Светлая тема

Рецензия на игру Invasion Deutschland

Германия в опасности

Жаль мне берлинский Рейхстаг. В военном 45-ом его основательно покорежили наши, а затем, полвека спустя, операцию повторили сами немцы, сделав дурацкую надстройку в форме купола в процессе переделки здания под новый парламент. Казалось бы, на этом мучения памятника архитектуры и прекратятся, но не тут-то было. О существовании Рейхстага вспомнила голландская фирма Davilex, штаты которой парламентариями пока что обделены, но светлых голов, тем не менее, хватает. Сидело одно из таких светил за компьютером, и вдруг посетило его видение: соседнюю Германию заполонили полчища гробберов, агрессивно настроенных и, вместе с тем, симпатичных инопланетных существ. Согласно секретным планам, территория ФРГ станет плацдармом для последующего распространения влияния захватчиков на всю планету. Наиболее важные в стратегическом плане объекты уже перешли в руки маленьких чудищ, а пережившее вторжение население трудится на подневольных работах. Предотвратить экспансию гробберов готов профессор Альберт, сумевший предсказать вторжение многие годы тому назад. Но вот беда, возраст и состояние здоровья мешают ученому лично бороться против супостата. Срочно ищется fresh blood и, само собой, лучшей кандидатуры, чем геймер, профессору найти не удается. Общение с деятелем науки - занятие приятное, но быстро приедающееся. Чтобы нашего рейнджера не одолела тоска, в странствиях его сопровождает молоденькая племянница Альберта - Леа.

И снова цензура

На этом стоило бы поставить точку и перейти к рассмотрению самой игры. Ан нет, придется сделать поправку на суровую германскую реальность. Выясняется, что не только в отечественной Думе сидят странноватые типы, есть они и в стенах бундестага. Вроде бы все чин чином, и даже известная своим мракобесием немецкая цензура в лице Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle выносит игру с испытательного стенда со знаком USK ab 12, то бишь «от 12 и старше». Но в том и загвоздка, что местные бюрократы воспринимают сочетание слов Deutschland и invasion чуть ли не как личное оскорбление. Угроза Америке в боевиках наподобие Invasion Usa рассматривается как нечто само собой разумеющееся, но чтобы родную бундесреспублику, да какие-то там гробберы гробили... Один из парламентских деятелей, некто Ханс Готтер, выступает с резким заявлением по поводу шутера. Предлогом для нападок стало отсутствие у Davilex разрешения на проведение съемок в здании Рейхстага. Говоря от имени законодателей, Готтер пообещал сделать все возможное с тем, чтобы приостановить продажи игры в Германии. Горячую новость немедленно подхватило информационное агентство Рейтер, с легкой руки которого информация попала на странички сотен сайтов, в том числе и AG. Таким образом, посредством искусственного раздувания вопроса была сделана попытка дать новый толчок вялотекущей дискуссии, посвященной проблеме насилия в компьютерных играх. Но дровишек в костер подбросить не удалось, ибо слишком незначительным оказался повод. Представитель Davilex сделал ответное заявление, в котором критика была названа безосновательной, на том спектакль и закончился. В итоге, получивший бесплатную рекламу Invasion Deutschland поступил на прилавки магазинов в установленные сроки.

Город древний, город длинный

Действие разворачивается на площадях пяти крупнейших немецких городов - Берлина, Гамбурга, Кельна, Мюнхена и Франкфурта. На протяжении пятнадцати уровней вы посетите такие известные на весь мир достопримечательности, как Кельнский собор, знаменитая мюнхенская пивная Hofbraьhaus, Брандербургские ворота и, разумеется, сам злополучный Рейхстаг. Пугливые немцы, видимо, опасаясь за сохранность объектов культуры, не поленились провести опрос среди местных чинуш на тему использования исторических сооружений в ID. Один из респондентов, занимающий важный пост в администрации Гамбурга, сказал, что, по его мнению, виртуальные перестрелки в здании только что отреставрированной ратуши делу защиты памятников старины не угрожают. Приятно послушать неглупого человека, ведь более безобидной стрелялки, чем ID, и представить себе нельзя. Сами создатели поместили свою игру в разряд Fun Shooter, поставив, таким образом, на первое место типичные для Davilex иронические нотки. Уже в самом начале вы столкнетесь с гроббером-библиотекарем, по не вполне объяснимым причинам взявшим в руки оружие. Чуть позднее ваши пути перекрестятся с подвыпившими, а также справляющими нужду монстрами. Страшно, правда?

Тут вам не Штаты

Что касается присущего FPS-ным боевикам насилия, то в этом отношении ID просто-таки выхолостили до предела. Если в стандартных немецких версиях кровь обычно подменяется желеобразной зеленой субстанцией, то здесь и от таких излишеств было решено отказаться. При попадании существо издает весьма жизнерадостный крик, чуть ли не поет от удовольствия. Прямо как Джек Николсон, ловивший кайф во время лечения зубов в одной из старых комедий черного юмора. Отправляясь в мир иной, гроббер элементарно растворяется в воздухе, оставляя после себя разве что незначительный бонус на подбор. По части «громить и крушить» здесь опять-таки не разбежишься. Можно разбить вдребезги бутылки на столе, слегка попортить меблировку или разнести в пух и прах висящие на стенах картины. Но выглядит сей процесс на редкость убого, будто любители на досуге постарались. Так, после расстрела настенного светильника, висящего в противоположном конце просторного зала, ошметки разбитого бра едва ли не задевают стрелявшего. Как эти «чудо-эффекты» озвучены? Да никак, что стул, что компьютер - трах-тарарах, и воцаряется тишина. Или я страдаю расстройством слуха и зрения, или в Davilex намеренно плюнули на правдоподобие, прикрутив едва ли не ко всем предметам как две капли воды похожие шумы.

На поводке

Выполнение сложной, но ответственной миссии по освобождению ФРГ от иноземцев начинается на станции Unter den Linden берлинской подземки. Что сразу режет глаз, так это полнейшая статичность окружающего мира. Понятно, что транспортное движение в полувымершей Германии нарушилось, но полная тишина выглядит и действует скорее угнетающе. Про силу рекламы и здесь не забыли: на стенах висят (для кого?!) яркие плакаты с символикой гонок Autobahn Raser II. Резонно, арендную плату в любом случае вносить не придется, да и некому, в силу отсутствия мирного населения. В самом начале находится модерновый коммуникатор, через который и поддерживается контакт с профессором и его племянницей. Ученый муж дает советы по прохождению, а Леа отвечает за мелкие хинты, вроде подбора очередного плюсика. Так и ведут геймера до самого конца под ручку, будто маленького полуслепого кутенка. Пирожное проскриптовано до самых краев - шаг в сторону даже теоретически невозможен. Сценарий включает в себя выполнение множества мелких, примитивных задачек. Подбери дуло, найди выключатель, возьми кусачки, разомкни контакты, и все в таком духе. Увы, но ввиду невысокого интеллектуального уровня заданий и полнейшего отсутствия самостоятельности при принятии решений игровой интерес быстро затухает. Взыскательному геймеру ID определенно не приглянется.

Invasion Holland?

По ходу написания статьи выяснилась забавная деталь. Оказывается, за несколько месяцев до появления ID, Davilex успел выпустить шутер на ту же тему, лишь антураж был иной. Называлась та поделка Amsterdoom, и, как нетрудно заключить из названия, в тот раз пришельцы пытались захватить один из крупных городов Нидерландов. Но, то ли население оказалось непокорным, то ли спрос затраты не окупил... Примечательно и то, что Amsterdoom реализовывался по цене бюджетных релизов, тогда как ID стоимостью в 70 DM лишь незначительно уступает полноправным играм. Ну, так ведь находчивых деятелей из Davilex можно понять: там был всего один город, а тут целых пять штук! И в каждый надо было оператора с камерой заслать, да оцифровка к тому. Но вот незадача: от прибавки в количестве качество не повысилось ни на йоту. И ничегошеньки нового, кроме возможности осмотра германских памятников, расширенный Amsterdoom не предлагает. Памятуя о прошлом ID, я ринулся использовать коды, встроенные в Amsterdoom. И знаете, ничуть бы не удивился, завершись попытка успехом. Увы, коды не сработали, а значит, перед нами не стопроцентный клон. И на том спасибо.

Ведем на казнь

Выпуская Invasion Deutschland, Davilex, вне всяких сомнений, рассчитывает на кошелек случайного покупателя. Да и его от приобретения такого «подарка» хотелось бы отговорить. В силу примитивности исполнения и простоты прохождения, ID достойна разве что мимолетного взгляда, и не более. Продукт можно сравнить с одноразовой зажигалкой, только та прослужит дольше. Рубить с плеча не в моих правилах, но в данном случае иной альтернативы не предвидится. А пока я кладу компакт под нож гильотины, вы, уважаемый читатель, подыщите что-нибудь более достойное для своей коллекции...