Среднее время в игре: 1 час

Jagged Alliance 2.5: Цена свободы

Добавить в
Мои игры
114
Добавить в
Вишлист 6
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
19
9
Так себе
3
Ужасно
2

Рецензия

Цена Свободы своими глазами
или
Скромная попытка разобраться во всем

Совсем недавно ваш покорный слуга вернулся из деловой поездки в стольный град Москву, где и лицезрел своими глазами самый настоящий Jagged Alliance 2.5: Unfinished Business, который появится на российском рынке в декабре под названием «Цена Свободы». В данный момент уважаемые коллеги из Буки трудятся над локализацией игры (с толикой гордости могу добавить, что и мне довелось принять участие в этом нелегком деле: я отвечаю за перевод некоторой части текстов). Согласитесь, не поделиться с вами, мои дорогие, столь ценными и жизненно важными впечатлениями - это просто жестоко.

С чего начинается… Тракона?!

В игре многое изменилось, и, к счастью, в лучшую сторону. Как и обещалось, Цена Свободы выйдет на одном, отдельном диске. Хочу заметить, что это очень своеобразный add-on, не требующий наличия предыдущей части игры. Но, с другой стороны, к сожалению, не реализована возможность установить игру поверх Агонии Власти. Впрочем, об этом Sir-Tech уже давно предупреждала.

Отслеживая многочисленные обзоры Unfinished Business на англоязычных сайтах, я нашел очень интересное массовое заблуждение, которое следовало бы развенчать. Игра предлагает всего лишь один, новый уровень сложности игры, - режим Железной Воли, заменивший ушедший в лету режим «научной фантастики» и жуков-мутантов, которых, по счастью, нет в Траконе (наверное, не тот климат). В целом же, присутствуют те же три основных уровня сложности и три опции, регулирующие стиль.

Что нового?

Откровенно признаюсь, - люблю мелочи. Едва пошла фоновая музыка, как замеченным оказалось первое разительное отличие игры от простого Jagged Alliance 2 - качество и четкость звукового сопровождения. В дальнейшем выяснилось, что качество звука резко улучшилось во всех эффектах. Звуки выстрелов оружия не столь приглушенны. Теперь на слух можно отличить «голос» каждого вида оружия, использующего один и тот же калибр, чего, увы, практически нельзя было сделать в Агонии Власти.

В самом начале игры можно выбрать один из двух путей, - конвертировать файл с сохраненной игрой из Агонии Власти или начать заново. Лично я еще задолго до релиза решил, что начну крестовый поход в Тракону новым персонажем. Это куда интересней, чем воспользоваться прокачанным по самое не хочу наемником, у которого все параметры под сотню. Хотя, не скрою, эксперимент я все же провел.

Хотите узнать, на кого же станет похож заслуженный герой и спаситель, отец (а у кого-то и мать) арульканской демократии после такой операции-трансформации? В результате у вас изымут все вещи, оставив по наследству лишь железную каску, флягу со спиртом, нож да неведомую зверушку с обоймой на 50 патронов. Единственная память о подвигах в степях Арулько - это зарубки на прикладе.

Перенос героя из старого сэйва - палка о двух концах. Дело в том, что игра в исходном файле учитывает состояние дел наемников АИМ и МЕРК. Если уж кого потеряли в Арулько, то в Цене Свободы не надейтесь на чудо воскрешения Лазаря. У переноса себя любимого есть только один плюс, который легко может обернуться читерством: с нас не взимают 3000 зеленых американских рублей за услуги IMP. Мелочь? Именно, но нет ничего важнее мелочей на самом тяжелом уровне сложности, когда бюджет изначально исчисляется всего-то 30 тысячами долларов, а услуги такого профи как Тень стоят без малого $20500. Мне, например, не хватило лишь тысячи, чтобы нанять не двух, а трех нужных бойцов. Уверен, наверняка найдутся умельцы, которые создадут своего персонажа в Агонии Власти и сразу же экспортируют его в Цену Свободы, сэкономив средства. Впрочем, пусть это остается вопросом совести каждого игрока.

Итак, все заново...

Поехали!

Начинается игра не вступительным роликом, а получением письма от Энрико Чивалдори, в котором он слезно умоляет помочь справиться с негодяями из горнопромышленной корпорации, обстреливающими Арулько крылатыми ракетами из долины Траконы. Второе письмо сообщает, что условия оплаты услуг бойцов АИМ изменились. Теперь жалование единовременно, и бойцы будут оставаться с нами до победного (а может и проигрышного) конца. Что касается IMP, то пользоваться этой службой стало гораздо удобней и проще. Теперь игрок может создать свое виртуальное подобие по собственному усмотрению, а не в соответствии с хитросплетениями сложного теста с вопросами о Пятачках.

Все навыки выбираются нажатиями кнопок - просто и удобно. Исчезли недоступные игроку навыки. Хотите стать вторым Тенью? Нет проблем! Или специалистом в области тяжелого вооружения, или научиться метко стрелять с крыш зданий, или... Вопрос в другом: какие навыки будут полезными, а какие просто прикольными. Тракона - не место для экспериментов. Цена Свободы дает то, чего не смогла дать Агония Власти - возможность сымитировать настоящую диверсионную спецоперацию. Каждый боец должен дополнять другого. Обязательно нужен снайпер, специалист по разведке и снятию часовых, а еще кто-нибудь из прикрытия, способный оказать огневую поддержку из тяжелых видов оружия. Конечно же, это не единственный вариант формирования команды, но логика жанра подталкивает к подобным решениям. А финансы... они всегда поют романсы и гуляют с кем-то неизвестно где. Еще одно отличие системы генерации персонажа - это возможность поставить в качестве максимального значения всех параметров не 85, а 90.

Если бы в Агонии Власти можно было проследить за тем, как создаются персонажи, то отличить новичков от бывалых стрелков не составило бы никакого труда. Первые стараются по привычке, приобретенной в РПГ, ставить параметры всех навыков на максимум, вторые же, наоборот, сбрасывают их до наиболее приемлемых минимальных значений, ловя кайф в десятом прохождении игры от новых и хитрых способов прокачки бойца. Цена Свободы заставляет принимать взвешенные решения, т.к. серьезные боевые действия начинаются с первых минут, и прикрыть нас толком некому, так что создание заведомо слабого бойца лишь усложнит и без того почти обреченное дело.

География

С географической точки зрения Тракона предлагает совершенно уникальный ландшафт, где сочетаются самые различные типы местности - горные возвышенности, леса и покрытые снегом долины. Всего в игре 24 сектора, включая подземные уровни. Каждый сектор прорисован и спланирован до мелочей, а их расположение позволяет достигнуть конечной точки - ракетной базы - несколькими, альтернативными путями.

В Цене Свободы всего один-единственный город, точнее, поселок городского типа - Варрез. Что интересно, здесь столько этого самого вареза! У местного барыги можно купить все, начиная от самых современных образцов огнестрельного оружия и брони и заканчивая истинной ценностью - противотанковым гранатометом, которые в Траконе идут на вес золота. Здесь нет никакой техники, ни танков, ни машин, даже вертолет, и тот разбился. Шахты тоже отсутствуют, если не считать старой заброшенной выработки на севере страны. Источники доходов теперь таятся не под землей, а в шкафах и тумбочках казарм противника! Отрадно, что голова отныне не забита проблемами обеспечения безопасности тылов, да и ополчения как такового в игре тоже больше нет.

Вещи - дело святое!

Сильные изменения произошли в экипировке наемников. Вот несколько самых ярких примеров: у Ивана Долвича на вооружении теперь вместо МР53 - "Микро-Узи", а у Игоря - автомат Томсона. Красавица Фокс стала гордой обладательницей двух автоматов. Если вы импортировали бойца из старого файла, то у всех наемников сохранятся «повышенные» уровни навыков и умений, вот только обмундирование будет полностью заменено. Зато цена не изменится, независимо от уровня прокачки.

Что нового получат игроки в свое распоряжение? Целых 12 средств уничтожения противника, среди которых даже такие экзотические модели, как пищаль 18-го века! Разумеется, это чисто по приколу, но вот появление бесшумной снайперской винтовки ВСС «Винторез» - действительно круто. Хотя и тут не обошлось без ляпа со стороны разработчиков. На картинке изображен полноценный AS VAL, как он и фигурирует в игре, но приписка «бесшумная снайперская винтовка» ставит в тупик. К тому же у оригинального VAL есть бесшумный бой очередью, которого нет у этого образца. Ладно, пусть называется Винторезом. Он, очевидно, и брался за основу.

Игровой арсенал пополнился и новыми боеприпасами. Так, для 40мм гранатомета появился новый заряд - осветительная граната (40mm Flare). Опыт первых же боевых действий показал, что в ночных условиях боя наличие такой вещички может помочь в борьбе с самым коварным противником. Еще мне очень понравилась крупнокалиберная снайперская винтовка Barrett (12,7мм). Одна беда: новое оружие очень тяжелое, а «переносчиков лишнего хлама» уже не нанять.

В бой идут одни старики!

Вот и пришло время рассказать, как воюют и умирают в Траконе. Гордость и былые боевые заслуги не позволили автору этой статьи начать игру не на самом высоком уровне сложности и не в режиме Железной Воли. И, честно скажу, я был наказан за гордыню! Наказан жестоким ИИ!

Поначалу есть теоретическая возможность нанять не более шести бойцов для первого рейда в Тракону. Отвезти нас туда должен пилот с пижонским видом по имени Джерри. Честно сказать, большего балбеса в жизни я не встречал. Этот бедолага умудрился разбить вертолет, упасть на лэптоп и поломать спутниковую антенну. Доступ в Интернет отдыхает. Кстати, поиски запасной части для лэптопа станут одним из квестов игры.

На старте пришлось долго размышлять и пробовать разные варианты комплектации команды. Если в Агонии Власти я всегда брал с собой Тень и Ивана (иногда еще Рысь), то в Цене Свободы честным путем этих ребят сразу не нанять. Кого же взять? В роли первой попытки пошел один только Тень. Вдвоем мы прибыли в соседний сектор, где повстречали 24 вражеские души. После четвертой попытки пройти сектор я отчаялся. ИИ не давал слабины. Потеряв 16 человек, компьютер брал измором. Вражеские патрули обступали с флангов, и камни уже не спасали. Исход один - два хладных трупа. Пришлось сменить стратегию и воспользоваться услугами других наемников.

После ряда экспериментов был найден наиболее оптимальный вариант для прохождения первых секторов Траконы. Мой герой взял навык ночных операций и скрытности. В напарники набился Стоуджи из МЕРК и Райвен из АИМ. Стоуджи - из личных симпатий (что-то в нем есть от героев Брюса Виллиса - моего любимого киноактера), да к тому же он вооружен прекрасной винтовкой - Мини-14. Райвен же я взял только из-за цены и ее Мини-14. Нет ничего лучше 30-ти патронов в магазине и дистанции боя под 30 единиц.

В результате получилась неплохая команда с двумя меткими стрелками и одним ночным диверсантом. Расчет был сделан на ночь, однако еще до наступления сумерек к нам в гости пришел патруль все из того же сектора в 12 человек. В срочном порядке мои бойцы отступили к береговой линии и укрылись за камнями. Ребята выдюжили. Посмотрите на скриншот - 12 вражеских тел легли на подходах к вертолету.

Уже в первом сражении я отметил значительные улучшения AI. Противник высчитывал зоны видимости и предпочитал после выстрела покинуть зону видимости моих бойцов. Это очень сильно играло ему на руку, ибо вероятность перехвата на предельных дистанциях низка, и в свой ход у моих бойцов не такой большой выбор, в кого стрелять. Степень «ума» AI отчетливо прослеживается в зависимости от состояния здоровья противника. Бойцы «Excellent» вовремя залегают за укрытиями, стреляют метко и больно, и не важно, какого цвета у них униформа.

Попытка заночевать в секторе, чтобы привести отряд в боевую готовность, привела к неожиданной стычке с еще одним патрулем в 6 душ. Но пока отряд спал, я сделал небольшое открытие - здоровье у раненых восстанавливается буквально не по дням, а по часам - приблизительно 1 единица здоровья в час.

Дождавшись ночи, отряд выступил в направлении первого вражеского сектора. Здесь нас поджидали уже только 12 врагов. Если в дневном бою мой, сгенерированный в IMP боец, был почти бесполезен без отнятой у врага Мини-14, то ночью, с приглушенным пистолетом на 50 патронов, в режиме скрытности, с трофейным камуфляжем и ПНВ, этот маньяк превратился в идеального убийцу и наводчика для напарников.

В Цене Свободы я столкнулся с поразительным умением компьютерных мозгов рассчитать наиболее безопасное положение на поле боя. Порой стоит себе враг в чистом поле во весь рост, расстреляешь в него 20 патронов, а ему хоть бы что! Потому что знает, подлый, что ваши же камни и деревья, за которыми вы спрятались, не дадут сделать меткий выстрел. А еще соперник не предлагает сдаться в плен. В Траконе нет тюрьмы, так что не стоит рассчитывать на большее милосердие, чем 9 грамм свинца в голову.

Редактор есть? Больше ничего не надо!

Ну и, наконец, поговорим о редакторе. Как и предупреждали разработчики, он очень сложен. Чего стоит только прилагающийся мануал в 33 страницы. В наличии имеется специальная утилита - менеджер кампаний, наделяющий нас возможностью устанавливать различные наборы карт и создавать небольшие тексты с описаниями этих кампаний. В целом редактор позволяет добавлять новые карты в существующий набор, заменять существующие карты, добавлять предметы, расставлять врагов и регулировать их экипировку, а также задавать ИИ маршруты патрулирования, выбирать стиль поведения бойца и определять параметры. При желании можно заменить все сектора, кроме стартового, с местом катастрофы вертолета.

Процесс создания карты очень трудоемок, необходимо учитывать десятки, даже сотни мелочей - не только расставить текстуры на почве, но и сделать здания, поставить двери, окна, задать свойства крыш, проставить маршруты патрулирования, источники света и многое-многое другое. Даже повесить плакат на стену - отдельная операция.

К сожалению, есть ряд ограничений, накладываемых редактором. Нельзя размещать существующих NPC или создавать новых, добавлять гражданских, создавать или изменять квесты. А жаль! В противном случае игра могла бы преобразиться в руках народных умельцев.

Заключение

Отсутствие многопользовательской игры компенсируется отчасти напряженным сюжетом, и возможностью играть без сохранения в боях. Всех поклонников мучает вопрос, когда же игра появится у нас? Скоро! Как я уже говорил, работы по локализации идут полным ходом. На сегодня переведена большая часть текстов и озвучены многие персонажи. Приблизительно в середине декабря вы сможете стать счастливыми обладателями заветной коробочки. И я просто убежден, эта Свобода стоит своей Цены!

PS: Не забывайте заходить на наш сайт "Вольный Стрелок". Там вы всегда найдете самые последние новости из мира походовых стратегий. И, конечно же, всю информацию по Unfinished Business.

Системные требования для PC

Pentium 166, 32 Мб памяти
Pentium II 300, 64 Мб памяти
Больше…

Где купить

GOG
Jagged Alliance 2 - Secret Ending
20 авг. 2012 г.
OperationSubterfuge
Jagged Alliance 2 Обзор
26 сент. 2010 г.
Джон Доу
Почему новый Jagged Alliance отстой
5 сент. 2018 г.
Навигатор иг...
Jagged Alliance 2 1.13 - 01 - Ударим хардкором по диктату!
3 авг. 2015 г.
Атсе
Игромания-Flashback: Jagged Alliance (1994)
21 авг. 2014 г.
Игромания
Jagged Alliance 2 - Ретро Обзор
15 дек. 2017 г.
ASG
Показать все видео
1,578 items
Композитор
ja2 ub ironman expert, only psychos #4
ja2 ub ironman expert, only psychos #1
ja2 ub ironman expert, only psychos #3
View all streams
8 items

Рецензии и комментарии Jagged Alliance 2.5: Цена свободы

+
Написать рецензию
😴
No game here yet
Шедевр
Так себе
Ужасно