Светлая тема

Рецензия на игру Homeworld

Младенцы во вселенной

Если рассказать об игре в двух словах, получится вот что. Действо состоит из отдельных миссий, в каждой ставятся конкретные задачи, иногда по ходу они корректируются. В большинстве миссий игроку предстоит собрать ресурсы, построить некоторое количество разных юнитов, а потом разгромить врага. Попадаются сценарии, в которых ничего строить не нужно, а врага приходится разносить наличным запасом юнитов. Есть и еще более хитрые задумки, в которых предстоит выполнять какие-то нестандартные задачи.

Прочитав все это, любой игрок скажет: «Это что, новый клон C&C, что ли?» Ан нет! Фишка в том, что в Homeworld дело происходит в открытом космосе, в трех измерениях. Но вообще-то, главное не в этом, просто авторы игры умудрились внести в игровой процесс столько нового и необычного, что сходство с обычной RTS может заметить только профессионал.

В чем дело?

Некоторые думают, что мы все произошли от обезьяны, другие уверены в божественном происхождении человека от Адама и Евы. Так вот что я вам скажу: и те, и другие абсолютно не правы, нашими прародителями были космические пришельцы. Давным-давно, в далекой-далекой Галактике... То есть, извините, из далекой Галактики, на Землю прилетел космический корабль. Что с ним случилось, почему он потерпел крушение, неизвестно, но именно его экипаж, одичав до полной обезьяноподобности, и положил начало человеческой цивилизации. Впрочем, из вступительного ролика не совсем понятно, о Земле ли идет речь, или о какой-то другой неведомой планете, однако это совершенно не важно.

Главное, что где-то был найден инопланетный корабль, исследован и разобран на составные части. Кроме массы новых технологий, материалов, источников энергии и прочих подарков от предков, на нем нашли и карту Галактики, на которой обозначена та самая планета Hiaagara, далекая родина. Понятное дело, что осчастливленные неожиданной находкой жители тут же решили построить громадный космолет и посетить своих родственников (наверное, в надежде разжиться еще чем-то полезным на халяву). Процесс постройки растянулся на много лет, но в конце концов корабль-матка был готов, и вы вступили в командование им.

Такова завязка игры. Как вы понимаете, дальше придется летать от звезды к звезде, что-то искать, с кем-то сражаться, от кого-то убегать. Но вот что интересно: при полной линейности кампании, при том, что все миссии раз и навсегда заданы и последовательность их строго определена, игра держит в напряжении от начала до конца. На мой взгляд, это связано с прекрасной проработкой сценария.

Возьмем, для примера, первую миссию. Она чисто тренировочная, вам нужно собрать ресурсы, построить кое-какие корабли, провести одно исследование да опробовать боевые силы на учебных мишенях. На первый взгляд, довольно скучно, тем более что в игре есть и режим чистой тренировки, в котором учат делать все, что понадобится в дальнейшем. Однако вспомним, что каждый корабль после спуска на воду должен пройти швартовные и ходовые испытания, именно этим вы и занимаетесь в первой миссии. Проверяется готовность всех систем корабля-матки, вспомогательных и боевых юнитов, а также способность ваших подчиненных воевать в открытом космосе.

Уже в следующей миссии все это очень пригодится, поскольку вам придется встретиться с настоящим противником и отразить массированную атаку на базу. По первоначальному плану предполагалось, что вы просто долетите до планеты-прародительницы, познакомитесь с родственниками и позаимствуете у них что-нибудь полезное. Вот почему ваш корабль имеет самое минимальное вооружение, а боевые корабли можно строить лишь самые примитивные. Но ситуация в Галактике оказалась неимоверно сложной, какие-то силы не пускают вас к родной планете. Более того, пока вы во второй миссии разбирались, что к чему, некие таинственные враги прилетели на вашу планету и уничтожили на ней все и вся. Так что теперь вам предстоит, собрав уцелевшее население, найти себе новый дом. Но прежде всего необходимо разобраться, что же все-таки происходит во вселенной, кто и почему на вас напал, да и отомстить не мешает.

Впрочем, довольно пересказывать сюжет игры, все вам предстоит узнать самостоятельно, а это гораздо интереснее. Скажу только, что вы встретите не только врагов, но и друзей. Будут не только сражения, но и торговля, и дипломатия, и прочие интересные штуки.

Основной процесс

Для человека, знакомого с современными RTS, особых неожиданностей в игровом процессе нет. Хотя все и происходит не на поверхности планет, а в открытом космосе, идет он по накатанному пути. Сбор ресурсов, строительство зданий и юнитов, исследование новых технологий и т.д. Какие могут быть здания в открытом космосе, спросите вы? Да некоторые из кораблей очень уж их напоминают. Например, исследовательский корабль. Хотя он и может перемещаться в пространстве, делать это ему совершенно необязательно. Где бы он ни находился, на скорость исследований это не влияет. Сперва даже кажется странным, зачем это нужен отдельный корабль для науки, неужели на громадном корабле-матке не нашлось места для нескольких исследовательских лабораторий? Ну, будем считать, что предстоит проводить на нем какие-то опасные эксперименты, осуществлять которые рядом с жилыми и производственными помещениями неразумно. Или, в дальнейшем, понадобится исследовать что-то очень большое, может быть даже целую планету, тут-то и понадобится подвижная лаборатория. Кроме того, можно создать несколько исследовательских кораблей и ускорить этим научный прогресс. Между прочим, хотя каждый исследовательский корабль полностью автономен, для удобства руководства наукой они объединяются в некую орбитальную станцию весьма причудливой конструкции.

К зданиям можно отнести и контроллер ресурсов (что-то в роде Tiberium Refinery), причем его подвижность вполне понятна. Двигать корабль-матку нельзя, но скопления ресурсов могут быть довольно далеко от него, так вот туда-то и нужно направлять контроллеры, чтобы не гонять попусту коллекторы. Ну и, наконец, зданием является и корабль-матка, причем это совершенно неподвижное здание.

Что касается юнитов, то и тут все просто. Разведчики, истребители, бомбардировщики и прочая - это пехота, корветы - легкие боевые машины, фрегаты - тяжелые, а эсминцы и крейсера - сверхтяжелые. Тяжелые и сверхтяжелые корабли могут самостоятельно совершать подпространственный переход, а все остальные нужно перевозить в чреве корабля-матки. Неприятель в самом начале игры использует для перевозки и производства легких юнитов специальные авианосцы, надо думать, и вам рано или поздно будет доступна эта технология.

Кстати, о технологиях. Поскольку вы отправляетесь в путь, вооруженные всеми знаниями своего времени, а вести фундаментальные исследования в полевых условиях невозможно, новые технологии разрешено исследовать только после получения каких-то базовых знаний. Приобретаются они двумя путями: захватом неприятельских кораблей (для этого имеется специальный юнит) или покупкой каких-то новых знаний у дружественных или нейтральных рас. С первой из них вы встретитесь уже в четвертой миссии, это будут некие космические торговцы, которые не только кое-что продадут, но и сообщат полезные сведения.

Бои местного значения

Строительство, торговля, дипломатия - это все важные вещи, но главным все-таки остается ведение боевых действий. Вот тут даже опытному игроку предстоит открыть для себя массу нового. Сами понимаете, война-то идет в открытом космосе, в трех измерениях, так что использовать особенности рельефа, строить укрепления (хотя некоторые юниты очень напоминают по своему действию защитные сооружения) и сажать свои отряды в засады тут невозможно. Зато можно (и нужно) использовать всякие хитрые построения, разделение на дивизионы, эскадры и флотилии, короче говоря, не столько стратегию, сколько тактику.

А тактика тут очень даже хитрая. Как вам понравится построение (ордер, говоря по науке) типа «сфера»? Причем в центре спрятаны вспомогательные корабли, вокруг них расположены тяжелые фрегаты, а снаружи все это окружают истребители. Выглядит красиво, а действует круто. Еще более красив (но менее эффективен) ордер «буханка». Конечно, никто не мешает вам изобрести и что-то свое, неповторимое.

Что интересно, если вы объедините в одну эскадру корабли разных типов, строятся в ордеры они не абы как, а в соответствии с силой своего оружия и брони. Так что можно составить ордер из нескольких последовательных волн, в каждой из которых будут все более и более сильные корабли.

Как я уже говорил, типов кораблей много, каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, сферу применения. Поскольку и противник использует такое же множество, приходится строить все, что доступно. Сформировав несколько дивизионов и эскадр, нужно закрепить за каждой горячую клавишу, а потом бросать в бой то, что требуется и туда, куда требуется. Корабли передвигаются довольно быстро, бой весьма динамичен, поэтому действия игрока в разгар сражения очень напоминают эдакое «соло на клавиатуре».

Под командованием игрока по предварительным подсчетам может быть до сотни кораблей, а общее их число на поле боя доходит до нескольких сотен. Выглядит все это красиво, хотя и подтормаживает на компьютере минимальной конфигурации. Но главное, такая туча юнитов остро ставит вопрос об AI. Не скажу, чтобы он был «неповторимым» или «сногсшибательным», как любят выражаться разработчики игр, но вообще-то уровень «железяки» довольно высок. И противник действует почти оптимальным образом, и ваши юниты, оставленные без присмотра, не дадут себя истребить поодиночке.

Красоты открытого космоса

Космос в игре действительно красив. Тут и звезды разных цветов, и планеты, и астероиды, и другие природные объекты. Не забыты красивые туманности, пылевые поля, метеоритные потоки. Однако не в этом главная красота игры.

Каждый корабль, от крошечного одноместного разведчика до громадного корабля-матки длиной в несколько километров, нарисован со всей возможной детализацией. Приближая и удаляя, их можно рассмотреть со всеми подробностями... честное слово, стоит потратить на это часть драгоценного игрового времени. Не зря же старались разработчики, создавая неповторимый дизайн каждого корабля, да еще и для каждой расы. Ну а инверсионные следы за летящими на полном ходу боевыми судами - это и вовсе нечто. Впрочем, что это я тут распинаюсь, смотрите сами на прилагаемые скриншоты.

К звукам и музыке претензий тоже нет, корабли в безвоздушном пространстве взрываются со страшным грохотом (как завещал нам Джордж Лукас), доклады командиров и отрядов делаются в меру простуженным голосом, а о завершении строительства и исследования вам сообщает милая девушка. Музыка (заглавный трек, кстати, записан известной группой Yes) полностью соответствует происходящему на экране, оставаясь при этом ненавязчивой.

Теперь об интерфейсе. Надо сказать, горячих клавиш в игре не так уж и много, но зато функции мыши сильно расширены. Я бы даже сказал, что это «игра для одноруких», в том смысле, что не только можно играть одной мышкой, но и делать это удобно. Левая клавиша служит для выделения кораблей, правая для вращения картинки вокруг двух осей или для вызова контекстно-зависимого меню, а нажав обе клавиши одновременно и двигая мышку туда-сюда, можно приближать и удалять поле боя. Если приблизить курсор к нижней кромке экрана, появляется панель с несколькими кнопками и всей необходимой в данный момент информацией. Как видите, все просто и удобно, на освоение всех тонкостей управления игрой тратится минут пять-десять, не больше.

Не могу не упомянуть и картинку, которую вам показывают при загрузке очередного уровня. Дело в том, что тут изображена карта Галактики, на которой нарисован путь вашего корабля. Кружками обозначены промежуточные остановки (то есть все предыдущие миссии), жирной чертой - пройденный маршрут, а тонкой - предстоящий. Как говориться, мелочь, а приятно!

Напоследок

Вообще-то этот обзор представляет собой то, что в одном распальцованном и окончательно зазнавшемся журнале именуют «Первый взгляд». Только мы не демы обозреваем. Как вы понимаете, оценить столь масштабную игру за столь короткий срок невозможно. Наверняка в ней будут и еще какие-то сюрпризы, необычные фишки, пока ускользнувшие от моего внимания. Полностью неисследованным остается и режим мультиплеера, но для любителей скажу, что скирмиш в нем присутствует. Однако мне почему-то кажется, что в этой игре более сильным является все же сингл, так что его любители ждали появления игры не зря. Да и вообще, Homeworld относится к тем редким в последнее время играм, которые не обманули (или не очень обманули) ожидания игроков. Так что чистого вам космоса и спокойной плазмы!