Светлая тема

Рецензия на игру Jersey Devil

Колосс на глиняных ногах

Это выражение употребляется в тех случаях, когда речь идет о чем-либо с виду величественном и могучем, но на самом деле весьма непрочном. И это, пожалуй, самое точное определение, которое можно дать приставочным портам. Посудите сами, вроде бы переводят на персоналку только хиты или, в крайнем случае, игры с громкими названиями, и создается впечатление, что порты - это нечто монолитное и достаточно прочное, чтобы не пошатнуться от случайных порывов виртуального ветра. Но на самом деле по-настоящему хорошие игры-то остаются непереведенными, и что бы я только не отдал за возможность нормальной игры на компьютере в Tekken 3, Xenogears, Parasite Eve... да сколько еще таких игр, всех и не упомнишь. Но приходится довольствоваться тем, что дали. К нашим желаниям ведь никто не прислушивается. Это и есть шаткие опоры "неуязвимого" гиганта. С таким вот настроением сажусь за очередную игрушку - порт с PlayStation.

Страшная сказка

Название у нее специфическое - Jersey Devil, что может натолкнуть на определенные догадки. Мне повезло, я был подготовлен и знал, что это аркада про маленького добренького чертика, но ведь на самом деле-то все не совсем так. Джерсийский Дьявол известен многим, как страшное чудовище из предания, которое бытует у американцев, и этот Дьявол, между прочим, не конфетки у детей отнимал, а людей утаскивал в лес и раздирал в клочья. Мне идея веселой игры с таким названием показалась странной, я больше рассчитывал на что-нибудь Resident Evil-подобное. Хотя, может для авторов в названии присутствует какая-то ирония... Подумалось вдруг, что прикольно было бы встретить игрушку Jack the Reaper, с парнишкой Джеком в качестве главного героя, который бегает по городу и собирает потерявшихся плюшевых мишек.

Ну да Бог с ним, вернемся к игре. Начну, пожалуй, с предыстории. Понеслось все с того, что неожиданно по Джерси пронеслась череда странных похищений совершенно невинных людей. Свидетели клялись, что видели, как людей похищали овощи-мутанты, а правительственные агенты утверждали, что это вполне может оказаться очередной массовой параноидальной болезнью, какую здесь уже могли наблюдать в 1957 году, во времена легендарного Джерсийского Дьявола. Подозревают, что ко всему этому может быть причастен известный злодей, находившийся многие годы в розыске - Доктор Кнарф.

Сей субъект - сумасшедший и злой ученый, в планы которого входят взятие в заложники людей, захват овощами-мутантами страны, а затем и Судный День! Много лет назад Кнарф изобрел состав, способный превратить любое живое существо в человека-тыкву, тогда-то он и начал с ним химичить. В результате, помимо мутировавших в овощи людей, на свет неожиданно появился маленький зверек, которому впоследствии предстояло стать Джерсийским Дьяволом. Доктор не смог сделать дьяволенка окончательным злодеем и тот сбежал. И вот теперь, когда по городу разгуливают полчища Кнарфовских чудовищ, подросший Дьявол решает припомнить Доктору все его издевательства, по пути освобождая заложников и уничтожая мутантов. Это дело благородное, но стоит ли тратить время, если в вас с детства сохранилась капля дьявольской идеологии?..

Блистать отсутствием

Согласитесь, начало вполне достойное для детской игры, которой JD и является. А что это значит? Во-первых, мультяшная графика и простейшая музычка, во-вторых, не очень большое внимание разработчиков к игроку, дети ведь не так привередливы, и, наконец, детская легкость прохождения. Контингент потребителей обязывает.

Ну и, соответственно, сложность ориентирована в ту же сторону. Все говорит о том, что в процессе прохождения у детей проблем быть не должно. И детская направленность, и конкретное заявление разработчиков на эту тему на сайте игрушки. Когда же я попал в гущу событий, то понял, что детям здесь ловить нечего. Уже на втором уровне мы сталкиваемся с серьезнейшей загвоздкой в лице несметного количества левитирующих платформ, по которым предстоит прыгать, а это, как всем известно, запарывает игрока больше, чем самые сложные головоломки. Думаю, детишкам такие физические упражнения не очень-то и понравятся...

Тогда плавно перетекаем в анализ темы "внешний вид". Как же все это выглядит? Да как и на приставке. Даже акселератор не помогает, все равно везде торчат пиксели, полигоны наезжают друг на друга и скрещиваются, где захотят и когда захотят, а прямые поверхности по плейстейшеновской традиции постоянно ломаются. "А не все равно ли детям?" - подумали портеры. Действительно, зачем что-то улучшать, оптимизировать, если детишкам от этого ни жарко, ни холодно? Как было, так и оставим. Вот и получается, что дьяволенок наш постоянно "вязнет" в полу или стенах. Ладно, переживем...

А что же умеет сам герой? То же, что и всякий дьявол: прыгать, махать кулаками, двигать предметы и немножко летать. Ну не летать... парить. Всех этих способностей вполне достаточно, чтобы пройти игру без всяких проблем. "Тогда в чем же запарка?" - спросите вы. В камере. Она не претендует на звание интеллектуальной, да ей это звание никогда никто и не присвоит. Она ужасна, постоянно болтается в самом неподходящем месте; то за углом где-нибудь притаится, то в кронах деревьев, а то вообще перед мордой летать из стороны в сторону будет. Чрезвычайно неприятная особь, не помогает даже возможность вращать ее на все 359,86 градусов.

Загвоздки в процессе

Их не то чтобы много... Наверное, это специфический признак. К примеру, по совершенно непонятной мне логике, чтобы открыть какую-либо дверь, нужно собрать буквы имени главного злодея KNARF. Видно, пред его именем трепещут все, даже амбарные замки. Ну и, естественно, для нахождения этих букв приходится шарить по всему уровню. И пока не додумаешься спрыгнуть с крыши здания в определенном месте, от чего откроется дверь в секретный общественный туалет, где лежит последняя буква, этот уровень так надоест, что после выхода даже на Windows Desktop'е вы обнаружите что-нибудь новое.

Если оценивать состояние игрового процесса в целом, то мир JD поделен на зоны (хе-хе). В конце каждой - одна из лабораторий Кнарфа, которую по традиции защищает Босс (ох...). Его, конечно, чрезвычайно трудно победить и все такое. И, разумеется, в самом конце, когда вы доберетесь до главной секретной лаборатории, вас встретит самый главный вражина, с которым вы схлестнетесь в смертельной схватке тра-ля-ля, бла-бла-бла... То есть общий смысл - добраться до этих самых главных. Долгий путь разнообразится нахождением дополнительных жизней путем разбивания ящиков (это называется частичная интерактивность). А еще эти самые ящики можно брать в охапку и швырять в нерадивых... Да, после каждого пройденного уровня мы получаем сюрприз от создателей - возможность сохраниться. А вы что думали! Такова тяжкая участь приставочника...

О звуке отдельно говорить не стоит, потому что он сам того не стоит. На приставке нормальный звук практически недостижим и народ довольствуется простейшими сэмплами, вытащенными из И-нета, что уж тут говорить о детской аркаде. Само собой, и музыка туда же...

Такой должна быть аркада?

Да уж... разнес, можно сказать, игру. А разве так и должно быть? Аркада - древний жанр, но сейчас отдельные его представители доходят до удивительной пошлости. Точнее, доходят они на приставках, а к нам попадают по глупости некоторых разработчиков. Хотя, конечно, приставочник, пересевший на PC, сразу скажет вам, что в JD "играть можно". Не спорю. Вот только я не смог.