Светлая тема

Рецензия на игру Легенда Хрустальной Долины

…Игровая индустрия – как армия, сынок, настоящая школа жизни. Здесь не место клоунам, обожающим крутить мопсов из шариков и раздавать сахарную вату направо и налево. Здесь все серьезно и выживает сильнейший. Сказочки – для глупых деток с необсохшими губами. Вот пускай они и дальше впитывают «Мишек Гамми» и расчесывают куколок барби. Нечего им лезть сюда со своим уставом. У нас тут искусство, мать-перемать…

Детство, ты куда?

Прозвучал фрагмент интервью одного легендарного таганрогского раз-работника искусства, если не узнали. Что ж, он прав. «Сказки для взрослых» давно утратили актуальность. Народ с легкой подачи пересел на триллеры, детективы и шоколадные мелодрамы. Андерсен, Беляев, Сент-Экзюпери и другие мечтатели прошли мимо. Сказочную нишу заняло фэнтези, заселив солнечные сады-полянки стереотипными воющими и воюющими эльфами, орками и прочими скотами и гадами. И стало так. Это ли не хорошо?

Только не для приключений. С фэнтези отношения не сложились, сказочная тематика куда-то незаметно выветрилась (очевидно, из-за малого спроса). Выветрилась, да не вся! Zork, King’s Quest, Gobliiins – то, с чего фактически зачинался жанр, нет-нет и всколыхивает сердца неверных. Выпьют горькую, пустят слезу и… Была не была, айда ворошить прошлое! Тихо, под одобрительный гул кучкующихся фанатов, ворошиловские стрелки творят за идею. Но поскольку за идею еду в магазинах не выдают, запал скоро угасает, и доделывают проект в спешке. Магические барьеры рушат невнятным эпилогом, персонажей бросают на произвол судьбы либо накидывают проверенных приемов из триллеров, детективов и мелодрам.

Встреча с The Legend of Crystal Valley поначалу тоже радует. Простенькая завязка, в которой рыжеволосая девушка Ева не самой притягательной наружности навещает родительский дом и случайно попадает в волшебную страну через дырку в стене, подкупает именно простотой. Похожим образом, без натужного пафоса и пространных речей, стартовали знаменитые игровые сериалы. Медовый эмбиент подчеркивает умиротворенную атмосферу Кристальной долины, ее неторопливую и старомодную™ жизнь. Прямо бальзам на душу для путешественников-домоседов, мечтающих забыть о насущной суете и унестись в дальние дали, откупившись за путевку ценой обеда в фастфуде. Иногда лучше жевать. Свежая адвенчура от авторов Legacy: Dark Shadows способна надолго отбить аппетит к виртуальным вылазкам.

Сказочная байда

Образцовое вступление, хоть и с траурным оплакиванием близкого человека на могилке, не сулит ничего дурного. Маленькая деревенская хижина, маленький деревенский tutorial… И подано без нагнетания, без ненужного обсасывания глобальных катаклизмов. Отрешенный от цивилизации закуток открывает проход в иную вселенную, еще более отрешенную от нас с вами, где выдумка и явь тесно сплелись между собой, а столкновения интересов ограничены соседскими склоками и сварливым колдуном, жаждущим воцарения разрухи и хаоса. Нечто наравне с The Legend of Kyrandia. Ева даже бегать не умеет – лишь комично семенит ногами при зажатой клавише. Вылитая Занция без лицензии. И колдовство не за горами.

Но достаточно прошвырнуться по первому же населенному пункту, чтобы опешить от здешних «красот». Бюджетные постройки и кустики, обтянутые дешевыми текстурами плато и оцепенелая природа ничуть не располагают к чуду. Понатыканные по углам уродцы – и подавно. Скособоченные, яйцеголовые, слепленные «из того, что было» карикатуры на гномов, великанов, драконов и т. п. понуро вещают о коварном иноземце, о захвате и переделе власти, о печальных последствиях для их любимой долины и о надеждах, возлагаемых на избранного. Вещают исключительно черным по белому, т.е. без звука. Чтение – вот лучшее учение. Да здравствует прогресс! Закадровая телепортация и медвежья анимация прилагаются.

Вожделенная сказка стремительно меркнет под натиском бытовых неурядиц. Они, несмотря на озабоченность отдельных граждан конфликтами верхов, чаще сведены к утере бубенчиков или раритетного цветка. И на поиски постоянно подряжают рыжую бестию. Та, в свою очередь, ищет не приключения и не хорошей жизни, а пропавшего отца, который, по слухам, прохлаждается на кристальной территории. Сюжеты неуклюже налезают друг на друга, то пробуждая, то начисто гася интерес к вымученной истории. Там, где авторы пытались проявить изобретательность, не нашлось места увлекательности. Визит к безротым Создателям, к примеру, представлен тоскливым чесом по кругу с единственной целью — «попасть куда-нибудь еще». Череда бесконечных порталов швыряет Еву туда-сюда, в итоге оставляя ее на растерзание трем-пяти локациям и чахлым загадкам.

Подумаешь

Уныние прокралось не только в изобразительную и повествовательную части The Legend of Crystal Valley, но и в подноготную, т.е. в сценарий. О жалких попытках «пошутить» на фоне серьезных событий и вспоминать тошно. Пародии на Элвиса или Ромео с Джульеттой давно немодны, и выжимать последние соки – удел отечественных умельцев. Когда хохмить не над чем, а очень хочется, почти всегда выходит глупость. Хохмить тут действительно не над чем; уж больно шершавым получился мир с его трущобами, погаными болотами, казематами и прочими прелестями. Пораскинуть мозгами – и то негде.

Частенько решения задачек находишь задолго до того, как неприкаянная душа попросит нас «оказать услугу». Их щелкаешь между делом, без всякой задней мысли. Поводил курсором по экрану – разом перечеркнул плод недельной фантазии дизайнеров. На то, чтобы поставить точку в злоключениях девицы, уходит пять часов, один час на один год разработки. Негусто. Причем финал скомкан на редкость бездарно, не спасают и хваленые заклинания. Да и на что там уповать, при трех-то навыках? «Мальчик-с-пальчик», телекинез и заморозка, т.н. Blizzard Spell будут заезжены героиней до дыр. Не хватило воображения на опыты и эксперименты, не выдержали гонку со временем. Для ностальгии нужны силы посолиднее. А с фэнтези и RPG неплохо справляются.