Светлая тема

Рецензия на игру Герои меча и магии 4: Грядущая буря

Хексис вжался в почерневший от файрболов камень и нервно стрелял глазами по сторонам. Бежать было некуда. Пять героев окружили его и теперь насмешливо ухмылялись. Самые неприятные и страшные гримасы строил гигантский варвар в тигровой броне, легко перебрасывавший из руки в руку здоровенный заиндевевший молот весом не менее тридцати пудов. На его ручке блестела гравировка "Doggwoggle's Prize. Do NOT Try to Steal." Имя владельца молота было знакомо Хексису не понаслышке - именно этого богатыря волшебник долгое время пытался уничтожить. Впрочем, попытки пришлепнуть остальных членов пятерки тоже провалились. И сейчас Хексис испытывал жуткий дискомфорт в столь неудачно подобравшейся компании, особенно без такой приятной синенькой полоски маны над головой. Хотя… имп с ней; главное - его самая важная полоска, красная, отображавшая состояние здоровья, замерла в двух пикселах от левого края и не давала герою 40 уровня никаких шансов на бегство. Хексис понимал, что убить его сейчас можно чуть ли не плевком.

"Не слишком-то он крут", - пропела дамочка в сверкающей кольчуге и с мандолиной под мышкой. "Да уж", - осклабился маг в мантии, достойной суперспециалиста по Хаосу. Меж его пальцев то и дело проскакивали молнии, а в глазах веселился бешеный огонек.

Варвар сделал шаг вперед, разом преодолев расстояние, отделявшее его от Хексиса.

- Ты труп. Почти. Что делать будешь, бестиарный сынок проклятого скелета?

Лицом Хексис, прямо скажем, не вышел. Провал вместо носа, пустые глазницы - образчик мага смерти в своем банальном воплощении. Звуки, раздавшиеся из его "рта", напоминали скрип тележки, но слова пока еще можно было различить.

"Пощадите меня! Я больше не хочу уничтожать мир!". Громкое дружное "Бухахахаха!" было ему ответом…

Внезапно раздалась мелодия с арабским мотивом. Варвар засунул руку куда-то глубоко под броню, выудил старую потертую Nokia 8850, нажал левую зеленую кнопку (обучение этому действию отняло у него пару недель) и стал прислушиваться к далекому голосу, временами отвечая собеседнику: "Да, тута", "Почти сдох", "Как-как?!", "Да ты что, это садизм!", "Просто", "Ага!", "Смайлики", "Так и сделаю!", "BB".

Закончив разговор, Доггвоггл нежно убрал мобильник и сообщил своим друзьям о решении Хозяина. Лица у них вытянулись от удивления. Впрочем, не менее изумленным выглядел и слышавший все Хексис, вскочивший и завопивший изо всех сил: "Нееееет! Только не это!".

"Поздно пить Иммортажом, когда печенка отвалилась", - издевательским голосом сообщил миляга Боб и что-то шепнул на ухо Агранели, барду с мандолиной. Она хихикнула и, взмахнув рукой, сотворила пятерых волшебных драконов. Те, выслушав телепатический приказ повелительницы, направились в сторону завершавшейся битвы, над которой сверкали молнии и закручивался гигантский водоворот чернейших облаков.

Хексис, уже насильно посаженный на землю рукой варвара, лишь беззвучно плакал, уткнувшись костяным подбородком в не менее костяные фаланги пальцев. Впрочем, жалости ему ожидать не приходилось, - уж больно он всем насолил в Gathering Storm.

Через несколько ходов к камню проследовала мирная демонстрация в составе аплодирующих волшебных драконов и двух гаргантюа, невообразимо сконфуженных такой встречей. Словно провинившиеся бабуины, гаргантюа приблизились к Тому-С-Кем-Нельзя-Воевать (а проще говоря, к Доггвогглу) и подставили ему шипастые спины. Варвар, поплевав на гигантский ноготь большого пальца, принялся выводить на их панцирях примитивные закорючки. Первая надпись гласила - "За глючный и тормозной мультиплеер", вторая - "За отсутствие фантазии".

Когда дело было сделано, Доггвоггл подошел к Хексису и, несмотря на жалкие попытки того сопротивляться, накорябал на лбу зловредного мага три символа: что-то похожее на русскую букву З, правую половинку круга и полноценный нуль. Затем варвар силой поставил Хексиса в позу Цербера и, поколдовав над молотом, прикоснулся им к челу волшебника. В одно мгновение волна холода охватила скелета и навсегда заморозила его последний крик. Доггвоггл отошел к своим друзьям, после чего они дружно двинулись прочь от камня, не оглядываясь на уже оклемавшихся гаргантюа. Меньше чем через минуту по округе разнеслись похотливые животные стоны, - только человек с плохой фантазией не смог бы представить себе всех издевательств бывших рабов над своим бывшим владельцем. "Да... Хозяин знает жестокие способы мести", - подумал варвар и дьявольски улыбнулся. Приключение закончилось, пора возвращаться домой.

Белый пепел

Можете меня расстрелять, распять или четвертовать. Признаю свою ошибку с выставлением оригинальным HoMM 4 высокородных 9.5 баллов. Правда, ту оценку я выдал с упреждением, искренне полагаясь на добрую волю 3DO, и с надеждой на скорейший выпуск патчей как для исправления глюков, так и для добавления мультиплеера. Добрая воля у 3DO ушла погулять вместе с доброй половиной сотрудников компании, а мультиплеерный патч увидел свет спустя шесть с лишним месяцев - срок совершенно неприличный во всех смыслах. Более того, патч получился, мягко говоря… впрочем, об этом ниже.

Математический практикум

В цифрах аддон The Gathering Storm смотрится весьма посредственно. Имеются: 5 новых героев; 6 кампаний, в сумме 24 миссии; 16 комбинируемых артефактов; 4 вида новых юнитов, впрочем, недоступных игроку для найма; чуток малозначащих построек на карте. Ну и, конечно же, несколько новых одиночных и многопользовательских карт вкупе со слегка подретушированным редактором.

Вот так, скромненько и безвкусно. Первые пять из шести кампаний посвящены коллекционированию уникальных сборных артефактов каждым из пяти действующих лиц, ведущих поиски мерзопакостного мага Хексиса, которому пришло в голову стереть в порошок весь мир. История, прямо скажем, неоригинальна.

В большинстве случаев единственной целью наших похождений является прокачка персонажей до "потолка", ибо в этом есть сокровенный смысл - единственная, самая последняя миссия представляет собой хоть какую-то задачку для мозгов, хотя тоже не шибко сложную.

В каждой кампании войска обычно требуются в первой, максимум - во второй миссии; далее развившийся герой может ходить без свиты, пинками разгоняя нейтральные войска и взглядом захватывая вражеские города. Жалкие стайки новых, TGS'ных юнитов, прихвостней Хексиса (подробные описания - в ГУголке), не в силах противостоять напору магов и варвара 20-30 уровней. В итоге вместо сложной игры, какой полагается быть аддону, мы получили эдакий походовый Diablo, где армии практически не нужны. Where Art Thou, Cyberlore, в свое время сварганившая отличный аддон для HoMM 2…

Multiiiiiiii… Connection failed

Впрочем, скучная кампания - полбеды. Многие любители "Героев" купили себе TGS лишь из-за встроенного мультиплеерного патча, ибо качать его отдельно и мучиться потом с установкой мало кому хотелось. Что тут можно сказать… мультиплеер, безусловно, присутствует. И даже отличается повышенной интересностью. Но, к моему огромнейшему сожалению, практически неиграбелен. Из соображений цензуры я не могу привести здесь список всех слов, произнесенных в процессе долгих ожиданий хода при игре как через GameSpy (damn!), так и по прямому соединению через TCP/IP. Если у программистов 3DO что-то и растет из верхней части туловища, то это точно не голова и не руки. Может, тентакли? Дело в том, что, судя по генерируемому трафику, пересылаются не изменения на картах, а полные сейвы. При игре вдвоем данное действие совершается в двух направлениях, втроем - в трех, и т.д. Каждый ход всем игрокам отправляется более 200 килобайт абсолютно не нужной информации, которая потом, слегка измененная, ползет в обратную сторону. Ну и как тут удержаться от нецензурных высказываний? Походовая стратегия, требующая выделенную линию, - это нечто совершенно неразумное. Даже Counter-Strike спокойно "живет" на модеме, хотя там вообще-то "real action". Короче, оторвать этим дурням тентакли, да и тело с концом.

Плюс в таких тормозах только один - можно играть в окне, параллельно занимаясь своими делами. Сделал ход, потратил минуту-две, и сидишь, работаешь минут 10-20. Когда придет время отвлечься, "Герои" подадут звук. В сексе это называется "медленно и печально", а здесь - обычное дело. Но и выделенка не всегда спасает положение, - ходы передаются ужасно долго. Разработчикам явно нужно было взять уроки мастерства у Team 17 и их WWP, интернет-мультиплеер которых не тормозит даже на 14.400.

Грустно, господа

Сами по себе Heroes 4 притягательны и интересны. Проблема кроется только в 3DO - для нее слова "поддержка", "обещания" и "качество" больше ничего не значат. Симпатичный мультиплеер убит непотребными тормозами и багами, вместо оригинального сюжета и блестящих карт мы получили скучные kill'em'all-миссии, а вместо добавлений в концепцию - вариацию на тему Heroes Chronicles. За это нужно убивать. Что я и делаю.