Светлая тема

Рецензия на игру Legend of Grimrock

Ностальгия по прошлому – страшная сила. Публика, затаив дыхание, следит за новостями о римейках и продолжениях некогда популярных хитов. Десант ветеранов высадился на Kickstarter и собирает миллионы долларов под обещания воскресить классику. Теперь есть пример ярче — Legend of Grimrock, старомодная до мозга костей RPG в современной обертке, всего за неделю продаж отбившая затраты на создание. Многократно.

If you build it, they will come

Когда-то игры, подобные Grimrock, покоряли умы и сердца. Прогулки по опасным подземельям, где несколько смельчаков утрамбованы в одну клеточку и взирают на мир через общее окно, стали основой культовых сериалов. Dungeon Master, Might & Magic, Eye of the Beholder, Wizardry, Realms of Arkania, Lands of Lore, «золотая» плеяда RPG от TSR, Inc. – фанаты поглощали их запоем, усердно вычерчивая карты в школьных тетрадях, и решали головоломки, собрав у монитора друзей.

К концу 90-х поджанр, подрубленный чередой неудач, незаметно ушел с «персоналок», уступив место изометрическим блокбастерам BioWare и Interplay, зато прижился на Nintendo DS. Etrian Odyssey, The Dark Spire, Mazes of Fate, Orcs & Elves и не замахивались на лавры старших собратьев, но свою нишу заняли надолго и прочно. Пока крохотная финская студия не порвала шаблон в клочья.

Будь Legend of Grimrock маркой кваса, на бутылки непременно клеили бы что-то типа «Сварено по старинным рецептам». От 2012-го здесь только технологии: детализированные текстуры, красивые модели монстров, приятное освещение, многоканальный звук, цифровая дистрибуция, наконец… Ее не стыдно показать приятелю, вожделенно вздыхающему на скриншоты Crysis 3, и безумцам, вернувшимся из затяжной экспедиции по Скайриму.

Party like it’s 1989

Правда, само путешествие осилит не всякий. Разработчики не сюсюкаются с игроком. Раздел «Tutorial» объясняет, какими клавишами ходить (W/A/S/D и Q/E для поворотов, конечно!), демонстрирует, в какую область экрана надо перетащить предмет для броска, а в какую – чтобы положить его на пол, и сообщает, что, тасуя порядок портретов, мы меняем построение отряда.

Дальше – включайте мозги. Первое испытание — сколотить в редакторе персонажей сбалансированную команду, готовую к любым неприятностям. Классов три, но у каждого — по несколько навыков, посему о специализации следует поволноваться заранее. Из воина может получиться крепкий «танк», адепт рукопашного боя или ловкий фехтовальщик, из вора – юркий убийца или меткий стрелок, а колдуну открыты аж четыре школы волшебства. Выращивать универсальных солдат, размазывая баллы по шести параметрам сразу, глупо – такие хиляки сдохнут, не дотянув и до середины. Игнорировать профессии тоже не стоит; впрочем, если кто-то из вас честно доживет до битвы с главным злодеем, управляя квартетом магов, расскажите о мытарствах на нашем форуме – будет то еще чтиво!

А вот обсуждать сюжет вряд ли станут. Сценарий обозначен едва различимым пунктиром — он существует, чтобы дать повод и указать конечную цель. Диалоги, интриги, столкновения характеров, вселенная с тысячелетней историей – это все не про Legend of Grimrock. Просто в королевстве, где находится гора Гримрок, придумали замену смертной казни. Осужденных сковывают одной цепью, привозят к вершине на дирижабле и сталкивают в жерло. Если преступники одолеют чертову дюжину уровней и спустятся к подножью – так уж и быть, заслужат отпущение грехов. Ведь шансы на успех почти нулевые, и никто пока не выбрался из проклятых лабиринтов.

Prepare to Die Edition

Тринадцать карт изготовлены вручную и напичканы более чем сотней «секреток», где спрятаны (опять же, руками, не генератором!) бесценные трофеи. Причем бесценные в прямом смысле – денег и магазинов тут нет. Зато есть чувство голода, влияющее на восполнение здоровья/маны, и кромешная тьма, которую неплохо бы разогнать. Факелы, питательные жучки-паучки, филейки убитых животных, целебные травы, склянки и свитки, подсказывающие, как произносить заклинания, – вот что запихивают в рюкзаки настоящие приключенцы! Те же, кто плюнут на изучение стен в поисках потайных кнопок и рванут к ближайшей лестнице, неизбежно получат пинков этажом ниже.

Чем глубже кроличья нора, тем хитрее ловушки и пазлы. Уверен: многие попросят помощи в Интернете. Дизайнеры явно старались плавно наращивать сложность, но без садистских перегибов не обошлось (два слова: «Checkered Room»!). Еще в одном месте, недалеко от финала, авторы устроили замечательную проверку на тягу к клептомании. Советую всегда держать при себе хотя бы один образец любой, казалось бы, бесполезной, ерунды вроде камней и человеческих черепов. Иначе брести вам назад за пропущенным скарбом через комнаты с вновь народившимся зоопарком…

Grimrock вообще не прощает ошибок. Сражения протекают по заветам Dungeon Master — в реальном времени, — поэтому нельзя ни зевать, ни сломя голову бросаться в толпу чудовищ. PC-версию Dark Souls окрестили «Prepare to Die Edition», но финское чудо потчует надписью «Game Over» не менее охотно. Захотели поспать, изучить автокарту или поковыряться в инвентаре – сначала подыщите спокойный закуток. Мало ли какой «патрульный» ошивается за углом! Кнопка «Save» – такое же оружие победы, как и острый клинок, однако цепкий взгляд еще важнее. Увидели дырку в полу – сохраняйтесь и прыгайте: обычно они ведут в зоны, недоступные иным способом.

* * *

И, пусть на прохождение это не влияет, запаситесь подборкой любимых мелодий в MP3-плеере – здесь нет своего саундтрека, за вычетом главной темы и зловещих шорохов. Не жадничайте, набирайте в плейлист часов на двенадцать – Legend of Grimrock если затянет, то не отпустит до самой развязки.