Светлая тема

Рецензия на игру Last Half of Darkness: Время вампиров

Сегодня ко мне в гости опять притопал подгнивший труп Порфирия с кладбища неподалеку. Мы сидели за столом и болтали за смерть, прихлебывая кровяную настойку и закусывая ее сушеными червяками. Призрак Гена то и дело со стонами выпархивал из укрытия, совершал пару кульбитов над люстрой и возвращался обратно. Обезьянка-людоедка Матильда, давно привыкшая к его выходкам, лениво развалилась на ковре и смотрела сериалы по телевизору своими немигающими зрачками. Из шкафа периодически доносилось хихиканье скелетов. У ног терся домашний тролль Сигизмунд, ревнуя и осторожно изрыгая проклятия в наш адрес. Незаметно на город опустились сумерки. Взошла полная луна, и за окном протяжно завыли оборотни. Весна, черт бы ее побрал. Распрощавшись, я прилег отдохнуть в гроб. Предстояла долгая ночь. В полудреме подумалось: обидно все-таки, когда тебя нечем удивить…

От Рыбкина с ужасом

Удивлять Уильям Фишер (William R. Fisher III) вправду не умеет. Ему и не нужно. Человек-студия нашел себя еще 20 лет назад, выпустив редкий по тем временам ужастик из серии «домик с привидениями». С тех пор Last Half of Darkness стала визиткой американца. На текущий день этих визиток у него — порядка шести штук (количество римейков уточняется), плюс маленькая, уютная фанатская аудитория. Официальный сайт буквально устлан посланиями с благодарностями и просьбами «не прекращать». Ради них, очевидно, Вилли и пересел за т.н. идейные продолжения. Beyond the Spirit's Eye — уже второе по счету.

Автор прочно застрял в 1980-х гг. и менять ориентиры явно не планирует. Вскормленный на классических кошмарах категории B-movie, он использует проверенные временем идеи. Заброшенные лачуги, звон гремящих кандалов, мертвые девочки с зашитыми ртами, глаза на паучьих ножках, ведьмы с болот и абстрактное Зло, которое расползлось по планете и всюду сеет «последние» зерна, — полнейший набор цитат старого киномана. Вникать в суть посылов и сценарных перипетий необязательно, даже противопоказано. Смысла в них не больше, чем в походных байках у костра и сказках про «Черную простыню». Наслоение штампов, дешевые завывания из-за угла и тонкая жила истории демонстративно никчемны.

И тем ценнее мальчишеские опыты непрогрессивного разработчика. За стеною утянутых приемов поселилось приключение в забытых ныне жанровых традициях. Нечто ископаемое, монолитное, провонявшее нафталином и едва выкарабкавшееся из текстовой эпохи. Отсюда — и никем не обремененный герой без имени-роду-племени, слоняющийся по призрачному городу. Расписывать в красках минувшие события и обременять его сверхзадачами никто не станет. Пробормочет гадалка об очередном проклятии, да и отпустит на все четыре стороны. Целый населенный пункт попадает в распоряжение странника сразу же, с первого вздоха. И ни единого указателя или намека на стратегию действий. Подсказки в виде четверостиший и замогильного нытья не в счет. Вас ободрил бы совет «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот. А раньше ведь на вес золота были.

За красивый глаз

В прошлый раз мы гонялись за неусыпным духом заразного гамадрила, теперь — за кем-то вроде вампиров. Ничего принципиально нового, кроме карты в кармане. В кои-то веки м-р Фишер сжалился над молодежью, приняв в расчет раздувшиеся до размеров деревни территории, с непременными склепами и подземными лабораториями. Госстандарт. Запертые на ключ двери и секретные лазы заметно пополнились головоломками и пазлами, что ощутимо ударило и по мозгам, и по удовольствию от игры. Партия в «Повешенного» — еще под стать атмосфере. Однако банальные картинки из кусочков и постные мозаики внушают опасение за будущее сериала. Вдруг рок Myst постигнет и его?

Не то чтобы мы пристально следили за развитием Last Half of Darkness… Скорее, не хотим терять неплохую indie-страшилку. Несмотря на вызывающую, ничем не прикрытую и оттого пошлую примитивность что сюжета, что диалогов, что ужаса в целом, исследовать Beyond the Spirit's Eye отчего-то не надоедает. Именно исследовать — не бродить под дулом невидимой указки, покорно ступая по вырубленной заранее тропе. Фишеру Третьему на удивление точно удается передавать дуновение прошлого, в том числе и в изобразительном плане. Не знаем, долго ли он протянет такими темпами, но желаем удач грядущей Tomb of Zojir. По-настоящему пугать сейчас способны немногие.