Светлая тема

Рецензия на игру MechWarrior 3

Возвращение легенды

Эта история берет свое начало в те незапамятные времена, когда компьютеры делились на PC/AT и PC/XT, когда монитор EGA был чуть ли не символом благосостояния владельца, а единственным звуковым устройством в компьютере был PC-SPEAKER. Старожилы вспоминают это время с ностальгической грустью, а молодежь слышала о нем в основном из легенд и преданий. Мало было тогда игр, а хороших среди них - и того меньше. Однако именно тогда появился родоначальник жанра всех робосимуляторов - игра, навсегда превратившая миллионы человек в фанатов вселенной BattleTech - MechWarrior.

C тех пор этот шедевр пережил множество инкарнаций, менялись разработчики и издатели, создавались новые графические энжины, продавались и перепродавались права на издание, плодились игры-клоны (так ни разу и не превзошедшие оригинал).

И вот, третья часть сериала, преодолев все трудности, явила себя миру (хотя многие вообще были уверены, что она не выйдет уже никогда). Снова игроки разделятся на две непримиримые стороны - в смертельной схватке сойдутся воины кланов и Внутренней Сферы. Снова в поединках будет решаться извечный вопрос - кто все-таки сильнее, быстрее, точнее, умнее. Снова будут спорить пилоты о преимуществах того или иного иного типа мехов, о достоинствах и недостатках классов оружия. Все это MechWarrior - теперь под цифрой 3.

События в новой игре по времени примерно совпадают с событиями MechCommander-а. Опять мы играем на стороне Внутренней Сферы. Набирает силу долгожданное контрнаступление на клан Дымчатого Ягуара (Smoke Jaguar), но враг пока и не думает сдаваться. На планете с ироничным названием Tranquil один из высокопоставленных военачальников Smoke Jaguar готовит укрепленное убежище для своего клана, где можно будет зализать раны и подготовить силы для ответного удара. Нашей задачей является совершение молниеносной диверсионно-боевой операции с целью нейтрализации вражеской базы как ценного боевого плацдарма, пока противник не успел там укрепиться. Сложность же состоит в том, что Ягуары уже почувствовали вкус поражения, и теперь, забыв про честь клана, пойдут на все ради отмщения своим обидчикам из Внутренней Сферы. И наверняка они начнут свое отмщение с первого встретившегося врага - то есть с нас.

Действие всей игры происходит на одной единственной планете - Tranquil. В начале нам показывают видеоролик в лучших традициях серии MechWarrior - это просто настоящее произведение видеоискусства. Кампания начинается с неудачной высадки на вражеской территории, в результате которой отряд оказывается рассеяным по поверхности планеты. И вот, в нашем распоряжении оказываются: мобильная база, один легкий мех и минимум вооружения/боеприпасов. Все, что необходимо для успешного ведения партизанской войны (новых мехов, оружие, боеприпасы) придется отбирать у противника силой. Потом, по ходу кампании, к нам присоединятся соратники, потерявшиеся при высадке - общим числом до четырех. Всего в компании больше 20 миссий с участием 18 типов мехов.

Первое впечатление от игры - ба, да это старый добрый Mechwarrior 2, только с новым графическим движком в соответствии с последними веяниями 3D-моды. Как будто и не делали эти игры совершенно разные разработчики. Стиль управления, раскладка клавиатуры, набор вооружения и непосредственно процесс оборудования меха перед боем, построение миссий - все в точности напоминает 31st Century Combat от Activision. И это не может не радовать — мы любим Mechwarrior таким, какой он есть, изменения тут принесли бы только бурю недовольства армии старых фанатов предыдущих игр серии.

На поверку оказывается, что глубинных различий много, в том числе есть и кардинальные. Но все они на самом деле служат не смене, а развитию концепции жанра. В игре появились некоторые стратегические элементы (вспоминается MechCommander), однако превращения в 3D-стратегию не произошло, игра только стала более емкой и разнообразной.

Одним из основных нововведений является мобильная база, выполняющая сразу множество разнообразных функций. Это и передвижной ремонтный завод, услугами которого можно воспользоваться прямо во время миссии (однако сперва необходимо убедиться в отсутствии вражеских мехов в пределах досягаемости - во время ремонта мы чрезвычайно уязвимы). Также мобильная база является складом запасных мехов, оружия и запчастей, добытых в качестве трофеев. Причем вместимость базы не бесконечна - в запасниках может храниться лишь несколько мехов и 900 тонн оборудования. Этого едва хватает, чтобы поддерживать своих стальных гигантов в боеспособном состоянии. При всем этом база больше не абстрактное понятие - теперь это три больших транспорта, присутствующих в каждой миссии. Транспорты эти хоть и неплохо бронированы, но все же вполне уязвимы для огня противника, так что вполне реально потерять свою базу в бою.

Стратегический элемент появился в технике управления своими напарниками (всего их может быть до четырех, хотя поначалу мы сражаемся в одиночку). Кроме привычной отдачи приказов с помощью горячих клавиш, можно указывать цели и точки маршрута на виде с внешней камеры или даже на мини-карте. Однако выиграть сражение чужими руками (как обычно бывает в стратегических играх) не получится. Напарники, хоть и не проявляют патологической тупости, в бою малоинициативны и решающего веса не имеют. Но при умелом командовании они могут здорово помогать. Также усилена роль менеджмента ресурсов - оружие, а особенно патроны приходится добывать исключительно на поле боя. И если к середине игры практически все виды вооружения можно заменить на более мощные клановские аналоги, то нехватка боеприпасов (особенно к орудиям высокой мощности) ощущается на протяжении всей кампании.

Очень украсило игру внимательное отношение создателей к мелочам, создающим атмосферу реальности происходящего. В частности, это детали графического исполнения - например, такие, как атмосферные эффекты. Дождь и туман абсолютно естественны и воспринимаются как неизбежные природные явления, а не как изыски графичекого движка. Также необыкновенно хороши взрывы, пламя пожаров, облачка пыли, поднимаемые тяжелой поступью многотонных мехов. Отлично сделаны и эффекты выстрелов - уникальные для каждого типа оружия и вполне достоверные. Лазерный луч тут, как и положено по законам физики, имеет скорость света, а вот сгустки плазмы или ракеты летят заметно медленнее. Окружающий мир тоже отличается высокой детализацией: на пути нам встречаются населенные пункты, состоящие из одноэтажных домишек, реки с прозрачной водой (оказывается, роботы могут передвигаться по дну, полностью находясь под водой, и даже использовать в этом положении некоторые виды оружия), на берегах которых может встретиться, например, маленький рыбацкий причал на сваях. При виде этих декораций остро осознается гигантский размер нашей боевой машины - крыши домов находятся обычно на уровне коленного шарнира. В игре вполне можно вломиться в деревеньку, разнеся каменную ограду, раздавить по пути пару домов и проследовать дальше, даже не заметив этого в пылу боя. Приятно и то, что почти все объекты вокруг поддаются разрушению.

Настолько же скрупулезно, до мелочей, проработан звук. Треск пламени, низкий гул тяжелых шагов мехов, рикошеты пуль о броню - все озвучено чрезвычайно тщательно и достоверно. Даже движения торса нашего меха сопровождает тонкий вой сервомоторов. Звук трудно воспринимать как отдельный компонент игры - настолько он органично вплетается в действие.

В сам игровой процесс также внесено множество приятных мелочей. Например, при выстреле из тяжелого оружия баллистического типа проявляется заметная отдача. С поврежденной "ногой" машина не только передвигается медленнее, но еще и выразительно прихрамывает на поврежденную конечность. Перегревшийся реактор можно быстрее охладить, забравшись в воду, но движения меха в воде сильно замедляются. И подобных нововведений великое множество. Каждое из них само по себе незначительно, но в целом они позволяют создать неповторимое ощущение реальности происходящего.

Особо хочется сказать об управлении. Основные его концепции перекочевали из Mechwarrior 2, однако и в этой области внесено множество приятных изменений. Даже по сравнению с демо-версией игры заметен большой прогресс. Из нового - возможность прицеливания без поворотов торса. "Руки" меха с вооружением точно отслеживают все движения мыши (или джойстика — по вкусу). Подобная концепция впервые появилась в робосимуляторе StarSiege от Dynamix, однако новый Mechwarrior далеко опережает своего конкурента и по удобству управления в частности, и по общей играбельности вообще. Похоже, разработчики поняли наконец, что их задача не в том, чтобы максимально усложнять жизнь геймеру (корявым управлением в том числе), а сделать игровой процесс не только максимально интересным, но и удобным.

Кроме одиночных миссий в игре присутствуют практически все возможные типы multiplayer’а (куда же нынче без него). Есть прямое модемное соединение, (бедняги, лишенные Интернета, не забыты), поддержка IPX-сети (до 8 человек), и, конечно, игра по Интернет (уже встроена поддержка MSN Gaming Zone). Причем допустимы и драки "каждый сам за себя", и командные сражения. Все это дает повод надеяться на то, что, будучи пройденной в одиночку, игра не будет задвинута на полку, и удовольствие от пребывания в потрясающей вселенной BattleTech продолжится через товарищеские поединки.

Однако идеальных игр не бывает. Пока я описывал только положительные моменты, но настала пора и поругать. Есть некоторые претензии к графическому движку - поверхность земли для настоящего времени выглядит несколько бедновато, создатели явно пожалели полигонов. Холмы, горы и дороги временами выглядят слишком уж угловато. Например, в вышеупомянутой StarSiege ландшафт был заметно более "гладким". Пожалуй, благодаря этой намеренной простоте игра бегает довольно шустро: в конфигурации Celeron300+RivaTNT даже в разрешении 1024х768 при максимальном качестве графики средняя частота кадров на вид заметно больше необходимых 30.

Также некоторое недовольство вызывает малое разнообразие ландшафтов. Поскольку все действие происходит на одной планете, на протяжении игры мы вынуждены уныло созерцать однообразные зелено-коричневые равнины. Лишь иногда действие переносится в подземные пространства, которые, впрочем, отличаются только отсутствием неба и более слабым освещением. Но все вышеперечисленные недостатки практически не играют роли в сравнении с многочисленными достоинствами.

Похоже, Mechwarrior 3 является примером на редкость удачного сиквела. Сохранив все достоинства и дух предыдущих частей, он при этом находится на вершине игрового прогресса, предоставляя игроку бездну новых возможностей. Короче говоря - это просто очень хорошая игра. Не пропустите!