Светлая тема

Рецензия на игру Kevin Sheedy's AFL Coach 2002

Всегда приятно наблюдать за становлением жанра. Вернее, ответвлением в каком-нибудь жанре. Смотреть, как появляются первые ростки, еще хилые, не претендующие на всенародную любовь, но уже жутко симпатичные, и как за ними выползают конкуренты, старающиеся бить точно по слабым местам первопроходца, как бы крича: вот, посмотрите, у него здесь такой сумбур, зато у меня…! На что новичок, уже на правах ветерана, где-то через годик делает ответный ход в виде продолжения, учитывая не только свои собственные слабые места, но и ошибки противника. Борьба продолжается многие годы, одна из игр становится легендарной, другая сходит с дистанции. В этой игровой нише проклевываются потенциальные лидеры, которые пытаются отнять хоть какие-то жизненные соки у столпа и основателя (первым он был или вторым, уже не важно) серии про... Стоп! Не будем забегать вперед.

Менеджеры австралийского футбола в самом начале своего, возможно, славного пути. В первый раз слышите о таком виде спорта? Нехорошо. А ну-ка, марш читать рецензию на Aussie Rules Coach. Там вы узнаете: а) правила; б) каким был первый блин. Все остальные могут немедля приступать к изучению данного материала.

Новый шаг в развитии

Игравшие в Aussie Rules Coach или хотя бы знакомые с моим материалом на эту тему, помнят основные недостатки игры - отсутствие лицензии Australian Football League, минимальные менеджментские/тренерские возможности и категорическое пренебрежение тренерской карьерой как таковой. Можно было сыграть всего один сезон, после чего получить неизменный "Game over", правда, двух видов.

В AFL Coach 2002 подобное безобразие практически отсутствует. Во-первых, имеется лицензия AFL, что позволило разработчикам запихнуть в свое творение едва ли не все фотографии реально существующих игроков Лиги (имена, разумеется, тоже настоящие). К слову, официальная страничка игры размещается на сайте AFL. Более того - в разработке принимала участие не только AFL, но и правительство штата Виктория.

Во-вторых, роль тренера и менеджера. В ARC дозволялось лишь определять состав на матч, тогда как здесь все гораздо сложнее. AFL Coach 2002 обладает всеми свойствами серьезного менеджера, начиная с тренировочного процесса и заканчивая трансфертными сделками с другими клубами. К моему величайшему сожалению, в Австралии действует та же система по циркуляции игроков из клуба в клуб, что и в Америке. То есть драфтовая, когда происходит не "рабский", по мнению ЕС, процесс продажи/покупки игроков, а "демократическая" - обменная. Борьба за первые номера драфта в начале сезона прилагается. Есть возможность наладить тренировочный процесс: буквально расписать по дням, чем будут заниматься ваши подопечные в понедельник, во вторник и т.д. Все тактико-технические мероприятия, в лучших традициях нефутбольных (в смысле, не "соккерных") менеджеров, оставлены на сам процесс матча.

Наконец, третье крупное отличие от ARC - карьера. Конечно, австралийскому футболу по части географии до английского далеко. Только в Championship Manager нелегкая могла занести вас из великосветского мадридского "Реала" в какую-нибудь японскую высшую лигу. В австралийский футбол играет лишь половина Австралии. Тем не менее, такой "радости", как "конец игры", после удачного (да и неудачного тоже) сезона ожидать не приходится. При условии, конечно, что вы избрали нужный режим, а не "команду на недельку", "на денек" или "начиная с одной восьмой финала".

Искать ли добра от добра?

Если нельзя часами выбирать игрока на нужную позицию из команд дивизионом ниже или другой страны, либо в тактическом экране "играть" фишками на поле, рассчитывая до метра положение игрока на поле в определенный момент игры, настоящие фанаты менеджерского дела откровенно скучают. В принципе, AFL Coach 2002 не должен был их разочаровать, но в процессе оказалось, что для успеха мало напичкать игру невиданными идеями, купить лицензию и поставить на коробку 70-долларовый ценник...

Несомненно, не существуй на свете Aussie Rules Coach, я бы глубоко проникся обширностью задач, поставленных разработчиками AFL Coach 2002 перед игроками. Высокую оценку - не раздумывая. Всевозможные бегунки, меню и прочие менеджерские навороты просто придавили бы меня своей массой. Знакомясь с экраном управления командой, буквально теряешься. Навел мышку на любого игрока - и изучай его физиономию, уровень усталости и моральный дух; можно выбрать тактику игры в атаке/обороне и определиться с дополнительными тактическими элементами с помощью планшетных рисунков a-la Madden NFL 2002. Показывается даже направление ветра.

Но, на мой взгляд, в Aussie Rules Coach я лучше руководил командой. Да, там нельзя было посмотреть на красивый рисунок с отображением будущих действий игроков атаки, - только раздать персональные указания игрокам. Куда более полезные, надо заметить. Скажем, крайние центральные имели задание дольше держать мяч и отдавать по возможности в центр. Просто центральные, находящиеся ближе к атаке, наоборот, должны были пасовать вперед с максимальной скоростью. Нападающие, действующие из глубины (специально ставил на эту позицию парней с сильным и точным ударом), старались сразу же ударить по воротам. Короче говоря, почти полный контроль.

В AFL Coach 2002, напротив, вашего покорного слугу постоянно преследовала мысль следующего характера - толпа бугаев, на которых можно полюбоваться с 11-ти камер, играет сама по себе, а всевозможные тактические рычаги управления живут сами по себе. Чтобы потешить самолюбие.

Другой минус матча - предпринятая разработчиками попытка максимально правдоподобно подойти к отображению игры. Нет, речь не о графике - несмотря на масштабность "представления", игроки все-таки больше похожи на неотесанные чурбаны, нежели на живых людей, - и не о звуковом оформлении. К нему претензий нет никаких - толпа скандирует, хором вздыхает и восторгается каждым забитым мячом. Основная загвоздка в таком эфемерном понятии, как "время". По умолчанию в любом матче бегунок времени располагается на позиции х1. Если ничего не трогать, то наслаждаться одной встречей предстоит 80 минут. Максимальное значение - х10, т.е. 8 минут, но тогда на поле будет твориться сущая неразбериха. Свистки судьи - каждые две секунды, восхищенный рев толпы по поводу забитого гола - каждые 10 секунд. Иными словами, есть желание действительно принимать участие, а не отбывать номер, - милости прошу тратить по полтора часа на одну встречу. И никакого "пропуска матча" или выхода во время игры. Компьютер предлагает либо "Exit to main menu", либо биться до победного конца. Сам за вас он ничего не сыграет.

Правда, следует отметить, что и в AFL Coach 2002 есть возможность наблюдать за ходом матча по изменению данных в таблице тактико-технических действий игроков. Кто сколько ударил/отпасовал/отнял. Но, согласитесь, надо быть большим профи, чтобы понять, как складывается игра, исходя из этой информации и счета на табло. К тому же, провести добрых 8 минут за унылым просмотром всевозможных циферок сможет далеко не каждый.

Что сказать вам на прощанье…

Подведение итогов в рецензиях на менеджеры лично для меня - всегда самый сложный момент. Утверждать со стопроцентной уверенностью, как обстоят дела с балансом и сезонной игрой, не возьмусь. Но все же по количеству вызываемых положительных эмоций AFL Coach 2002 проигрывает Aussie Rules Coach. С другой стороны, если вы - истинный поклонник австралийского футбола, то мимо любого серьезного менеджера, посвященного этому виду спорта, проходить никак нельзя.