Светлая тема

Рецензия на игру Машинариум

Нечто гадкое творится нынче. Год близится к концу, но любимый некогда жанр по-прежнему не может предложить ничего хорошего. На магазинных полках – сплошная сырость. Немногие ожидаемые релизы один за другим переезжают в 2010+ гг. Самые ярые поборники чистоты подгузников уже осторожно записывают «Бэтмена» и Uncharted 2 в «приключения», остальные находят приют в незатейливых гибридах с карманных консолей. Единственные, кто пока на что-то претендуют – indie, и те посматривают в сторону казуалок. Кто придет на помощь? Кто спасет положение и вырвет adventure из холодных лап смерти?

Заиграница нам поможет

Корабль тонет, крысы бегут, а чехи не спеша ваяют себе игры в старых традициях, чтобы в последнее мгновение вытянуть барахтающийся квест из пучины небытия. The Black Mirror, Tale of a Hero, теперь вот «Машинариум». Amanita Design, которая до сих пор действовала в духе «стильный пиксель-хантинг для масс», внезапно решилась на полноценную адвенчуру. Сразу оговоримся: адвенчура вышла специфическая, с уклоном в «Гоблинов» и прочий пазл-микс. Оно и к лучшему. Руководителю студии Якубу Дворскому (Jakub Dvorský), кажется, вообще важен не столько формат, сколько возможность самовыразиться.

В принципе, кроме Snowball Studios никому не пришло в голову отслеживать разработку, да и те лишь пропагандировали ее «независимость». Приятно, что на российском пространстве появился глашатай свободы. Иначе как донести до народа сюжет о маленьком добродушном андроиде, вступившем в конфликт с системой роботизированного мегаполиса?

Восстание машины

«Машинариум» вполне может стать гимном борьбы жанра за выживание. На передний план выдвинуто общество потребителей – общество, где каждый сидит на своем месте, выполняет четко предписанную ему функцию и не сует нос, куда не просят. Стандартная – на первый взгляд – антиутопия. Окрашенный в подвальную серо-чугунную гамму мирок с котлованами, вентилями и облупленными стенами превозносят не одно поколение (пла-не-та Ше-ле-зя-ка). В развалинах и щемящих пародиях на городские трущобы легко разглядеть гниль застойного периода; в шуршащей, пищащей и галдящей толпе – публику с атрофированным мозгом.

Впрочем, тут недалеко и до социализма. В обществе потребителей люди озабочены личным существованием. Полная дамочка крутит головой в поисках собачки, старик на инвалидной коляске жаждет смазки для суставов, грузный полицейский горюет над поломкой питомца… Собственники и эгоисты! Никого не волнуют три подозрительные фигуры, направо и налево гадящие обывателям (жирный, например, напомнил мне EA). Конечно, м-р Разводной Ключ наябедничает на них в перерывах между сном. Бродячий музыкант посетует на испорченный барабан. Но давать отпор? Раскатали губу! Лучше поторчим торчком и пожалуемся на судьбу. И тем более плевать на готовящийся теракт в центре столицы.

Механический быт… Кому под силу расшевелить его? Звездный мусоровоз притормаживает у помойки и сваливает ржавый груз в кучу. Чуть позже из-под разбитой сантехники вылезает на свет косоглазый паренек без пары конечностей. Подобным образом, со свалки, начался нелегкий путь от «низов» к «верхам», от забвения к восстанию.

Робот хочет любви

Похожего героя нам давно не хватало. От такой наивности разряды бегут по проводам. Ему ничего не стоит влипнуть в историю из-за двумерно-чрезмерного любопытства. Эдакий Клеймен из The Neverhood или Дядя из «Полной трубы». Притом он – едва ли не единственный, кто силится что-то поменять. «Мятущаяся интеллигенция среди народа», если угодно. Хотя руководствуется обычными человеческими желаниями: спасти возлюбленную и убежать куда-нибудь подальше. Забудьте о переделе власти, насаждении демократии и «бесплатном горючем в каждый дом». Революционер поневоле, ропщущий за свободу. Якуб Дворский в миниатюре.

В железной вселенной нет четкого разделения по специализациям. Юный роботик конструкции «Раскладушка» умеет проникать в труднодоступные места, манипулируя гибким телом, и эффектно заглатывает предметы (в прямом смысле слова). Все. Бартерный обмен процветает как в той же «Трубе». Правда, в отличие от молчаливых фриков из канализации, здешние жители гораздо сговорчивей и недвусмысленно дают понять, что им необходимо для счастья. Облачка с черно-белыми мультиками успешно заменяют мысли и диалоги, попутно предлагая лишний повод для улыбок. Никогда не повредит.

Точка, точка, Микки Маус

Авторы правильно сделали, отказавшись от рукописного сценария, – вон, спросите Snowball. В конце концов, лучше заниматься тем, в чем действительно поднаторел. А flash-анимация в «Машинариуме» прелестнейшая. Наш андроид потешно валится вниз с любой верхотуры, отчаянно негодует при виде хулиганских бесчинств и пританцовывает под звуки уличного оркестра. Напускная детскость не мешает горевать о похищенной подружке, достаточно на минуту оставить его без присмотра. Очень скоро прикипаешь сердцем к этому несуразному сплаву металла и эмоций. Только не пытайтесь прикипеть, разглядывая скриншоты. Не тот случай.

Юмор в красках вышел интернациональным и доступным. Бродить по угрюмому с виду городу теперь можно в свое удовольствие, благо, Amanita избавилась от схемы «одна локация на один укус». Полноценная, «взрослая» адвенчура. Пошатаешься чуток – и проникнешься нелепой архитектурой. Кривые башенки, уютные теплицы, тюрьмы… Мягкий chill-out помогает расслабиться и забыться на пару вечеров.

Загадки почти не замечаешь. «Почти» — потому что сложно не заметить пазлы с вентилями и сбором картинки из кусочков, будь они трижды… эм… хорошо вписаны в игру. Якуб – художник, и разменивать талант на выдумывание оригинальных головоломок не стал. Сегодня, чтобы выглядеть солиднее, необязательно вызванивать из-за границ пажитновых. Студия и без того уже переросла нишу indie, пускай нет-нет и проскочит какое-нибудь жанровое или межжанровое проклятье. Впрочем, аркадное старье типа Space Invaders вряд ли испортит настроение. Подсказки, оформленные под паучий сайд-скроллер, отобьют охоту у самых нетерпеливых лазать в советы по прохождению. Разве что беготня по лабиринтам-кривулькам ближе к развязке напомнит о корнях маленького шедевра с амбициями. Не забывай!

Рецензии пользователей
на Машинариум2

Приятная головоломка с прекрасным визуалом. 
7,5/10
-1 разнообразность головоломок под конец игры начинает напрягать, а представляют они из себя небольшие мини игры (хотелось бы побольше взаимодействия с предметами).
-0,5 предметы не прожимаются на большом расстоянии, приходится подходить впритык из за чего тяжело понять правильно ли ты соображаешь или нет.
-1 баги с полноэкранным режимом, отсутствие настроек, квадратная рамка игры.
-1 иногда сломанная логика головоломки, хотя это свойственно этому жанру.
ЭТО ЁБАННЫЙ ШЕДЕВР