Светлая тема

Рецензия на игру Промышленный гигант 2

Не так давно в кругу профессиональных игровых журналистов (если таковые вообще существуют) ходила одна не менее профессиональная шутка. Дескать, чтобы сделать одну относительно приличную игру, нужно взять две-три аналогичных поделки и хорошенько их перемешать. Юмор, как видите, бородатый, но по-прежнему актуальный - особенно если речь идет о всевозможных тикунах и прочих псевдофинансовых шедеврах . Однако время не стоит на месте. Однажды прозорливые немецкие герры решили упомянутый чуть выше рецепт слегка усовершенствовать. Зачем искусственно себя ограничивать, если число ингредиентов измеряется десятками? Главное, чтобы крепость коктейля оставалась на неизменно высоком уровне, и, как говорится, все у нас будет.

Соберем, и посеем, и вспашем!

Часами плясать вокруг печки в этот раз не понадобится, ибо процесс заколачивания денег прост и элегантен, как табуретка. В нашем распоряжении имеется весьма вместительная карта с несколькими населенными пунктами средней паршивости, пара миллионов на карманные расходы и кучка конкурентов с типично арийскими физиономиями. "Заработай $35.000.000 и доведи ежегодный оборот до $4.000.000 к концу 1970 года!" - гласит посланный неизвестно кем брифинг, и игроку остается только позевывать и кивать полной сумрачных предчувствий головой. Впрочем, долой пессимизм! К картофельным мешкам американской валюты нам не привыкать, а если учесть, что хронологические рамки охватывают почти весь XX век, пьянка грозит растянуться на целую ночь.

Цепочка, которую приходится одолевать ради памятной марксистам "прибавочной стоимости", убивает на месте. Знаете, что требуется начинающему производителю самого обыкновенного сока? Во-первых, необходимо найти на карте залежи специального песка, обзавестись стекольным заводом, построить несколько фруктовых ферм, пяток авто- или железнодорожных станций, сеть фирменных магазинов… И лишь затем последует долгожданное "во-вторых" - его жалкая суть сводится непосредственно к запуску индустриальной соковыжималки!.. Я плакал, рвал на скачущих неподалеку котах волосы, но, увы, ничего не мог поделать. Наверное, в спокойной фермерско-бюргерской Германии именно так создаются капиталы. Мило, наивно и по-своему сюрреалистично.

Многоцелевой гигант

Однако далеко не все столь печально, - если бы дело ограничилось подобным маразмом, итоговая оценка была бы намного ниже. Наладить систему, приносящую прибыль, куда сложнее, чем может показаться, ибо, создав индустриальный городок, нужно позаботиться о распространении своих товаров по всем уголкам необъятной Фатерляндии. И тут на первый план выходит Transport Tycoon, причем в самом что ни на есть серьезном и разветвленном виде. Грузовики, поезда, самолеты и корабли… Разгрузочные станции нескольких размеров, пять-шесть модернизируемых (sic!) видов автотранспорта, целая куча паровозиков, мудро поделенных на дизельные и электрические… Прибавьте необходимость ремонта и возможность вручную задать маршрут движения с несколькими остановками и вы поймете, что самое веселое впереди. Попробуйте-ка сделать так, чтобы длиннющий состав не тащился половину пути порожняком, - к концу игры подобный финт из элементарной логической задачки превращается в принципиально неразрешимую китайскую головоломку.

Другую порцию консервированного компота получат начинающие горе-строители. Такого изобилия мне раньше не встречалось. Продукты питания, алкогольно-оздоровляющие йогурты, типографские работы, пошив одежды, высокие технологии, тяжелая индустрия... Список отраслей, к которым можно приложить свои благородные телеса, огромен - ведь даже после возведения, к примеру, ликероводочного завода вы еще будете выбирать, чему отдать предпочтение: пиву, виски или вину.

К сожалению, помимо очевидных радостей все вышеуказанное ведет к не менее очевидным проблемам, определяемым, несмотря на множественное число, одним-единственным словом - конкуренция. Точнее, ее отсутствием. Не беда, если интересы коллег по цеху пересекутся. Каждая ниша настолько велика, что для ее заполнения потребуются годы упорной производственно-продажной работы. Да, собственно, о чем тут вообще можно спорить, если в продовольственном магазине есть полки для двух десятков товаров?! Рынок отвратительно пуст, а конкуренция в условиях всеобъемлющего дефицита - штука довольно странная, в силу чего "freeplay" (он же "skirmish") заранее обречен на провал. В миссиях кампании хотя бы чертов таймер тикает в ухо.

Рисованные деньги

Внешне коммерческие потуги начинающих бизнесменов выглядят вполне добротно. Рисованной изометрией нынче никого не удивишь - аккуратные домики, снующие туда-сюда машинки, чистенькие заводики, к которым можно безнаказанно пристраивать новые корпуса. Претензии в общей своей массе сводятся к скорости загрузки; особо крупные карты "ползут" по 2-3 минуты. В остальном же все до безобразия прилично - тяга разработчиков к классическому Deutsche Ordnung дает о себе знать. В поднебесье летают игрушечные самолетики, лесопилка оглашает окрестные леса мелодичным визгом циркулярной пилы, а мчащиеся за горизонт корпоративные трейлеры приукрашивают светлую голову значком, ясно указывающим на то, что именно и куда они везут. Похвальная инициатива.

Сто в одном

Большое спасибо. Лично от меня. Приверженец традиционных взглядов размазал бы игровую концепцию на дюжину-другую игр, тем самым обеспечив себе скромный, но стабильный заработок до самой пенсии. Car Tycoon, Drink Tycoon, Fruit Tycoon, Food Tycoon - как любят повторять вездесущие англо-американцы, "you name it"! Путей развития больше, чем может охватить среднестатистический магнат, однако бояться перенапрячь свой невероятно умный мозг не стоит. Откровенно говоря, мне не бросилась в глаза существенная разница между производством лучшего в мире пива, футбольных мячей и шикарных лимузинов. Наверное, потому, что ее там попросту нет. И я бы не сказал, что это плохо.