Светлая тема

Рецензия на игру Impossible Creatures

А-ап, обезьянокашалоты,
А-ап, крокодилобегемоты,
А-ап — и гориллопопугай!

Давным-давно, когда Impossible Creatures еще звалась "Сигмой" и щеголяла скриншотами производства Adobe Photoshop, мы опубликовали превью, преисполненное опасений за судьбу нового детища Алекса Гардена. "Удастся ли канадцам совладать с шестьюдесятью видами животных? Не повторит ли игра печальную судьбу Gene Wars, первой в мире генетической RTS от Bullfrog?" — задавался вопросами мой коллега Sid. Релиз показал — не зря боялись.

О жирарыбах, крокору и электрических вербугрях

Чтобы вообразить игровой процесс Impossible Creatures, необязательно покупать игру, разглядывать левую колонку или скачивать видеоролик. Достаточно вспомнить Age of Mythology или, за неимением опыта общения с оной, взять Age of Empires и поместить ее в честное 3D с правильными тенями, масштабированием и прочими радостями 2002 года. Уберите все воюющие стороны, поскольку в IC противники обладают абсолютно идентичными зданиями и технологиями. Нарисуйте себе стационарную базу, два вида ресурсов — уголь и электричество, тупоголовых здоровяков, исполняющих роль крестьян, и несколько вспомогательных построек, дающих апгрейды. Добавьте убогие оборонительные способности: поражающую наземных врагов ультразвуковую пушку, зенитную башню и совсем дохлую "живую изгородь". А теперь поставьте самое главное здание — Creature Chambers, изрыгающее немыслимых гибридов со скоростью 10-15 штук в минуту. Звери, рыбы, птицы и земноводные — вот ваше воинство.

Победа куется в недрах специального "генетического" интерфейса. Нажав кнопку "Combiner", мы оказываемся в лаборатории по скрещиванию животных, позволяющей совместить черты двух любых тварей из 60 возможных. Хотите бабуиномедведя? Акулозмею? Пожалуйста. Леммингоскорпиона? Скунсослона? Волкосову с развитым стадным инстинктом и ядовитую козлолягушку? Легко. Более того, вы сами указываете, что от каждого из исходных существ получит результирующий мутант. Морда, передние и задние (а иногда и средние) конечности, хвост, клешни, плавники, туловище, крылья — все настраивается одним щелчком мыши; при этом болтающаяся в центре экрана модель честно меняется в соответствии с нашими требованиями.

Ясен день, творить следует с умом, объединяя наиболее выгодные умения и характеристики, абстрагировавшись от принципа "какая морда смешная, ща вот его и слепим". Встроенная Excel-образная таблица позволяет быстро сортировать зоопарк по параметрам, плашка статистики внимательно следит за всеми изменениями в теле вашего гибрида. Вам покажут стоимость производства, продемонстрируют перечень спецвозможностей, степень наносимых повреждений, скорость передвижения, прочность "брони" и другие особенности, напоследок предложив сделать фото на память и наделить новорожденного звучной кличкой. Впрочем, с последним игра сама неплохо справляется, порождая восхитительные неологизмы типа "polar bobster", "girerfish" и "crocaroo". При надобности можно сохранить получившуюся армию на жесткий диск и запустить анализатор, выплевывающий краткие сведения о слабых и сильных сторонах вашего бестиария. А морды и впрямь иногда получаются смешными. Муравей-кенгуру — ну просто душка!

Удивляетесь, как столь вдумчивый процесс увязывается с RTS? Спешим ответить: в одиночной кампании поход в "генетический" интерфейс автоматически ставит игру на "паузу". В сетевой игре все еще проще: там сражаются заранее сгенерированные (как разработчиками, так и вами лично) армии, размером не более 9 разных юнитов каждая.

Генетика для Чайникова

Поиском образцов для скрещивания в одиночной кампании (надеемся, вы не думали, что все существа будут открыты уже в первой миссии?) занимается Рекс Ченс, бывший военный журналист, прилетевший на затерянные посреди Атлантического океана острова в поисках своего отца, профессора Эрика Чайникова. Далее события развиваются молниеносно: за считанные минуты наш герой успевает вплотную осмотреть развалины папиной лаборатории, изваляться в снегу, познакомиться с тигробогомолами, карикатурным злодеем-генетиком Аптоном Джулиусом и паровозом на воздушной подушке доброго доктора Люси Уиллинг. Последняя появляется как раз вовремя, чтобы вызволить Ченса.

По правде сказать, толку от него мало, если не считать беготни по окрестным скалам в поисках новых животных. Здания не чинит, воевать не умеет, ресурсы не собирает — вот вам и главное действующее лицо игры! То ли дело Люси: хрупкая на вид девушка не чурается таскать ведра с углем, охотно строит и ремонтирует постройки наравне с "крестьянами"-здоровяками, а также, рискуя жизнью, ворует чужие технологии и уничтожает неприятельские сооружения. Неудивительно, что большую часть миссий Рекс отсиживается в теплой каюте летучего паровоза — стыдно, должно быть, парню.

Первое и последнее стратегическое правило в Impossible Creatures таково: побеждает игрок, быстрее всех успевший наплодить максимально возможное число наиболее эффективных существ. Иными словами, любитель "раша". Ввиду отсутствия достойных средств обороны единственным средством спасения является наглая, беспардонная штамповка десятков зверей. В руках умелого хозяйственника база начинает плодоносить уже на второй минуте миссии, а еще через 300 секунд твари I и II классов совершают налет на поселок противника. По степени своего развития Impossible Creatures оказалась почти рядом с судорожно-хаотичной Gene Wars. Инопланетян только не хватает.

Система уровней напоминает сериал "Age of...", однако для перехода на новый этап технологического развития не требуется ничего, кроме ресурсов. Накопили 500 единиц угля и 1000 единиц электроэнергии, - жмем кнопку с римской цифрой "четыре", выжидаем, начинаем клепать полярных бобстеров. Ограничения, накладываемые игрой на существо в зависимости от величин его параметров, практически бессмысленны, ибо добраться до последнего, пятого этапа здесь куда проще, чем перейти из архаичного века в классический. Принцип "попкорн-науки", пропагандируемый Алексом Гарденом, как выяснилось, относится не только к созданию гибридов — от геймплея разит жареной кукурузой едва ли не за километр. Поначалу забавная, IC вскоре утомляет отсутствием какого-либо тактического разнообразия. Хотя, спору нет, со зверушками в "комбайнере" играться весело.

Ложка меда

AI ведет себя достаточно стандартно — в сетевой игре травит оппонентов пачками монстров, а в «сингле» полагается на подлейшие скрипты и вместительные закрома. Юниты отличаются неплохим pathfinding'ом и позволяют варьировать агрессивность поведения. Собственно, от игры, где вся стратегия сводится к регулярным массовым набегам на неприятельскую территорию, бессмысленно ждать чего-то большего.

До приличной оценки IC все же дотягивает. Во-первых, благодаря несколько карикатурной (в нынешнем сезоне это модно; см. WarCraft 3) графике. Модели наших чудищ не просто выглядят именно так, как положено, но еще и двигаются соответствующим образом. Впечатляют батальные сцены, особенно если в этот момент вы нажмете "Alt" и несколькими пассами мыши уложите камеру на землю — IC принадлежит к редкому подвиду RTS, авторы которых не ленятся нарисовать небо. А вот тени можно смело отключать — они, конечно, стремятся быть оптически правильными, однако нещадно глючат и являются причиной "тормозов" в наиболее ответственные моменты. Во-вторых, восхитительная озвучка. С подбором актеров дела у Microsoft всегда обстояли отлично — вспомните роскошный "театр у микрофона" в Crimson Skies и зычные голоса все той же Age of Mythology. Если софтверный гигант пролетит с играми, у него будет шанс заняться производством радиопостановок. В-третьих, недурственный сюжет — при необходимости вполне сгодится на производство какого-нибудь комикса. Музыка, за исключением главной темы, в голове надолго не задерживается, что, в общем-то, тоже плюс.

Впрочем, обладающие во многом схожим визуальным рядом AoM и IC — все-таки игры-антиподы. Пока первая предлагает продуманный игровой баланс, три непохожих друг на друга стороны и огромный выбор различных стратегий, детище Relic бахвалится возможностью скрещивания зверей и проталкивает глупый "раш" на роль лекарства от всех болезней. Первая уже принесла авторам миллионы долларов, вторая же если и войдет в "десятку" бестселлеров NPDTechworld, то с большим скрипом и лишь на пару-тройку недель.

Видимо, поэтому ваш корреспондент вряд ли возьмется играть в Impossible Creatures после написания только что прочитанного вами текста. Даже несмотря на хорошие картинки, роскошный звук и возможность вывести в "комбайнере" весь коллектив AG в полном составе.