Светлая тема

Рецензия на игру Medieval 2: Total War - Kingdoms

Выпуск очередного проекта с биркой Total War — всегда событие, даже если речь идет о «скромном» аддоне. Barbarian Invasion показала, как нужно делать дополнения к хорошим стратегиям, поэтому «продолжения банкета» я ждал, скрестив пальцы. Встреча прошла успешно. Удивительно, что в эпоху «полуфабрикатов» и коротеньких сериалов кто-то еще заботится о продолжительности и качестве. Kingdoms — не одна, а сразу четыре игры, объединенные общим названием. Заинтригованы?

Царство Божье

Все по-честному. Внутри — четыре отдельных ярлыка: Crusades, Britannia, Americas и Teutonic. В каждой кампании есть четко очерченный набор фракций, уникальная коллекция юнитов и — ура, ура! — своя карта. Мелких изменений — вагон. К чему пересчитывать зеленоголовых рекрутов? Бессмысленное занятие, ведь в сумме новичков не меньше сотни. Да и не в количестве дело. Kingdoms — это отполированная до блеска версия Medieval 2. Многие недостатки исправлены, ранее поражавший идиотизмом AI иногда дает прикурить опытным игрокам, и даже раскаленная смола, которую мы так и не заполучили осенью 2006-го, вовсю шипит и клокочет, отгоняя от ворот непрошенных гостей.

Выделить фаворита трудно. Английские похождения неизбежно напомнят старожилам о Viking Invasion. Временной отрезок иной, однако разбитая на крошечные провинции карта-остров и более-менее правдивые пропорции заставляют смахнуть ностальгическую слезинку. Тевтонская кампания будто специально создана для эстетов. Мощные боевые лошади, белые накидки, рогатые шлемы с узкими прорезями для глаз, сверкающие на солнце мечи… В Medieval 2 эти пижоны были залетными «guest stars», а теперь составляют настоящую «расу». Страх и сомнения неведомы закованным в латы «проповедникам». На начальном этапе не найдется никого, кто мог бы соперничать с ними. Тактика — дело десятое. Адептов Ордена гораздо сильнее волнуют финансы. Стремительно разрастающаяся империя ориентирована на войну, и неудивительно, что изъятое у врага золото не задерживается в руках.

Слишком банально? Перебирайтесь на противоположную сторону баррикад — к литовским язычникам. Тех, у кого хватит смелости не отречься от богов (принятие христианства примирит с соседями), поддержат могучие витязи. Giltine's Chosen — не ровня фанатикам с крестами. Отряд жрецов-спецназовцев в считанные минуты обратит в бегство нахальных «брудеров», хотя последние и превосходят их числом. Главным подарком для русскоязычной публики стало Новгородское княжество. Berdiche Axeman, Druzhina, Boyar Sons, Dvor Cavalry… Чересчур знакомо, да? Для западного потребителя что Novgorod, что Rus, что нейтрально-современная Russia — один черт. Будем надеяться, отечественная XIII Century: Death or Glory прольет бальзам на старые раны.

Щелчок по значку «Crusades» — и сказка продолжается. Сценаристы безжалостно бросают нас в самую гущу событий. Иерусалим захвачен, но до победы еще далеко. Бесчинствующие орды турок и египтян мешают храбрым пилигримам навести порядок на Ближнем Востоке. Тамплиеры, госпитальеры, иерусалимский констебль, странствующие крестоносцы, наемники из Триполи, Антиохии и прочих вассальных городов, сирийские ополченцы, рыцари Священной Гробницы… Столпотворение юнитов. При определенном везении из Европы приедет вельможа с высокими характеристиками, особым умением (Ричард Львиное Сердце, например, останавливает бегущих с поля боя, а король Франции Филипп повышает «стамину» и боевой дух) и бесплатной пачкой телохранителей. Решите соригинальничать и сыграть, скажем, за Константинополь — получите сюрприз.

Апокалипто

Если брутальные мужики в латах вам поднадоели, отправляйтесь в Америку. Убогий огрызок Medieval 2 за год вырос в полноценную игру. Одинаковые армии остались за океаном. Новая Испания и майя «похожи» примерно так же, как терраны и зерги из StarCraft. С одной стороны — стальные панцири, пики и мушкеты, с другой — голые раскрашенные тела, примитивные копья, шкуры ягуаров и… метательные улья. А что? Идея!

Приятнее не просто передвигать фишки по полю, а отыгрывать выбранную роль. Помните Колизей из Rome? Полуголые индейцы потребляют не меньше хлеба и зрелищ, чем их европейские собратья, предпочитая схваткам гладиаторов кровавые жертвоприношения. Построили пирамиду, дали денег на закупку рабов — и конвейер «шоу-бизнеса» зажужжал. Мало? Устройте массовую резню. Жестокая казнь захваченных пленников потешит ваше черное сердце и принесет благосклонность богов. Кроме того, разрешено пускать под нож ненужные подразделения — это не только избавит от трат на их содержание, но и увеличит количество верующих. Прекрасная альтернатива церквям и сладкоголосым проповедникам.

Вопросы веры актуальны всегда и везде. Не будь под рукой католиков-испанцев, можно было бы резать глотки краснокожим, почитающим Великого Духа (все знают, что людей создал бог Солнца). Улюлюкающие апачи словно сошли со страниц романов Карла Мая. Вигвамы, томагавки, перья за ушами и неизменная «тропа войны» (аналог мусульманского джихада) — стильно и эффективно. Конкистадорам есть что противопоставить немытым дикарям. Поучаствовав в стычке «пушка против лука», вы на себе почувствуете, каково приходилось завоевателям и коренным жителям Америки. Будучи изначально сильнее, испанцы недолго остаются гостями на празднике жизни.

Исторические битвы удались хуже всего. Знаменитое Ледовое побоище в исполнении The Creative Assembly превратилось в невзрачную лесную потасовку. Остальное вообще скучно и совершенно неузнаваемо. Но AI стал сообразительнее, и на тактическом, и на стратегическом уровнях. Любое мало-мальски крупное столкновение быстро перерастает в кашу, которую фланговыми (да-да, наконец-то!) ударами прессует кавалерия. Стремление компьютерных генералов концентрировать силы выводит из себя. Схватка за важный город может растянуться на несколько ходов. Пару раз я по невнимательности загонял свою армию в смертоносные клещи и с тех пор внимательно слежу, куда поставить ногу.

Храброе сердце

Дела заброшены, некормленая кошка требует еды, уставший свистеть чайник мрачно дымит на плите. Знакомство с хорошей игрой часто приводит к разрушительным последствиям. «Местечковая» Kingdoms по всем параметрам, включая великолепную музыку, обошла оригинальную Medieval 2 (увы, кое-что так и не было реализовано, например морские баталии добавят лишь в Empire). Сравнительно небольшие, зато продуманные и сбалансированные локальные кампании смотрятся гораздо лучше абстрактного «завоевания мира». Выбор по-царски богат: заняться покорением Нового Света или подарить сердца иноземцев богу Солнца, настучать по рогам тевтонским рыцарям или примкнуть к Уильяму Уоллесу… Да, красивый графический фантик не изменился, прошлогоднего восторга уже нет. Душа стремится к совершенству, но из Medieval 2 больше не выжмешь. Если вы неравнодушны к сериалу Total War, то удовольствие гарантировано. В четырехкратном размере.

P.S. Думаю, многим понравится инновационный для серии Total War режим hot-seat; признаюсь, забавно видеть столь архаичную штуку в высокобюджетной современной стратегии.