Светлая тема

Рецензия на игру Abbey: Мистическое убийство, The

Маятник Alcachofa

…Началось все с романа Умберто Эко (Umberto Eco) 1980 года. В «Имени розы» он выложил на суд читательский увлекательный средневековый детектив с кучей отсылок и скрытых смыслов, которые до сих пор не дают покоя миллионам посвященных. История, закрученная вокруг трагедии в одном из итальянских аббатств, примечательна и другим деликатным обстоятельством — следствие ведет монах. Натуральный Шерлок Холмс в рясе, логичный и проницательный. Куда там акунинской Пелагее.

Впрочем, Мортадело с Филемоном до Вильгельма Баскервильского еще дальше. Пародия на бондиану уже полвека радует испанских любителей комиксов, а с 1997 года — и игроков. Пять лет Alcachofa Soft окучивала популярных героев в дешевом квестовом исполнении, пока, наконец, не дозрела до серьезной адвенчуры. К чести команды (и в свете недавних рецензий) отметим, что дебютировала она с самодельной Drascula, щедро пущенной в свободное плавание. Отметим и молодого немецкого издателя Crimson Cow, помимо Murder in the Abbey приютившего A Vampyre Story. Отметили? Пришла пора сигать с небес на землю.

Прямого отношения к книге «Аббатство» *вроде как* не имеет. По крайней мере, имена и фамилии, не говоря про сюжет, подверглись редактуре. Мэтру Умберто отведена строчка в «благодарностях» (наряду с Артуром Конан Дойлем, Эллис Питерс и Роном Гилбертом), а сами авторы утверждают, что их скорее вдохновлял локальный хит 1980-х La Abadia del Crimen, также оговоренный «вроде каком». Короче, никто никому ничего не должен.

Монах под прикрытием

Господь отвернулся от одного средневекового итальянского аббатства. Точнее, от одного из его послушников. При падении кадильница случайно проломила ему голову (случайно ли?). Тем временем к почтенным стенам причалил монах Леонардо, известный своей логикой и проницательностью. На подступах несчастного чуть было не укокошил природный обвал (природный ли?). Вместе с ним жертвой мог пасть и малолетний воспитанник Бруно, грезивший о завидной карьере затворника. К счастью, духовный наставник отважно рванул на помощь (к счастью ли?). В общем, вопросов — море, голова идет кругом.

Непросто оказалось сбросить недоросля с плеч. Настоятель, сопоставив факты, пришел к заключению о происках Дьявола и умолил сыщика в рясе подтвердить смелую гипотезу. Что-то нас ждет! Между прочим, финал и правда непредсказуем (памятуя о параллелях сплошь и рядом). В пользу разработчиков выступает хотя бы то, что приключение не претендует на вдумчивость или, не приведи Бог, философичность. Диснеевская картинка насыщена ярким цветом. Трехмерные человечки кричаще карикатурны. Среди них есть и упитанные бочонки, и выжившие из ума старикашки, и «ботаники» с торчащими наружу зубами. У всех братьев — персональный набор бзиков, и линию общения с каждым предстоит выстраивать в соответствии с характерами. Попробуйте выклянчить у занятого писаря мятый клочок бумажки! Зато пустой желудок скряги более чем красноречив.

Недаром слово «abbey» звучит несколько несерьезно в сравнении с жестким «аббатство». Типа teddy bear (плюшевого мишки). Здесь нашлось место трупам, предательствам, демоническим ритуалам и оскверненным могилам, однако дискомфорта не ощущаешь. Улыбка периодически играет на губах, локации окутывают мультяшным уютом, а симфонический оркестр на подпевках пробирает до кишок. В Murder in the Abbey сложно не влюбиться. Именно поэтому что американская, что русская версии названия до безобразия идиотичны. Оставьте уже в покое пудру с мозгами.

Nobody expects the Spanish Inquisition!

Что, кстати, касается и «сорока часов игры». Злую шутку сыграла с испанцами привычка плодить короткометражки. Злую и ужасно обидную. Ведь из-за их праздности и неумения доводить дело до конца мы получили только половину потенциально хорошей адвенчуры. В буквальном смысле — отличие первых двух глав от двух последних столь разительно, что глазам не хочешь верить. Пленительный променад в лучших классических традициях нещадно испортили, изувечили, бесстыжим образом надругавшись над нежно лелеемыми идеалами. Навеянные LucasArts и Гилбертом поступательно-собирательные задачки, пусть и в облегченном варианте, сменяет выжатая из половой тряпки логика, получасовые диалоги и п-п-пятнашки. Стандартные пятнашки, да еще с парочкой других пазлов, убивают надежду на чудо.

Сознание, убаюканное чудесной атмосферой, долго не может понять, куда девался комизм ситуаций и сквозящий в разговорах сарказм. Или горючее вино в подвалах аббатства — это такой юмор? Утопичны и бурлящие реки реплик, потоком хлынувшие в четвертую часть. Спеша в деталях разъяснить гениальные сценарные находки и разоблачить всех до единого персонажей, авторы скатились до пространных бесед, тянущихся практически без нашего вмешательства. К финальным исповедям советуем запастись как минимум пятью чашками чая/кофе (на выбор). Послушать-то есть что; несмотря на словесный понос, нас не дурят почем зря, достаточно элегантно разбирая интригу по винтикам. Злодеи победно раскрывают козыри, Леонардо демонстрирует свои дедуктивные способности. Но разве не мы — главные участники эпопеи?

Вот тут и вспоминаешь, с кем связался. Плоские следы Fred & Jeff проглядывают на песке то там, то сям. Дивные пейзажи — сборища замысловатых ракурсов и пикантных мелочей — дают позорно мало пищи для прожорливого курсора. Нелепое окошко инвентаря уродливо расплывается на весь экран. И компаньон… Не забывайте про юного Бруно! Хвостиком он бродит за ищейкой, врезаясь в статный силуэт, загораживая любопытные объекты, закатывая истерики и лишь изредка выполняя мелкие поручения. Ну что за прок от двойной обузы? Переоценили себя Alcachofa, не потянули воз, напутствовав выпускника в дорогу досадными ошибками. Потренировались бы на Брауне сперва, что ли.