Светлая тема

Рецензия на игру Ларго Винч: Империя под угрозой

Крайний рационализм давно стал бичом нашего времени. Бескорыстная романтика осталась в далеком прошлом, и даже девиантный отморозок из GTA 3 в свете последних событий обзавелся ореолом паланиковского борца с маскультом.

"Мистер Винч, вы будете продавать шахты в Уругвае? Из-за последних политических событий больше $500.000.000 выручить стало нереально, но, говорят, тамошнему президенту повстанцы скоро открутят первичные половые признаки, и если мы упустим момент, компания понесет значительные убытки"… Определенно, к стандартному для приключенческих игр герою-неумехе с таким вопросом обращаться не станут. Окажись здешний протагонист на месте Кейт Уолкер из Syberia, мы бы давно носили дубленки из мамонтовых шкур, восхищались собранными на Тайване автомотонами и катались на экологически чистых заводных поездах - конечно, если затраты на их производство не превышают стоимости конвейерного электровоза. Впрочем, не стоит лишний раз волноваться, ибо такого никогда не будет; у молодых миллиардеров и без того забот хватает.

Югославская экспансия

Первую часть разборок начну с легко предсказуемого вопроса. Кто же он, этот таинственный воротила большого бизнеса, чью судьбу разработчики ввергли в столь безответственные руки? Знакомьтесь, Ларго Винч - югославский сирота, неожиданно унаследовавший транснациональную корпорацию Group W, главное действующее лицо суперпопулярного французского комикса и не так давно снятого по его мотивам телесериала… Короче, легендарная личность, благо, истории о молниеносных взлетах или падениях издавна пользовались успехом у публики. Естественно, бывшие коллеги образумившегося на старости лет папаши (основателя Group W) были не в восторге от новоявленного претендента на власть, поэтому к приключениям наш герой привык еще в пионерско-комсомольские годы. Приблизительно в тот период вокруг него сформировался высокопрофессиональный и преданный коллектив, при активном содействии которого Винч-младший уже несколько лет борется с происками инфернальных злодеев.

Сама игра открывается торжественным банкетом в честь очередной благотворительной акции в пользу голодающих негров Поволжья. Косые лучи заходящего солнца уже ложились на какие-нибудь там эполеты, когда пришло сообщение о заложенной в зале бомбе. Разумеется, Ларго не стал дожидаться саперов и в два счета разобрался с ситуацией сам. Чудненько - вот только после совершенного подвига выяснилось, что роль бомбы исполнял дешевый будильник, что на гостей успели напасть бандюганы в масках, и что эти самые бандюганы, учиняя свой террор, стащили очень важную папочку, которую буквально пару минут назад привезла из Мексики очаровательная помощница. Оказывается, в мексиканской лаборатории, занимающейся проблемами повышения урожайности agave tequiliana, произошло самое настоящее ЧП: два охранника были найдены мертвыми, пропали результаты последних опытов, ценные реактивы и… один из исследователей! Каким образом скромный ботаник умудрился угробить двух здоровенных мужиков, почему компьютерную систему Group W атаковал неизвестный хакер, и, главное, кто именно стоит за расписанными выше хулиганствами?.. Неудивительно, что прыткий империалист решил лично взяться за расследование.

Впрочем, хватит с меня спойлеров, поговорим лучше о внешнем виде, - как ни крути, по нему в наших краях встречают каждого новичка. Да-да, глаза вас не обманывают, - это самое настоящее 3D с намертво привинченных камер, но зато без памятного по The Longest Journey или Syberia заранее отрендеренного фона. Все честно! Конечно, мелкие косметические жульничества от опытного глаза не скроешь, но прогресс налицо, - по-моему, именно на такого рода движках должны базироваться современные адвенчуры. Недостаток здесь один - игру изначально делали под PlayStation 2, так что привычный комплект багов никуда не делся. Дрожащие модели (не подумайте, будто Ларго, подобно Миле Йовович, все эмоции выражает мелкой дрожью), слишком крупный шрифт, недостаточное количество полигонов… Попутно хотелось бы отметить, что мышь вообще не требуется. Для взаимодействия с окружающим миром имеется заменяющая геймпад клавиатура; во всяком случае, поклонники Grim Fandango неудобств не ощутят.

Плагиат и русская мафия

Головоломки, составляющие неотъемлемую часть жанра, по большей части производят приятное впечатление. Задачки не особенно трудны, но на удивление логичны. Поддеваем язычок замка визитной карточкой, травим выбравшихся на волю ядовитых змеюк струей из огнетушителя, связываем из простыней крепкую веревку… Все-все, умолкаю. Прикол с чемоданом долларов, бутылкой водки и зажигалкой можно смело вносить в учебники в качестве примера сочетания простоты и гениальности. А вот мелькнувший было плагиат - это плохо. Когда Ларго заказывает сложный коктейль, чтобы отвлечь бармена и пройти в служебную комнатку, понимаешь, - нам подсовывают 100-процентную кальку с Leasure Suit Larry 7; даже фраза, сопровождающая все пертурбации, такая же. Ну а в остальном, - вполне прилично; для лиц, перенесших операцию на мозге, имеются аркадные мини-игры, дурацкие походовые драки (почти как в Anaсhronox) и карманный компьютер, в котором Ларго отмечает, что именно нужно сделать в данный момент. В случае временного затмения помогает, по себе знаю.

А вот чего я точно одобрить не могу, так это патологической тяги авторов к использованию разного рода "штампов". Если дело происходит в Мексике, будьте готовы к встрече с недобитыми Родригесом "бандитос", в старинном монастыре прямо с порога начинайте искать потайные комнаты и подземные ходы, а попав в заснеженную Россию…

С хождениями по одной шестой части суши у сценаристов вышла такая беда, что в одно предложение ее не уместишь. Неоригинальные, но в целом довольно милые схватки с русской мафией бледнеют, стоит только поведать, какие вещи вытворяют западные разработчики с нашим "великим и могучим". Отдельные острословы до сих пор шутят по поводу грамматических ошибок в Red Alert; интересно, им бы понравилось, если бы вместо хоть какой-то русской речи лентяи-сценаристы пустили откровенную тарабарщину? Ведь эту варварскую кириллицу никто не поймет и, следовательно, усилий не оценит. Последствия подобной политики представить нетрудно, даже интернациональное слово "бар" местные дизайнеры превратили в набор спецсимволов. "Tabajika blirchvitch spectachen mepratabach slamzava", - весело орет бармен из Gagarine Paradise (оцените колорит!), а безграмотная англоязычная публика верит, что бандитский прихвостень выражается по-русски и с матюгами. Нехорошо.

Персонажи получись не менее лубочными; взять, к примеру, очкастого злодея-хакера, проживающего по адресу: ул. Мира, д. 1, Вороград, Сибирь, - ради встречи с ним бедный Ларго и претерпел столько филологических бед. Остальные граждане ничуть не лучше, и обвинять здесь некого, - основная когорта прибыла из порожденного воображением Жана ван Хама (Jean Van Hamme) мира и редактуре не подлежит: прожженный капиталист Джон Салливан (на его плечи возложена управленческая рутина), бывший агент КГБ и специалист по компьютерам Георгий Керенский (точно - все хакеры родом из России), уволившаяся из ЦРУ красотка Джо Арден и старый приятель Ларго мелкий жулик Саймон Овроннац. Короче, еще шаг, и игра превратится в team-based RPG. Отдельное спасибо за пьяного в дупель мужика в ушанке с красной звездой. Если в интеллигентной Syberia алкоголик-космонавт, мечтающий о космосе, вызывает симпатию, то здешний "Иван", судя по всему, прибыл прямиком из "Армагеддона". Нам его так не хватало.

Процесс общения с этакими гомункулами особой радости не доставляет. После нескольких часов игры начинаешь испытывать легкий физический дискомфорт - и дело тут не в неудобном кресле или застоявшемся в седалищном нерве электроимпульсе. Просто юмора, как бы это помягче, маловато. Диалоги сугубо информативны, а попытки развеселить игрока деловыми беседами с Салливаном вызывают легкое недоумение (перед ответом на вынесенный во вступление вопрос я даже с перепугу сохранился) и фактически ни на что не влияют. На протяжении всей игры Ларго ходит со столь серьезной и величественной миной, что в конце концов от нее начинает слегка тошнить. Самой забавной ситуацией можно считать заранее обреченную на провал попытку заказать в упомянутом неподалеку баре чашку кофе или виски. Шутник! Даже американские двоечники знают - в полумифической Руссии ничего кроме водки в рот не берут.

Каждому свое

Признаюсь честно, после шапочного знакомства с Largo Winch мне очень хотелось вознаградить ее классическими 8.5 баллами и соответствующей медалью. Еще бы! Настоящий квест, от начала и до конца сделанный командой более-менее трезвых людей - по нынешним меркам это поистине невероятное достижение. Но кризис жанра все-таки нельзя принимать за оправдание; наверняка отдельные славянофилы и текущую оценку сочтут завышенной.

Разумеется, уже ПОСЛЕ того, как пройдут всю игру до конца…