Светлая тема

Рецензия на игру Штрафбат

В 1854 году немецкий экономист Герман Госсен опубликовал книгу, в которой сформулировал закон предельной полезности: «в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться». Современники подняли его на смех, «Советская энциклопедия» назвала теорию вульгарной и антинаучной… Большая ошибка! Жизнь много раз подтверждала правоту ученого. Взять, к примеру, популярную стратегию «В тылу врага». Первая часть была воспринята на ура, продолжение заслужило несколько дружеских тычков, а дальше – равнодушие и ядовитые упреки. Вместо того чтобы развивать серию, «1С» включила конвейер. «Штрафбат» почти неотличим от своих предшественников, и в этом его главная беда.

На фронте без перемен

Сюжета традиционно нет («Братья по оружию» так и остались исключением). Полтора десятка разрозненных миссий проведут по местам боевой славы: от Курской дуги, через Белоруссию, Украину, Польшу и до самой Германии. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять специфику службы в батальоне-тюрьме. Проблемы со снабжением, презрительное отношение со стороны «настоящих солдат», неважная дисциплина – и это если не опускаться до любимых киношниками страшилок про заградотряды НКВД.

Как перечисленное отражено в игре? Да никак. «Смертников» бросали на наиболее опасные участки, и часто им приходилось давить массой, не считаясь с потерями. В виртуальном мире иные правила. Крошечная группа атакует укрепленный опорный пункт и, вопреки логике, побеждает. Маленький триумф – лишь начало. Противник наверняка захочет отбить позиции, так что необходимо все тщательно планировать. Не сумели аккуратно вырубить расчет и уничтожили ценную пушку? Грузите не мозги, а «сейв». Пара трофейных гаубиц может изменить ход сражения, что уж говорить о танке. Жаль, не всегда удается вылечить раненого зверя – ремкомплекты нынче дефицит.

Умение быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию приносит дивиденды. Возьмем классику жанра – штурм высоты. Кто-то будет медленно и печально передвигать бойцов от укрытия к укрытию, а кто-то сломя голову ринется в бой. И не прогадает, ведь его ждет приз – слабозащищенный конвой с пушками (если долго думать, грузовички проедут мимо). Бывает, что помощь исходит от AI-союзников. Действуют они грубо и прямолинейно, но даже это лучше, чем вешать всю толпу нам на шею. На базе «В тылу врага» нельзя сделать преемника Company of Heroes – Assault Squad буквально тонул в океане микроменеджмента. Особняком стоит миссия, где нужно провести тяжелую технику через город. Разобравшись с ПТ-батареями, командир подает условный сигнал, и подоспевшие «тридцатьчетверки» окончательно «зачищают» сектор.

Пока танки увлеченно фехтуют стволами, пехотинцы пьют горькую – приглядитесь, и вы непременно найдете в кустах или окопе мирно дремлющего фрица (на мини-карте, как и раньше, отмечены все без исключения враги). Несмотря на это, игра сложная – соотношение «10 к 1» здесь в порядке вещей. Приказ об обороне всякий раз вызывал у меня легкий приступ паники. За первой волной следует вторая, потом третья… Причем если в исторических кампаниях авторы еще сдерживают себя, то в бонусном разделе «Тигры» гуляют целыми стаями. Единственная надежда, что многотонная махина намертво застрянет на полпути, зацепившись гусеницами за какие-нибудь невидимые обломки.

Подо все это безобразие, конечно, можно подвести теоретическую базу (с тяжелыми танками то и дело случались казусы такого рода), но вообще-то смахивает на халтуру. Удивительно, что за без малого 10 лет никто не удосужился привести в норму pathfinding-алгоритмы. Преклонный возраст движка сразу бросается в глаза. Примитивное освещение и по-мультяшному яркая палитра будто возвращают в прошлое. Хуже всего текстуры – при максимальном приближении экран заполняет разноцветная каша.

Зачем?

Зато к встроенной энциклопедии претензий нет. Интересные материалы (среди которых заметка о немецких штрафных батальонах и воспоминания фронтовиков) обязательно обретут своего читателя. На их фоне сама игра выглядит нелепым довеском. Ветераны «В тылу врага» уже до отвала наелись Второй мировой, а новички, соблазнившиеся знакомым названием, споткнутся о первую же миссию. Похоже, идея исчерпала себя.