Светлая тема

Рецензия на игру В тылу врага: Штурм 2

Размах классической стратегии в реальном времени, тактические приемы и микроменедмент варгейма, возможность прямого управления любым юнитом — все это основы игрового процесса «В тылу врага: Штурм 2». Кому-то игра покажется похожей на продукты Relic Entertainment, другие вспомнят о «Блицкриге», а третьи найдут больше сходства с предыдущими эпизодами «В тылу врага». Однако, взяв лучшее от трех игр, «Штурм 2» сумел не потеряться на фоне именитых родственников и сформировал собственный стиль. 

Главное — маневр

На первый взгляд происходящее очень напоминает Company of Heroes: та же тактика ведения боя малыми боевыми группами, тот же микроменеджмент. Основа победы — захват и удержание ключевых позиций, дающих доступ к новым видам подкреплений. Стоит, однако, окунуться в игру поглубже, и отличия от канадского хита становятся все заметнее.

Прежде всего, «Штурм 2» требует куда более тщательного планирования боевых действий. Ты собираешь силы, продумываешь тактические ходы, расставляешь подразделения на рубежах атаки, отдаешь последние приказания и… наблюдаешь за происходящим. Если все сделано правильно, то скоро войска отрапортуют о захвате очередного ключевого объекта. Конечно, совсем пускать дело на самотек нельзя — за подчиненными нужно присматривать. Но присматривать не значит водить за ручку.

Чем ожесточеннее сражение, тем, как ни странно, меньше требуется нашего участия в нем, причем это касается не только нападения, но и обороны. Оборудуем огневые точки, минируем ключевые проходы, расставляем бойцов так, чтобы устроить прорвавшимся отрядам противника «огневой мешок», и просто смотрим, как враг бодро марширует прямо в расставленную ловушку.

Пусть экран полыхает вспышками, динамики содрогаются от взрывов, а на поле боя чадят и догорают подбитые танки — мы можем спокойно любоваться батальным представлением, вмешиваясь в происходящее лишь в какие-то особо важные моменты или при возникновении непредусмотренных ситуаций. Тут нет такого напряжения, как в Company of Heroes, когда ситуация меняется каждую секунду и нужно быть готовым немедленно отреагировать на новую угрозу. «Штурм 2» в этом плане более размерен и предсказуем. Чем тщательнее продумываешь свои ходы, тем реже приходится вмешиваться в дела подчиненных.

Бесполезных у нас нет

Бывают, конечно, и исключения. Эффективность танков и прочих бронемашин существенно возрастает, если управление ими берет на себя игрок. Но это не утомительная повинность, а, напротив, прекрасное развлечение. Сколько удовольствия доставляет, к примеру,  дуэль с немецкой «четверкой» в узких лабиринтах городской застройки! Вот твой танк выскакивает из-за угла дома, башня заранее развернута на нужный угол. Выстрел. Попадание. Стоявший в переулке «панцер» окутывается дымом, грохот взрыва и башня улетает куда-то на соседнюю улицу. Тут же, не теряя времени, сдаешь назад, пока по твоему танку не открыла огонь Flak 88, притаившаяся за углом соседнего дома. Куда увлекательнее, чем просто отдать приказ «атаковать».

Основной ударной силой в игре, впрочем, остается пехота. Два-три отделения при поддержке минометных расчетов — практически верный путь к победе. Взаимодействие артиллерии и пехоты тут реализовано превосходно. Подтягиваем минометы, накрываем внезапным огневым налетом позиции противника. Пока враг перегруппировывается и подтягивает резервы, наша пехота быстро сокращает расстояние и занимает его окопы. Дальше остается подтянуть пушки, установить крупнокалиберные пулеметы, найти новые огневые позиции для минометов — и можно продолжать наступление.

Среди доступных подкреплений бесполезных практически нет. Пулеметные расчеты быстро снизят энтузиазм атакующей пехоты, противотанковые орудия остановят любой железный кулак противника, а минометы выкурят врага из самой глухой дыры. Грамотно организованная система огня позволит высвободить силы для наступления. Примечательно, что в игре нет никакого «вундерваффе» — оружием победы может стать самое дешевое пехотное отделение или бронеавтомобиль. Залог успеха — это взаимодействие всех родов войск.

Смертоносные нюансы

Способствует этому и дизайн миссий. Для выполнения поставленной задачи зачастую приходится и организовывать оборону опорного пункта, и проводить разведку, и штурмовать вражеские позиции. Иногда сценарий подкидывает дополнительные задания — ликвидировать снайпера, починить подбитый танк, оказать помощь соседнему подразделению. А после выполнения основных целей миссии ситуация может резко измениться. Взял штурмом вражеский укрепрайон? Будь готов перейти к обороне.

Про оборону, к слову, нельзя забывать даже при проведении наступательной операции. Стоит нашим передовым частям оторваться от тыла, как вражеские силы тут же наносят удар во фланг, перерезая наши коммуникации, — а без пополнения боекомплекта пушки долго стрелять не смогут. Боевые действия в игре почти всегда должны представлять собой комплекс наступательных и оборонительных мероприятий.

Подобный реализм проглядывает и в баллистике, и в модели повреждений. В бою танку могут разбить гусеницу или орудие, попасть в двигатель или топливный бак. При попадании учитывается калибр орудия, бронепробиваемость, толщина преграды. Система повреждений учитывает и вторичные факторы: к примеру, если артиллерия обстреливает дом, то засевшие в нем солдаты могут быть ранены осколками каменной кладки или погибнуть под рухнувшей стеной.

Оглядываясь назад

Заметно эволюционировал движок игры. Повысилось разрешение текстур, появились bump mapping, поддержка многоядерности и новый менеджер по работе с ресурсами — он должен снизить количество лагов в сетевой игре. Кроме того, полностью переписан сетевой код  и ожидается перевод игры под DirectX 11 и 64-битную среду.

Особенно стоит отметить редактор карт, а также возможность создавать и внедрять в игру собственные модели. Умельцы уже трудятся над модом с послевоенной техникой СССР. Возможно, скоро в «Штурме 2» можно будет отыгрывать вооруженные конфликты второй половины века.

Про любителей сетевых баталий авторы тоже не забыли. В кооперативном режиме до восьми игроков могут совместно проходить сценарные миссии. В режиме «Линия фронта» одна команда обороняет позиции, а другая наступает, пытаясь выбить противника с ключевых точек. Тем, кому по душе жесткие и кровопролитные сражения, стоит обратить внимание на командный deathmatch, где очки начисляются за количество уничтоженных войск противника.

***

Революционным сиквелом «Штурм 2» не назовешь, но это весьма добротная работа над ошибками и развитие тех идей, что родились в оригинальной игре. Детально проработанная графика и разрушаемость окружения достойны всяческих похвал. Геймплей же остался достаточно серьезным, но при этом не страдает излишней хардкорностью. Следование историческому реализму не превратило «Штурм 2» в замороченный варгейм для избранных — даже неопытный игрок быстро сумеет разобраться в тонкостях тактики и баланса. А, разобравшись, получить массу удовольствия.