Светлая тема

Рецензия на игру Повелитель обезьян

От игры с таким названием многого ждать так и так не приходится. Вот только не совсем ясно, на чьи именно мозги намек. То ли конечный пользователь должен обладать какими-то особыми умственными качествами, то ли разра… Впрочем, лучше будет в этом месте сделать резкий «поворот оверштаг» и прекратить наглые антигуманистические намеки. Итак, сегодня в нашем эксклюзивном (а вы попробуйте найти еще хоть одну рецензию на MB!) меню мозги. Обезьяньи. С зеленым горошком и мелко нарубленным укропом.

Макакины каки

Но начнем мы, пожалуй, с легкого салата. В далекой стране Бразилии, где, как известно, чрезвычайно много самых разных обезьян, жил один нехороший доктор каких-то анатомических наук. К всеобщему сожалению, этот товарищ не просто так коптил небо, а вместе с помощником изобретал жуткую машинку, способную на расстоянии контролировать разум живых существ. Тренировался он, как водится, на беззащитных макаках, но, поняв, насколько мощное психотронное оружие оказалось у него в руках, решил при случае опробовать его на людях. Что касается игрока, то ему (в смысле, «мне», а не исключено, что и «вам») предстоит напялить на себя шкуру того самого горе-ассистента, внезапно решившего помешать преступным замыслам бывшего начальника. Каким образом? С помощью смекалки, вовремя упертого из лаборатории чудо-прибора и подопытных обезьян, коих в округе более чем.

Чудо что за история! Впрочем, бредятину такого рода нынче стремятся запихать даже в тетрис. Но если отложить спасение человечества в сторону, перед нами окажется довольно пошлая смесь «вечномолодых» Леммингов и «вечнопьяных» 2D-аркад. Дело в том, что наш бескорыстный борец за идею, сражаясь с силами зла, угодил в инвалидное кресло. Соответственно, противостоять суровой действительности будет лишь его донельзя возмущенный разум, который, вкупе с трофейным mind controller’ом, еще способен вставить врагам немало палок. Благодаря этому хитрому девайсу герой может с легкостью управлять окружающими макаками и заставлять их выделывать номера, украсившие бы репертуар любого укротителя. Основная же идея заключается в том, чтобы мохнатыми обезьяньими руками-лапами перетащить колесное кресло вместе с обмотанным бинтами содержимым из пункта А в пункт В. Или, еще упростив: из левого угла уровня в правый.

Миссии вообще не отличаются особой оригинальностью. «Вселяемся» в нужную обезьяну, встаем на кнопку, которая открывает дверь, ведущую к рычагу, который освобождает из клетки обезьян в соседней комнате, которые могут активировать лифт, который поднимет еще одну обезьяну к тумблеру, который… Тьфу! Вот он, проклятый «паззл-элемент», прибавивший разработчикам массу родительской гордости. Аркада же проявляется в том, что каждой отдельно взятой макакой нам предстоит управлять лично, безо всяких «дубелей» и прочих фокусов. То есть ради достижения победы придется регулярно прыгать через речки, уворачиваться от врагов, собирать висящие в воздухе бонусы и заниматься прочими непотребностями, не годящимися для обсуждения в более-менее приличной компании. Кстати, количество макак на одном уровне, как правило, строго лимитировано, так что в случае гибели хоть одного из подопечных процесс придется начинать «сызнова».

Кстати, забыл сказать: для особо упорных (упертых?) обезьяноведов имеется многопользовательский режим, представленный в форме традиционного приставочного сплит-скрина. В комплекте также поставляется несколько видов довольно убогого deathmatch’а (типа: кто первый раздолбает вражеский «мозгоконтроллер») и cooperative, позволяющий самозабвенно проходить игру целиком на пару еще с кем-нибудь. Плохо лишь одно - желающего бескорыстно совершить этот подвиг разведчика придется искать не один месяц. А то и год.

Возврашение живых мертвецов

Если вышеизложенный геймплей помножить на нижеизложенную графику, картина станет совсем невыносимой. Ибо, лишь поиграв в эпизодический MB, я, наконец, понял, что на самом деле скрывается за таинственной аббревиатурой Y2K. Все очень просто, «проблема две тыщи» - это когда разработчики собираются первого января в родном офисе и решают, что вместо 2001 года наступил 1901. Ну, или, в крайнем случае, 1991. Посмотрите на скриншоты и незабвенная фраза «назад в будущее» приобретет несколько иной смысл. Не исключено, что подобное творчество пришлось бы по душе тайным воздыхателям приснопамятной «Денди» или фанам Спектрума, однако, боюсь, среди читателей AG таковых уже не осталось. Как и среди «писателей».

Not tested on animals

«За время работы над игрой ни одной обезьяны не пострадало, но мы съели несколько куриц»! Дословная цитата из readme, между прочим. Так и подмывает добавить: «а в перерывах между едой и прибаутками еще и немножко делали какую-то паззло-аркаду. Пожалуйста, купите ее, не то скоро нам придется перейти исключительно на овощную диету»… В целом же, если ситуация будет и дальше развиваться в том же направлении, придется официально отнести профессию игрового обозревателя к особо вредным. И молоко бесплатно давать…


Надеюсь, все помнят старых добрых Lost Vikings. Если кто не, краткая справка. Три викинга путешествуют по уровням. Цель банальна - дойти до конца. Каждый из богатырей обладает определенными способностями: один бегает и прыгает, у другого есть щит, а третий умеет драться. Чувствуете простор для изобретения всевозможных комбинаций? Похоже, именно эта игра и выступила в качестве прототипа для "Повелителя обезьян" (девичья фамилия - Monkey Brain).

Ох, эти ученые

От науки одни несчастья. Яйцеголовые то новый вид бомбы создадут, то вирус какой-нибудь. А уж об изучении человеческого сознания я даже говорить не хочу. Вот и наш главный герой, доктор Симус, решил заняться наукой - уехал со своим помощником на далекий тропический остров и начал мастерить там машину, предназначенную для лучшего понимания людей. Эксперименты ставились на обезьянах.

Все шло хорошо, но внезапно обнаружилось, что механизм позволяет не только понимать, но и контролировать несчастных предков рода человеческого. Тут же выяснилось, что помощник нашего подопечного (доктор Крипп) - злодей каких мало. Разумеется, он захотел властвовать над миром. Когда государство попыталось свернуть исследования, безумец захватил самолет. К счастью, храброму доктору Симусу удалось организовать авиакатастрофу, в результате которой Крипп смылся, а сам Симус сломал ногу…

Раз макака, два макака

Желающим наказать мерзавца теперь придется выполнить множество сложнейших заданий типа "проведи доктора Симуса из пункта А в пункт Б, попутно разбив все машины контроля". И не думайте, будто это очень легко. Непонятно, что за извращенный архитектор занимался застройкой острова, но, похоже, его настоящее призвание - проектирование тюрем. На пути встают многочисленные преграды: двери, открываемые рычагом, расположенным чёрт знает где, странные лифты, активируемые нажатием трех кнопок, разбросанных по всей карте, прессы, попадание под которые отнимает жизнь, голодные рыбы в озерах... И множество других "приятных" сюрпризов. Разумеется, проехаться по всему этому аду в инвалидной коляске невозможно. Основной груз ложится на плечи братьев наших меньших. Дернут они за рычаг, - отворится дверь, дернут за другой - освободится еще парочка обезьян (их число может достигать двух десятков), встанут на кнопку - разведут мост, и т.п.

Чтобы жизнь медом не казалась, нам выдали параметр "мозговая защита". С каждым ударом, нанесенным по контролируемой обезьяне, он уменьшается (прямиком до окончания игры). Кроме того, каждый примат обладает собственным показателем энергии. Он понижается вообще от любого удара или повреждения. При достижении нуля отпущенная на свободу помощница начинает вытворять несуразные вещи: хвататься за все рукоятки подряд и набивать шишки на лбу об стены. Бед она может натворить немало, порой из-за малейшей оплошности приходится возвращаться к точке старта.

Дабы не случалось таких ужасных вещей, рекомендуется собирать бонусы: бананы и суперфрукты (ананасы и прочие апельсины). Первые лишь чуть-чуть прибавляют энергии, вторые - практически 50%. Чуете разнообразие?

Брось банан, бяка!

Давайте поудобнее усядемся в кресле и перенесемся в прошлое. Смотрите, это - самые первые Lost Vikings. А вот Lost Vikings 2. И… "Повелитель обезьян". Хм… какая гадость! Изменений, исключая возросшее до 640x480 разрешение, не наблюдается. Минусов же - навалом. Тут и мелкие фигурки, неряшливо наложенные на фон, и неаккуратность вкупе с однотипностью оформления всех уровней в конкретном эпизоде...

Есть и множество недостатков по части геймплея. Прежде всего, обезьянки отличаются друг от друга только именами. В пресловутых "Викингах" мы любили комбинирование способностей. Здесь же все взаимодействие сводится к тому, что подопытные могут швырять друг друга. Этапы проходятся на автомате, посредством повторения уже заученных действий. Нашли пять кнопок? Значит, надо согнать пять животин, а если их не хватит - воспользоваться камнем. И так постоянно.

Уровни, между прочим, тоже оставляют желать лучшего. Если дизайнер вдохновился идеей прессов - будьте уверены, этих механизмов на пути будет штук тридцать, и вы замучаетесь перекатываться под ними. Пушки? Аналогичный подход. Придется десятки раз выполнять похожие действия - залезать в пушку, стрелять из нее и т.п.

Недочеты разработчики попытались компенсировать шутками. Бьющиеся лбом об стену обезьяны, козлы, на которых надо прыгать, почесывающийся профессор... В принципе, сначала они заставляют улыбнуться. Но многократно повторенный прикол отнюдь не становится смешнее.

Да, совсем забыл. Если друг не хочет пить с вами пиво, усадите его рядом с собой, поиграть в "Повелителя", и он с удовольствием схватится за кружку какого-нибудь убогого "Клинского", лишь бы не тратить так бездарно свой драгоценный досуг. Ярчайший пример того, что бывает, когда мультиплеер пихают туда, где он совсем не нужен. Единственный достойный рассмотрения режим для двоих - дуэль. Экран делится на две части. Задача - уничтожить машину противника. Причем сей процесс может протекать и без вашего участия. Тем временем можно заняться устроением маленьких пакостей приятелю. На первых порах выглядит захватывающе, но, увы, быстро надоедает…

* * *

В самый раз для обезьяньих мозгов.