Светлая тема

Рецензия на игру Modern Campaigns: Middle East '67

Джон Тиллер сотоварищи совершенно справедливо решил, что нам решительно надоело жечь во всех концах света немецкие танки, воевать за независимость и в тысячный раз закапывать Наполеона. Народ, как это нередко бывает в узких кругах, потребовал что-нибудь про арабо-израильский конфликт, и ответ не заставил себя долго ждать.

7:40

История арабо-израильского противостояния, не считая вековой, мягко говоря, неприязни, берет свое начало 14 мая 1948 года, когда Израиль был провозглашен независимым государством. Недовольные таким поворотом событий, вооруженные контингенты пяти арабских стран - Египта, Сирии, Ливана, Иордании и Ирака - заняли часть израильских территорий, выражая свой протест.

С тех пор Ближний Восток - горячая точка планеты номер один. Крупномасштабные побоища там случались довольно редко, но война порой идет даже тогда, когда пушки не стреляют. После 1948 года имели место еще три вооруженных столкновения: в 1956 году, в 67-м и 73-м. Все эти события представляют немалый интерес для человека, так или иначе интересующегося военной техникой, стратегией и тактикой.

Шестидневная война, начавшаяся 5 июля 1967 года, была проведена Израилем в лучших традициях устаревшего, как могло показаться, "блицкрига": полное господство в воздухе, глубокие прорывы бронированными танковыми кулаками без разведки и поддержки пехоты. Хрестоматийная, с изяществом исполненная военная операция, принесшая славу израильской армии. Но это, так сказать, центральная часть игры. Помимо шестидневной войны, представлены еще и события 56-го и 73-го годов.

29 октября 1956 года разгорелся конфликт за Sinai Peninsula - область, лежащую в пустыне между Израилем и Египтом. Здесь, как впоследствии в 1967 году, израильская армия использовала эффект неожиданности, что во многом предопределило успех операции.

С "Войной Судного Дня", как еще иногда называют столкновение израильтян и египтян осенью 73-го года, дело обстоит сложнее; это далеко не маленькое сражение началось форсированием 18 Египетской Дивизией Суэцкого канала рано утром 6 октября 1973 года. Восьми сценариев явно недостаточно для такой темы. Хотя, конечно, лучше, чем ничего.

Steel Beasts

Наибольший интерес в игре представляет, разумеется, используемая техника. Не секрет, что основным поставщиком вооружения для Израиля являлись (и являются сейчас) США, а арабские страны традиционно поддерживались СССР.

Результаты боевых действий, как может показаться, далеко не в пользу отечественной техники, но события 1973 года и то, что Египет был подготовлен к войне лучше, говорят об обратном, - дело, скорее, в уровне подготовке арабских военных.

Количество и разнообразие встречающейся здесь техники говорит само за себя: БМП-1, БМП-2, БДРМ-2 (а также множество различных специфических модификаций), экзотика вроде БТР-60, Т-34 или "Катюш"; большинство советских современных на тот момент танков: Т-54, Т-55, Т-55 (М), Т-62; израильская сторона может похвастаться наличием таких машин, как AMX-13, M60, M60A1, M50, M51, M51 Super Sherman, M48 разных модификаций... И это далеко не все. Впечатляет? Еще бы!

Правда, стоит поговорить отдельно вот о каком нюансе: после шестидневной войны западные поставщики военной техники осудили действия Израиля, и США остались единственными партнерами маленького гордого государства на планете. Это вынудило израильтян заниматься модернизацией уже имеющихся машин - обстоятельство, не нашедшее отражения в Middle East'67. А ведь усовершенствования, произведенные израильскими инженерами, имели существенное значение. Например, израильские "Центурионы", печально знаменитые своей ненадежной двигательной установкой (страшно подумать - бензиновый мотор!), были модернизированы, получив американский дизель, новую гидромеханическую трансмиссию и 12,7мм пулемет. Этой модификации, получившей название "Шот", в игре нет. Очень странно. И таких примеров можно привести множество.

Вообще, слабая сторона тиллеровских воргеймов - отсутствие фактической информации (уважаю, а потом придираюсь; ведь можно лучше, можно). У нас исторический воргейм или покемон-киллер!? Куда-то пропали такие машины, как М48 "Магач", ТИ-67 (модернизированный Т-54 с пушкой L7 и новой двигательной установкой), ОТ-62 (опять придирка, наверное, но все-таки)...

Шестидневная война

Как бы там ни было с достоверностью, игра с таким количеством разнообразной техники - нынче коллекционная редкость. Летом Talonsoft порадовала поклонников исторических воргеймов произведением аналогичной направленности - Divided Ground: Middle East Conflict, где были охвачены все арабо-израильские конфликты. Лично мне Middle East'67 нравится больше. Визуально проект Talonsoft, конечно, куда приятнее, но по сравнению с ME'67 кажется очень уж попсовым. Это, впрочем, относится ко всем последним творениям бывших столпов воргеймостроения.

Кубики с маркировкой становятся для HPS традицией, - определенно положительный факт. Panzer Campaigns 4, вместе с рядом улучшений в интерфейсе и многими другими мелочами, получил-таки, взамен спрайтовых уродцев, нормальные wargame-"фишки" (можно, конечно, наслаждаться и, как их ласково и не без иронии называют создатели, трехмерными юнитами). К черту мишуру, так удобнее - вроде квадратик, а сколько информации: количество юнитов, количество AP, физическая и моральная усталость...

В остальном - изменений никаких. Хотя, вру - был замечен спецназ. Такой вот сюрприз - войска особого назначения в гексональном воргейме.

Итог (как ни банально)

То, чего нам сильно не хватало. К тому же, сегодняшние ближневосточные события - хороший повод ознакомиться с историей этого затянувшегося конфликта. Когда форма обучения преподносится людьми со знанием дела, вдвойне приятно.