Светлая тема

Рецензия на игру Links Expansion Pack Volume 2

Давным-давно, изучая Links 2000, я написал о симуляторах гольфа приблизительно следующее: "Если вы видели один из них - вы видели их все". Поэтому в материале, посвященном следующей версии, Links Championship Edition, пришлось вести речь не столько об игре, сколько о литературе. Вы будете смеяться, но вышедший не так давно аддон к изданию 2001 года завел меня в глухой тупик. О чем же здесь можно говорить? Не лучше ли всех интересующихся симуляторами гольфа послать... Пардон, не послать, а отослать к двум предыдущим рецензиям, а самому заняться пространными рассуждениями о чем-нибудь отвлеченном? Об искусстве, например.

Искусство для искусства

В последнее время то там, то тут выдвигается идея: компьютерные игры - это новый вид искусства. Логично утверждать, что произведение искусства должно доставлять эстетическое удовольствие. Вот, скажем, можно ли его извлечь хотя бы из Links Expansion Pack 2? Разложим по полочкам.

Для начала - выбор клуба из пяти представленных образцов, с точки зрения эстетики действительно очень красивых. Если вы когда-нибудь пробовали конструировать собственные поля в специальном редакторе, то непременно оцените изящество, с которым дизайнер умудрился разместить восемнадцать лунок на небольшой территории, аккуратно вписал их в имеющийся ландшафт, остроумно использовал естественные препятствия, обойдясь при этом минимальными переделками местности. Наверняка вас приведет в восторг и чередование сложных и простых лунок, и то, как щепетильно скрыты от игрока необходимые, но не очень живописные постройки.

Ближе к району основного действия чуткая к прекрасному душа просто расцветает, словно бутон. Как приятно именно сейчас, когда за окном - столь привычный для русской зимы дождь со снегом, на улице грязь по колено, а температура скачет, как мартовский заяц, очутиться на мягкой травке, под ярким летним солнышком, среди зеленых деревьев. Оставим в стороне всю эту возню с клюшками и мячами, просто поглазеем на великолепие природы, послушаем чириканье птичек, и на нас снизойдет мир и покой.

Непосредственно в процессе скрыто самое интересное. Помнится, однажды мне удалось забить мячик в лунку всего с одного удара (пожалуй, случайно, а не потому, что я настоящий профессионал). Запись этого события была тщательно сохранена на диске, прокручена, наверное, раз двадцать и рассмотрена со всех возможных точек, что доставило мне ни с чем не сравнимое (и чисто эстетическое) удовольствие. Впрочем, и менее фантастические, но достаточно красивые удары частенько хочется оставить на память, дабы показать их друзьям или полюбоваться самому.

Итог рассуждений - Links Expansion Pack 2 (и вообще компьютерные игры) действительно произведение искусства? И да, и нет.

Радость творца

Возьмем скрипку, созданную кем-либо из великих мастеров. Несомненно, она является произведением искусства даже независимо от звуков, которые из нее можно извлечь. Каждая деталь скрипки доведена до совершенства, а соразмерность этих деталей, их взаимное сочетание таково, что даже не очень сведущий в скрипичном деле человек сразу же поймет - это шедевр. Но кто будет рассматривать скрипку в качестве произведения искусства? Прежде всего, она - инструмент. Чтобы в полной мере раскрыть заложенный в скрипке потенциал, нужен творец - истинный повелитель музыки. То же самое и с компьютерными играми.

Эстетическое удовольствие от игры в Links можно получить тремя разными способами. Но два из них, если вы заметили, подразумевают активное участие игрока, творца, так сказать. Получается, что игра - только инструмент, а произведение искусства создает с ее участием сам пользователь. Между прочим, разработчики прекрасно это понимают, поэтому в последнее время абсолютное большинство проектов сопровождается редакторами карт, миссий, сценариев и кампаний. В нашем сегодняшнем случае сие означает наличие 25 новых зданий, 61 куста, 65 камней и т.д. (всего 461 объект). В общем, творите на здоровье.