Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
В прошлом году Electronic Arts добилась того, что ей не удалось провернуть с «Дюной», — дополнила лицензию на киноленту «Властелин колец» правами на литературный первоисточник, выпавшими из лап VU Games. Тогда и наступила вторая эпоха — время усиленной дойки…
Обладая прямыми руками и неограниченным доступом к книгам Толкина (J.R.R. Tolkien) и кинотрилогии Питера Джексона (Peter Jackson), можно сотворить замечательную эпическую RTS. Консольная Lord of the Rings: The Third Age, робко отступившая от накатанной колеи фильмов, давала повод верить в творческий рост дизайнеров EA LA и их желание учиться на ошибках Battle for Middle-earth.
И действительно, разбор полетов BfMe не прошел даром. Примитивная схема возведения базы, когда цитадели, башни и кузницы вырастали на заранее отведенных «пятачках», сменилась Warcraft-идеологией «где хочу, там и ворочу, лишь бы были крестьяне». Больше никто не запретит установить лечебный фонтан в узком проходе, отправить туда пару дюжин остроухих рейнджеров, лишив неприятеля важной дороги, или потрепать противнику нервы, отгрохав длинную стену с вкраплениями сторожевых вышек около его столицы. Исключение — судоверфи, заботливо приклеенные к берегам.
Для пополнения казны золотом теперь необходимо специальное сооружение, работающее без чьей-либо помощи. Сауроновы прихвостни по-прежнему любят скотобойни и лесопилки, гоблины роют тоннели (они, равно как и гномские шахты, позволяют быстро перемещать пехоту по местности), эльфы сажают повсюду деревья мэллорн… Место приходится выбирать с умом — далеко не везде вы добьетесь стопроцентной отдачи, подсказывает маленький индикатор в центре курсора. К тому же всякое доходное здание окружает зона отчуждения, мешающая воткнуть с десяток ферм в самой выгодной точке. Топорно, но эффективно. Кстати, «приусадебные хозяйства» отвечают и за лимит command points, определяющий размер нашей армии. Вернулась к классическому виду и система апгрейдов. Утром — деньги, вечером — улучшенные клинки и оруженосцы. И никакой «выслуги лет»!
Помните «сингловую» кампанию BfMe, где нам поднимали эту планку с каждой следующей миссией, развлекали «адвенчурными» эпизодами и разрешали брать уже бывалых бойцов в новые сражения? Забудьте. В сиквеле предлагают 8 коротких уровней за «добро» и столько же — за «зло», кое-как связанных идеей покорения (вариант: защиты) Средиземья и дешевыми роликами. Слабый дизайн в духе «замочи всех» и глупый ИИ, которого не спасают сложность «Hard» и скриптовые костыли («А сейчас, господа, на вашу базу из-за границы карты вывалится ОРДА гномов и начнет строить форт! Оцените гениальный прием! Бва-ха-ха!»), навевают тоску.
А вот стороны конфликта изменились к лучшему. Почти одинаковые Гондор и Рохан слились воедино. Из рудников вылезли гномы, в стан плохишей нагрянул Король гоблинов с пучеглазым воинством. Здесь ЕА LA сполна отработала доллары, выплаченные наследникам Профессора: по экрану носятся табуны пышущих жаром дрейков, всадников на пауках, умбрийские корсары забрасывают противника «коктейлями Молотова», жирные огнедышащие вараны наводят ужас на конницу, с неба пикируют откормленные стероидами орлы, а моря бороздят изящные эльфийские парусники и мрачные дредноуты Мордора. Свои сюрпризы таит разросшееся древо спецумений — там объявились драконы, казалось бы, сгинувшие задолго до финальной дележки Кольца Всевластия, подземные черви (привет Dune 2) и… Том Бомбадил. Лепрекон-переросток с прибитой гвоздями улыбкой весело скачет по полю брани, в ритме танца расшвыривая толпы врагов.
Жаль, авторы отключили мозги, проигнорировав сюжетную мотивацию, интересные сценарии и тактическую глубину. Нет мыслей и у наших подопечных — граждане частенько забывают атаковать цель и путаются возле стен. Тролли, гиганты и тяжелые корабли с удовольствием гробят товарищей «дружественным огнем», обрекая игрока на муки микроменеджмента.
Приблизить час жестокой мигрени помогает интерфейс. Различные виды построений, включая произвольные? Отлично! Но почему, когда я желаю вытянуть лучников в линию, мне надо воевать с мышью? Кто догадался поставить оператора так близко к земле? Конечно, художникам есть чем гордиться. Да, здания, спецэффекты, крупные (мелюзга слишком уж угловата) юниты и особенно ландшафты, щеголяющие четкими текстурами, «бамп-мэппингом» и «мягким» (правда, «глючащим») самозатенением, достойны оваций. Но ради всего святого, дайте полководцу хоть раз увидеть всю картину событий!1 Крепость, занимающая две трети монитора на максимальном удалении, — такой же садизм, как и дурная привычка центрировать камеру на крестьянина, выбранного по «горячей» клавише. А этот дерганый скроллинг!..
Пора закругляться. Упомянуть напоследок божественную музыку Говарда Шора (Howard Shore), похлопать по плечу звукооператоров за добротную работу, порадоваться за кавалерию, более не умирающую при нападении на копейщиков с тыла, выдать остроумную шутку про Саурона, говорящего с густым русским акцентом, снова пнуть скоротечную кампанию… Но из дырявого кармана Battle for Middle-earth 2 падает огромный тухлый апельсин.
Знакомьтесь: «War of the Ring», кандидат на звание самого бесполезного игрового режима. Подобно Petroglyph, ЕА LA услышала звон, да только не знает, где он. Кто-то принес разработчикам невероятную весть: в нынешнем сезоне глобальная кампания — модный аксессуар всякой уважающей себя RTS. Сказано — сделано. Получите большую карту континента, разрезанную на области, одноклеточную экономическую часть с полудохлым строительством и микроскопически мелкие отряды во главе с героями. Отмороженный «Galactic Conquest» из Star Wars: Empire at War — шедевр по сравнению с этим чудом мысли. Дипломатия? Изучение технологий? Развитие инфраструктуры?
Ответ на вопросы — троекратное «ха!». WotR пуст, точно голова матерого двоечника в день экзамена; просто еще одна красивая строчка для ударного пресс-релиза. Зачем было городить псевдостратегический огород, коли сами по себе битвы ничем не отличаются от стандартных «скирмишей»? Без разницы, сколько народа вы снарядили на взятие Ривенделла, поскольку оно неизбежно начнется с появления замка, его укреплений, шахт, бараков и массовой штамповки юнитов, а закончится полным разгромом вражеской базы. Окажись такой «подарок» в Rome: Total War, его создателей вздернули бы на первом фонарном столбе. Хвала богам за кнопку «Auto-Resolve»!
Мультиплеер — единственное, что способно избавить BfMe 2 от прозябания на запылившейся полке… после выхода серьезных патчей, исправляющих корявый баланс. Сверхметкие эльфийские лучники, «перекачанные» арагорны, элронды и назгулы, на чьем фоне Вейдер из EaW — юнец с необычайно длинной зажигалкой, удручающе хлипкие стены, термоядерное Uber-Кольцо — верхушка айсберга. Зная настойчивость поклонников жанра, нетрудно представить, как раздуется сей перечень через пару месяцев.
Ну а пока что основным развлечением является «Create-a-Hero» — редактор пользовательских героев для онлайна и War of the Ring, похожий на конструкторы аватаров из MMORPG. Ассортимент классов широк — мечники, темные маги, орки, харадримские наемники, даже (надо полагать, шибко умные) тролли. С внешностью дело обстоит хуже: у замечательных моделей, которые хоть сейчас — да в экшен от первого лица, слишком мало вещичек. Впрочем, учитывая масштабы происходящего, это не смертный грех. Да и на список талантов EA LA не скупилась — тут есть все что угодно, от вызова подкреплений, телепортации и файрболов до превращения оппонентов в коров. Наконец, за особо выдающиеся подвиги наш протеже получает медали. Эх, если бы не кургузый WotR!..
Electronic Arts опять вальсирует — шаг вперед, два шага назад. Отказались от фиксированных площадок для баз — отстрелили конечности «синглу» и ввели нелепый «глобальный» режим. Расширили зверинец — придавили баланс. Улучшили графику — испортили камеру. «Плюс» на «минус» дает нуль. Серый, до боли в челюсти скучный нуль.
1И ведь дали! В предпоследнем бою за «редисок» виртуальный оператор освободился от пут и воспарил едва ли не в стратосферу. Увы, праздник длился недолго — в следующем задании объектив вновь цеплялся за горные пики. Некоторые фанаты сумели повторить чудо-ошибку, отредактировав файл ini.big. Попробуйте, вдруг повезет?