Светлая тема

Рецензия на игру KO: Ultra-Realistic Boxing

Открытой перчаткой

В это трудно поверить, но еще в конце прошлого века во многих из Североамериканских Соединенных Штатов бокс был под запретом. Тогда считалось, что это слишком жестокое зрелище, возбуждающее у зрителей низменные инстинкты. Не знаю, как обстояло дело с боксом в дореволюционной России, а в Советском Союзе он был легализован только в сороковые, если не в пятидесятые годы. До того считалось, что это "одно из наиболее уродливых проявлений буржуазного общества", а после вдруг оказалось, что это "спорт, наиболее подходящий для развития смелости, ловкости, волевых качеств и т.д." (цитаты взяты из двух последовательных изданий Большой Советской Энциклопедии).

Сейчас, по сравнению со всякими контактными карате и боями без правил, бокс смотрится как что-то совсем безобидное, где-то даже патриархальное. Ну где, спрашивается, можно еще встретить выбитые зубы, разбитые в кровь физиономии, оторванные уши? Стоит одному из боксеров чуть-чуть пустить кровушку другому, как бой тут же прекращается. Даже нокдауны, не говоря уж о нокаутах, стали чем-то совсем редким, а победа определяется каким-то нудным подсчетом точных ударов и начислением очков. Скучно, девушки!

Неудивительно, что компьютерных игр на эту тему создано всего ничего. Пошарив в своем архиве, я обнаружил всего три игры для ZX Spectrum и две для РС. Обе писишных игры были созданы в 1991 году, причем TV Sports: Boxing была откровенно слабовата даже для того времени, а вот 4D Boxing представляла собой что-то уникальное. Представьте себе в то время полностью трехмерную игру, в которой можно было установить вид от первого или от третьего лица. Конечно, фигуры бойцов состояли из треугольников и квадратов (так называемая "проволочная графика с заливкой фигур"), движения их тоже не отличались изяществом, но ведь сравнивать-то было не с чем.

Кроме всяких трехмерных красот были в игре и другие приятные вещи: создание персонажа, тренировки, режим чемпионата с постепенным продвижением вверх по лестнице успеха. Начинали вы как третьеразрядный боец, с которым никто и драться-то не хотел, кроме двух-трех неудачников. Но постепенно, по мере роста числа ваших побед, появлялась возможность схваток со все более и более крутыми бойцами. Причем, как это и бывает в реальной жизни, можно было до начала боя узнать слабые и сильные стороны противника и соответствующим образом поднатаскать своего спортсмена.

Честно говоря, мне совершенно непонятно, почему такая прекрасная игра не стала в то время хитом и не вызвала массу подражаний. Скорее всего, из-за появления Mortal Kombat и ему подобных. Так это или нет, но следующая игра про бокс появилась только сейчас, восемь лет спустя.

Как это выглядит

Помните, что ответил главный герой кинофильма "Служебный роман" на вопрос, как он себя чувствует? "По сравнению с Бубликовым - неплохо". Ну так вот, обозреваемая игра смотрится весьма неплохо, если сравнивать с образцом восьмилетней давности. Полностью трехмерные фигуры боксеров (судя по тому, что кулак иногда проскальзывает внутрь физиономии соперника, они полигонные), красивый ринг с налепленными всюду, где можно логотипами компании разработчиков, фигуры зрителей... Хотя... о зрителях скажу позже, пока еще немного о боксерах.

Сами фигуры у них стандартные, то есть, фигура-то на всех одна, только покрашенная в разные цвета, с разными физиономиями и трусами-тапочками. Сразу бросается в глаза, что цвет этих самых т-т намертво закреплен за действующими лицами, поэтому частенько случается то, чего в реальной жизни быть не может. То есть оба боксера на ринге имеют одинаковые цвета. Практического значения это не имеет, поскольку камера жестко следует за управляемой вами фигурой. Вид всего один, от третьего лица, что уже обидно. Почему восемь лет назад можно было сделать вид "из глаз" (а смотрелось это о-го-го как), а теперь нельзя?

Зато отлично видна работа ваших (и вашего противника) кулаков. Нет, кровища не течет (так только, слегка из носа), но вот такие аккуратненькие фингалы под глазами появляются. Это приятно, видно, что не зря кулаками махал. Ну а если поработал на совесть, то противник и вовсе в нокаут падает. Вот это выглядит, мягко говоря, странно. Нокаутированный боксер становится... как бы поделикатнее выразиться... на четыре точки, что ли, и ждет приговора. Поза эта всегда одна и та же, но показывают ее со всех сторон, для любителей, наверное.

Другая странность в том, что нокдаунов не бывает вовсе. Не знаю, может быть, это у меня рука такая тяжелая, но мои противники из этой своей позы так ни разу и не поднялись. Случалось и мне (то есть, моему боксеру) постоять так, и с тем же результатом. Кстати, о результатах. Побед по очкам я не заметил, все бои с моим участием заканчивались нокаутом, задумано ли так разработчиками, или это мое мастерство (которого, как известно, не пропьешь) - не знаю.

Очень интересно переосмыслена в игре фигура рефери. Дело в том, что его роль выполняет некий фантом. В начале боя рефери стоит между боксерами, потом он говорит "Бокс!" и медленно растворяется в воздухе до конца поединка. Однако дело свое этот дух знает, поэтому все время покрикивает на боксеров откуда-то из пространства. А в конце опять не спеша материализуется меж двух соперников и поднимает руку победителя. Оригинально, ничего не скажешь.

Никаких там кино, заставок и прочих излишеств в игре нет. Только перед началом чемпионата ваш боксер выходит в зал и проходит мимо трибун. И совершенно напрасно, на мой взгляд. Дело в том, что во время этого его тура очень четко видно, что все фигуры зрителей вырезаны из картона. Да и идет он так, словно в штаны навалил и боится размазать. Хотя вообще-то движения боксеров на ринге смотрятся ничего. Пританцовывают они очень реалистично, кулаками машут с полной отдачей, так что тут особых претензий нет. Разве что только арсенал ударов у них маловат. Прямой в челюсть, хук справа и слева да пара ударов по корпусу, вот, пожалуй, и все. Причем проводятся все эти удары на дистанции, ближнего боя нет начисто. Оборонительные движения тоже не радуют разнообразием.

За кулисами

Тем, кто до сих пор не сталкивался с подобными играми, может быть не понятно, зачем нужно тренировать нарисованных боксеров. Объясняю. Игрок после двух-трех боев получит определенные навыки управления, достигнет, так сказать, своего потолка. Если противники у него будут с одинаковыми данными, он будет бить их без труда. А если противники будут все более и более опытные, рано или поздно он не сможет с ними справиться (то есть сможет, но не с первого раза). Вот тут-то и помогает наращивание способностей своего бойца. В начале игры реакция его замедленная, то есть, бьет не сразу после нажатия соответствующей клавиши, а с некоторой задержкой. Постепенно она улучшается, удары его становятся более быстрыми и точными. Естественно, возрастает сила удара, выносливость и т.д.

В старых играх тренировкам уделялось много внимания. В перерыве между боями вы могли дать команду тренировать определенные навыки (все сразу или какой-то один) и ваш боец рос на глазах. Причем в наиболее продвинутых проектах тренировки были самые разные. Можно было просто заставить бойца поднимать тяжести или прыгать через скакалку, а то и просто заняться тренировочными боями. Какая бы ни была реакция лично у вас, не занимаясь тренировками своего боксера выиграть в этих играх было невозможно.

В рассматриваемой же игре тренировки выкинуты окончательно и бесповоротно. Нет, вообще-то режим такой предусмотрен, даже два. Можно просто лупцевать напарника, который даже не пытается защищаться, или провести спарринг с вяло сопротивляющимся партнером. Однако все эти тренировки предназначены не для боксера, а для игрока. Правда, в help'е написано, что можно сохранять результаты тренировок, но, по моим наблюдениям, толку с этого нет. Впрочем, даже если бы и был, натаскивать боксера вот так, вручную, неимоверно скучно, желающих делать это вряд ли будет много.

Разочарование в игре наступает даже раньше знакомства с режимами тренировок, на стадии создания бойца. Все, что тут можно сделать (кроме выбора имени), это определить страну (Россия присутствует, как ни странно), выбрать одну из стандартных фигур, ударную руку да перераспределить три характеристики. Даже одеть боксера в свои любимые цвета невозможно.

Переходим к режимам игры. По идее, их пять, но если внимательно присмотреться, останется только три. Просто "Одиночный бой" отличается от "Аркады" только тем, что в первом варианте вы сами выбираете противника, а во втором он вам "вручается" случайным образом. Забавно, но "Два игрока" отличается от режима "Сеть", тем, что в первом случае вы играете на одной машине, а во втором - на двух.

Вот с режимом чемпионата никакого жульничества нет, хотя сам режим донельзя скучный. Начинаете бой, выигрываете (или проигрываете) его, получаете (или не получаете) очки и переходите к следующему бою. Узнать, кто там еще кроме вас участвует в чемпионате, какие у кого очки, с кем и когда предстоит сражаться невозможно. Так что, какой во всем этом смысл, совершенно непонятно.

Ну и что?

А ничего. В другом месте и по другому поводу я уже говорил, что после появления всех этих новомодных 3D технологий игры становятся все хуже и хуже. Стремительно исчезает из них та самая играбельность, определить которую никто не может. Разработчики все больше и больше утверждаются в мысли, что, дав игроку погонять трехмерные фигурки в трехмерном мире, они и так сделали больше, чем он может от них ждать.

Скажу честно, когда я узнал, что появилась игра о боксе, мне очень хотелось ее похвалить. А когда увидел, что сделали ее всего семь человек (два программиста, два художника, музыкант, продюсер и начальник), захотелось хвалить ее еще больше. Даже приготовил фразу, что-то вроде: "В то время как фирмы-гиганты тратят кучу денег на рекламу и прочую ерунду, тут команда энтузиастов взяла да и сделала..."

Но теперь я вижу, что сделали-то они, собственно говоря, вот что: склепали из готовых функций движок, нарисовали несколько картинок да нашли себе паблишера. А над тем, будет ли интересно играть в их творение, совершенно не задумывались. Я почему-то уверен, что сами авторы в свою игру не играют, очень уж нудное это дело.