Светлая тема

Рецензия на игру Heroes of Might and Magic 5: Владыки Севера

Серия Heroes of Might and Magic всегда славилась любовью к дополнениям, и переход прав к Ubisoft не мог изменить эту политику. Согласитесь, отказываться от легких денег — нелепо. К счастью, пятые «Герои» — крепкий орешек, раскусить который могла лишь сама Nival. Мы отлично помним, чем обернулось развитие «Блицкрига» чужими руками.

Лоботомия — это хорошо

Heroes 5 завершилась триумфом Союза белых и пушистых, зачитанным по бумажке текстом «я проиграл битву, а не войну» и нездоровым блеском в глазах спасенной королевы. Беда последнего поколения «Героев» — в неумелых попытках прикинуться high fantasy.

На первом свидании с сеттингом заурядный сценарий простителен, ведь и перед лучшей шахматной партией нужно расставить фигуры. Теперь же — никаких скидок. Куда пропала талантливо изложенная мастерами из White Wolf история? Почему, добравшись до морозных земель, легенды о детях богов-драконов исказились, покрылись коростой избитых приемов и штампов? Пятнадцать миссий сдвинули хронологию мира на пару миллиметров. Не вдаваясь в подробности, все события можно пересказать в нескольких предложениях. Показательно, что припрятанный Nival «скелет в шкафу» был найден фанатами задолго до релиза1.

От полного провала сберегла подача: скакавший галопом по Ашану «европейский комикс» заменен бодрым голливудским боевичком. Преобразилась режиссура роликов на движке, исчезла неуместная анимация колдовства, оператор выбирает разумные ракурсы, иногда встречаются динамичные, живые сцены, появилась синхронизация губ с речью. Правда, слушать диалоги без слез все равно невозможно, поскольку озвучены они в худших национальных традициях. Хотя обратная локализация — головная боль Nival со времен Silent Storm. Даже не ошибочные, а выдуманные переводчиками описания уже не смущают — «ААА по-русски», как-никак.

Рабоче-крестьянская красная инквизиция

Главные герои попкорнового зрелища — полторы новые расы, обряженные в модные сегодня кровавые тона: верные Святой королеве Изабель «миротворцы» и подданные подгорного престола. Честно говоря, до выхода «Владык Севера» я воспринимал пополнение Ордена Порядка как средство раздуть пресс-релиз. К моему удивлению, Nival занялась ими очень серьезно. Переработке подверглись и модели персонажей, и их способности — «алое воинство» выглядит и ведет себя намного агрессивнее соотечественников. Взамен приходится свыкнуться с чуть большими потерями, да и привлечь фанатиков на свою сторону тяжело: ни замка, ни нейтральных зданий, ни возможности апгрейда или тренировки для них не предусмотрено.

Впрочем, за гномов авторы взялись еще основательнее. Казалось, Nival исчерпала фантазию на Серебряных Городах, однако в этот раз «линейка» юнитов выстроена безупречно. Карлик с топором, метатель похожих на лопаты дротиков, всадник на медведе, берсерк, гном-переросток, Годзилла из магмы и поющий ему гимны жрец пламени — винтики военной машины, а не балаган из попавшегося под руку сброда. Единственное разочарование — внутреннее убранство твердынь. Двойной щелчок превращает их в ямы с угольками, эдакие «инферно наизнанку». В остальном — прекрасная, органично вписавшаяся в баланс раса. Кажущаяся мощь жестко ограничена гигантскими ценниками. Да, хорошо развитого, потратившего на строительство десятки драгоценных камней бородача не остановить. Но о каком герое высокого уровня нельзя сказать то же самое?

В дефицит ресурсов упирается и ключевая особенность новичков — рунная магия. Не мешая изучению классического волшебства, она постигается в отдельном трехэтажном НИИ. Выгодное отличие — в гибкости применения (заговоренные булыжники активируются на конкретных бойцов в их ход). Эффекты поразительны: удвоение скорости или числа атак, «призрачность», стихийные иммунитеты. Жаль, срок действия невелик. Важно, что и здесь не происходит перекоса: во-первых, безудержное колдовство опустошает не легко восполняемый столбик маны, а бесценные закрома родины; во-вторых, употребленная руна «ломается», не давая дважды усилить одно и то же существо.

— Мама, а люди есть?
— Нет, сынок, это фантастика.

Разумеется, есть и множество не столь крупных изменений. Рисование гномьего приграничья подвигло разработчиков на создание искусственных подземелий, заснеженных районов и десяти новых объектов. Некоторые перекочевали из третьей части (могила солдата, военная академия), другие связаны с коренным населением (сокровищница и гарнизон коротышек, лавовый алтарь). Из всего «привоза» артефактов стоит отметить еще один кивок в сторону Эрафии — «тома магии». Зверинец расширился за счет волков, мумий и мантикор. Правда, исполнение — «лишь бы отвязались», да и как последних сюда занесло, непонятно. По слухам, где-то неподалеку обитают настоящие йети, но их поиски не увенчались успехом, а те, кто видел следы, указывают на совершенно чудовищные фотографии.

Скрипящий при резких движениях интерфейс, ахиллесову пяту Heroes 5, улучшения затронули по касательной. Ничего капитального, разве что «кукла» в инвентаре героя появилась. И кнопки «Wait» по-прежнему нет. Почему Nival вынуждает нас давить «W» на клавиатуре — тайна.

Однако же на замечательный костыль для ненавистников микроменеджмента, караваны а-ля Heroes 4, сил хватило. Управление «самодвижущимися повозками» (sic!) помещено на экран найма и достаточно удобно. Конечно, герои-однодневки пока в цене, и все же преимущества их заменителей налицо: они очень быстро перемещаются, доступны в любом количестве, бесплатны, им нужно ехать только в один конец. Да, иногда их скопления приводят к заторам, но это позволяет устраивать охоту за чужими маршевыми колоннами и делает полезными заставы.

К сожалению, в одиночном режиме не разгуляешься и не распробуешь все новинки. Большинство представленных миссий — «ролевые», а не «стратегические». Тем, кто до сих пор игнорирует функцию «быстрый бой», не позавидуешь. Очищать бесчисленные (пусть и ветвящиеся) коридоры от нейтральных монстров — сомнительное удовольствие. Да и с повторами Nival переборщила — разу к четвертому вы будете знать окрестности графства Оленя как свои пять пальцев. Впрочем, скрипты стали использоваться более творчески, и даже линейные походы не вызывают отвращения.

RMG! OMG!

Безусловно, истинные «Герои» начинаются в мультиплеере. Из-за достижений в этой дисциплине я готов закрыть глаза и на исчезновение снежных обезьян, и на аутичный «сингл», и на огрехи интерфейса. Выпустив правильные «заплатки», Nival давно победила рассинхронизацию, добавлены редактор и дуэли на hot-seat и/или «3 на 3».

«Владыки Севера» должны были привнести генератор случайных карт и возможность одновременно действовать на ранних стадиях. Со второй задачей справились на «отлично» — старт партии ускоряется пропорционально числу участников. Когда сферы ваших интересов пересекутся, игра бесповоротно перейдет в turn-based. А вот RMG пока пугает. Куцые настройки, отсутствие выбора расового расклада, дикие шаблоны, для овладения которыми нужны навыки криптографии, — тут без патча не обойтись. Надеюсь, он исправит и ошибку, мешающую нормально играть за гномов на картах версии 1.х.

* * *

«Владыки Севера» — аддон если и не выдающийся, то очень хороший. Карлики-камнетесы, транспортная сеть и параллельные ходы — весомые аргументы. И лишь для тех, кто всерьез следит за развитием мира Might and Magic, все не так радужно…

1Чтобы не лишить себя хотя бы крох интриги, ни при каких условиях не читайте биографию героя по имени Ласло.

Рецензии пользователей
на Heroes of Might and Magic 5: Владыки Севера1

Отличная стратегия
«Ещё один ход»
«Проверено временем»