Светлая тема

Рецензия на игру Мама не горюй

Артур: особое задание

Традиция приурочивать выход игры к премьере одноименного фильма добралась и до России. Не секрет, что из таких задумок редко получается что-нибудь стоящее: пестрой аркады на несколько вечеров обычно хватает, чтобы увлечь западного потребителя. У нас же рынком правят страшненькие шутеры, либо т.н. «русские квесты». Поэтому желание сотворить из «криминальной комедии» банальную «бродилку» вопросов не вызывает.

Другое дело, что материал, мягко говоря, сомнительный: «Мама не горюй 2» едва тянет даже на приличный сиквел. Издателю оставалось уповать лишь на непривередливую публику и фанатов Гоши Куценко (тоже, надо сказать, не эстетов). Так Артур и прочие персонажи, плюс половина локаций и диалогов, перекочевали на фирменный CD. Сюжет, правда, перекроили на новый лад, взяв идею второй части — предвыборную шумиху.

Внезапное убийство мэра потрясло приморский городок. Вернее, «потрясло» — жителям все до лампочки, милиция браться за расследование не спешит, а вмиг объявившиеся претенденты на завидный пост увлечены словесной перепалкой. Кандидатов двое: прокурор (алкаш в «завязке») и мелкотравчатый авторитет Миша, разместившийся в мэрии. В управленческих нюансах оба, конечно, ни в зуб ногой. Обстановка накаляется, и на сцене появляется лучший специалист, бритоголовый «мастер по разрешению конфликтов».

Камнем преткновения для игры, как ни странно, стала привязка к миру киноленты. Пытаясь развлекать, но в то же время слепо следуя навязанной истории, «Мама» мечется из стороны в сторону. Безумно тоскливо. Мы, точно в тумане, медленно кочуем туда-обратно, разыскивая одного убийцу, затем другого, третьего… Интересы избирателей, милиции, бандитов и голоса в телефонной трубке ложатся на наши мужественные плечи, сплетаясь в огромный клубок. Этакий мальчик на побегушках.

Ни о каком «раскрытии характеров» речи не идет. Артур без труда узнает любого встречного горожанина, без разглагольствований приступая к выяснению необходимой информации. Беседы (им отведен солидный кусок геймплея) выстроены в жесткой форме допроса: вопрос-ответ. Выбор фраз сведен к минимуму. В языке собеседников преобладает блатной жаргон (с высоты полета авторов), украшенный букетом слов-паразитов. Да, еще использован модный ныне прием — общение посредством мобильной связи. Но поскольку важных звонков — раз, два и обчелся, он тут совершенно ни к чему.

Карта, «engine», один ствол

Головоломки — пожалуй, самая сильная часть «Мамы». Не считая злоупотребления задачками вида «найти ключ от закрытой двери» и пары экранов с жутчайшим «пиксель-хантингом», в большинстве своем они логичны и не лишены очарования. Занятны и миниатюрные зарисовки вроде издевательств над дежурным отделения милиции, и встроенные пазлы, органично вписанные в сюжетные рамки: монтаж пленки с выступлениями народных избранников, возня с солдатиками на панорамном поле битвы, сборка автомата, которой предшествует почти Coktel'евский поиск деталей по всей комнате… Кстати, иногда попадаются альтернативные решения.

Подобное изобилие не может не радовать. Увы, чтобы распорядиться таким добром, выделенного на карте места разработчикам оказалось мало. Потому-то нам и досаждают утомляющие скачки взад-вперед, из пункта в пункт, дополняемые неспешной походкой героя. Постоянные переходы и обидные триггеры зачастую изрядно действуют на нервы.

Скорость перемещения — лишь одно из неудобств, доставляемых успевшим набить оскомину QD-Engine. Пропажа вещей из кармана, глупые зависания, ошибка с телефоном (не забывайте о кнопке «Выкл.»!)… Недостатков полным-полно. Надеюсь, в ближайшем будущем движок спишут в утиль.

Стреляный воробей

Анимационная студия «Мельница» охотно работает над играми по мотивам фильмов компании «СТВ». Несмотря на опыт в мультипликации, до недавних пор графика не была достоинством облагодетельствованных ею проектов. Однако с «Мамой» все не так плохо: художники потрудились над роликами и некоторыми «задниками», а аниматоры наградили персонажей богатым набором разнообразных движений. Жаль, что сами человечки выглядят как простоватые шаржики.

Актеры, привлеченные к озвучке, ничего выдающегося не показали. Куценко безразлично комментирует мусорные баки («Плевали!»), Баширов невнятно тараторит устами Миши… А вот Бортника почти не слышно.

Что в итоге? Снотворное. Отсутствие бесспорных огрехов, нормальная продолжительность, отказ от пошлых шуточек — да, несомненно. Но желание поиграть почему-то не желает просыпаться. Может, не стоит больше брать за основу книгу/кино/анекдот?..