровни линейны, но главную трассу то и дело пересекают интригующие тропинки. Вам кто больше по душе — живые мертвецы или гигантские пауки? Срезать путь (выбрав спарринг-партнеров) несложно, только не рассчитывайте, что основная задача упростится. Охота за мирно сидящими по углам змей-горынычами куда прибыльнее. Во-первых, за каждый трупик подкидывают золотишко, а во-вторых, убийство особо толстого дяди часто поощряется полезным подарком.

Система развития персонажа вряд ли поразит знатоков RPG. Заполнив столбик «экспы», мы получаем возможность увеличить какой-нибудь из внутриутробных параметров. Единичка к атаке, более крепкая шкура (игра вычисляет бонус, исходя из типа оружия), эффективность регенерации здоровья и маны, скорость рубки голов — выбор небогат, зато все понятно даже первокласснику. Лишь самые начитанные игроки сумеют внятно объяснить суть THAC0 из Baldur's Gate; а в Heroes of Annihilated Empires «броня» вычитается из повреждений, которые наносит (вернее, пытается нанести) противник. Проще не бывает. Предметы позволяют превратить дохляка в Геракла. Кольчуги, кольца, целебные бутылки и прочее барахло выпадает из убиенных красавцев и продается в магазинах. Хотя о сказочном изобилии SpellForce (не говоря о полновесных RPG) мечтать бессмысленно.

Впрочем, любое сравнение с блокбастером от Phenomic не в пользу украинских программистов. В SpellForce можно было расхаживать по миру и возвращаться на уже «зачищенные» локации. В HoAE свободы не больше, чем в кольцевых автогонках; забыл зайти к торговцу до завершения задания — сиди кукуй. Жесткая помиссионная структура для RPG (в отличие от RTS) сродни удару ниже пояса. С балансом творится нечто невообразимое. Поначалу мы успеваем следить за сюжетными перипетиями и любоваться пейзажами, но вторая половина приключений представляет собой нескончаемый поток «фарша». Сотни бесстрашных уродов прут огромной лавиной. Спустя 3-4 часа я заметил, что невольно становлюсь «манчкином», ибо прокачка здесь не средство, а самоцель. Надоело постоянно проигрывать? Найдите такое место, где на вас регулярно и тупо выбегал бы мелкий отряд, и ненадолго оставьте героя (обратите внимание: на каждой карте есть level cap). Работает, правда? Ближе к финалу хрупкий с виду Эльхант способен дать фору былинным богатырям. Махнет рукой — и вражеское воинство валится наземь, достанет из колчана калены стрелы — драконы, аки спелые яблоки, сыплются с небес, а сотворит парочку магических пассов — и привет. Mission completed.

Не любите колдовать? Ничего не попишешь. Памятуя о неоднократно приведенной в пример SpellForce (CRPG обычно не приемлют многогранности), я культивировал на грядке чистокровного воина, однако по ходу игры Эльхант обзаводится несколькими мощнейшими заклятиями, игнорировать которые попросту глупо. Скажем, «Celestial Light» заменяет взвод тяжеловооруженных кентавров. Странность всего одна (но какая!): если вы, неровен час, захотите изменить порядок карточек со спеллами, придется заплатить как за их использование.

Тактика уничтоженных героев

Стратегическая часть склеена из клише и банальностей. Начальство выдало компанию «пейзан» (их роль с успехом исполнят крошки-феи или гремлины)? Значит, надеваем каску прораба. Казармы ритмично «выстреливают» партии солдат, шахты потихоньку что-то добывают, автоматические башни отваживают прохожих… Отрадой милитариста стал увесистый мешок апгрейдов. Пять минут шаманства (при наличии ресурсов) — и пушки стреляют дальше, а ребятушки бьют сильнее.

Четыре противоборствующие расы показались мне очень знакомыми. Эльфы без промаха строчат из лука, ворчливые гномы ловко орудуют мультипликационными мушкетами, «отморозки»-cryo растят волосатых мамонтов и йети, а undead стращают публику подвывающей мертвечинкой. Обещанный терраморфинг — типичная рюшечка «чтобы было», чем-то подобным славился еще StarCraft. Ландшафт вокруг поселения меняется в зависимости от расовой принадлежности его обитателей. К счастью, разработчики не ограничились чистой эстетикой. Например, ледяной гигант, гуляющий по пустыне, неминуемо начнет таять, и только прохлада родного заполярья приведет его в чувство.

Вы спросите о тактике? Бесполезно искать то, чего нет. Бесценный опыт «Казаков 2» пропал втуне. Несмотря на присутствие командиров и автоматические построения баталия мгновенно деградирует до состояния неуправляемой потасовки, в которую периодически жахают рукотворные молнии. Неожиданное оружие победы — катапульты, наделенные неплохой броней, 100-процентной защитой от магических атак и слоновьим запасом «здоровья». Прикатили долгожданные танки!

Если же говорить о визуальных красотах… Фиксированный «зум» не дает приблизить камеру к земле и в подробностях изучить угловатую фигуру Эльханта и его коллег-миротворцев. Причина кроется в технических свойствах: на массовку полигонов не хватило, добро пожаловать в 2D. Толпа ярко-синих (sic!) вурдалаков, слившаяся в единое шевелящееся пятно, представляет собой удручающее зрелище. Количество — это замечательно, но нельзя забывать и о качестве. После Battle for Middle-earth 2 смотреть на картонных болванчиков противно, особенно при тоскливой звуковой поддержке «симфонии мечей».

Империя потерянной сказки

«Бюджетный» вариант SpellForce. Авторам не стоило сводить RPG-составляющую к линейным диалогам и примитивной прокачке. Да и в стратегическом плане не все так гладко, как хотелось бы. Словом, ни рыба ни мясо.

P.S. Многопользовательский режим — лучшее, что есть в игре. Впервые нам предложили полноценный выбор между обустройством военного городка и героическими похождениями. Об «эффекте разорвавшейся бомбы» рассуждать рано, однако экспериментировать довольно-таки интересно.