Светлая тема

Рецензия на игру Murdered: Soul Suspect

Есть ли жизнь после смерти? Этот вопрос испокон веков волнует праздную часть человечества, внезапно теряя актуальность, когда возникают проблемы более насущные. Например, когда твою тушку выбрасывают с верхнего этажа, для верности нашпиговав ее обоймой из твоего же запасного пистолета.

Компания Airtight Games, доселе известная лишь по скучному шутеру Dark Void и забавной головоломке Quantum Conundrum, постаралась собрать максимум козырей для нового амбициозного проекта. Легендарный городок Салем, неупокоенный призрак крутого детектива а-ля Сэм Спейд, серийный убийца на воле и куча трупов по дороге. Мистический неонуар! Кому не по душе такая завязка?

never asked for this

Начало игры действительно впечатляет. История жизни героя, рассказанная в татуировках. Прекрасно поставленная сцена смерти. Растерянный призрак, у которого есть лишь одна ночь на то, чтобы завершить свое расследование. Наконец, взгляд на Салем «с той стороны»: привидения, наблюдающие за живыми, разбросанные по городу обрывки историй и островки прошлого, проступающие из силуэтов современных построек. А в центре происходящего — таинственный Звонарь, маньяк-убийца, которого, собственно, и шел задерживать Ронан О’Коннор, да вот не рассчитал свои силы.

Что умеют делать призраки? О, многое! Мы знаем об этом хотя бы из фильма «Привидение»: они могут проходить сквозь стены, вселяться в людей и предметы, мгновенно перемещаться куда угодно, выть и потрясать кандалами… А также, после курса обучения у героя Винсента Скьявелли, двигать небольшие предметы. Всё припомнили? А теперь забудьте! Ронан действительно умеет проходить сквозь стены, но далеко не везде: по легенде разработчиков, дома в Салеме освящены, и поэтому жителям загробного мира приходится ждать, пока кто-нибудь из живых не откроет дверь. Сквозь призрачные объекты привидения, как ни странно, тоже не могут проходить. Во второй половине игры наш герой научится телепортироваться, но недалеко.

А что же можно? Можно включать электроприборы. Можно вселиться в другого человека, чтобы прочесть его мысли или заглянуть в его блокнот. Иногда можно повлиять на ключевую фигуру, заставив ее сделать или подумать нечто нужное для продвижения по сюжету. Но для этого сперва надо найти ключи. Улики. Под это определение в игре подпадает абсолютно все — от материальных объектов до мыслей и «ментальных следов».

Зачем убийца перешел дорогу?

Хоть наш призрачный сыщик и не подчиняется некоторым законам физики, летать по всем окрестностям, выискивая скрытые для прочих улики, ему не дадут. Расследование ведет нас по узкой дорожке, от локации к локации, время от времени упираясь в вопрос, на который надо дать ответ. Происходит это так: на отведенном участке нам предстоит отыскать заданное количество улик, после чего попытаться выстроить цепочку фактов. Многие улики видны невооруженным глазом, да еще и заботливо снабжены полицейскими маркерами. Для некоторых придется напрячь детективные навыки: например, включить вентилятор, чтобы сдуло ненужные бумаги. А чаще всего мы просто топчемся по загончику, отчаянно вертя камерой в надежде увидеть заветную кнопочку.

Самое печальное, что из всего набора старательно отысканных улик нам нужны лишь три, а то и вовсе одна. Собрали их, протыкали в особом окошке — получаем воссозданную крутым детективом Ронаном картину происшедшего. Провалили экзамен на дедукцию — ничего страшного. Можно тыкать наугад до победного конца, просто вместо трех «звездочек» получим одну.

Примечательно, что шансы провалить «экзамен» повышаются, если пытаться копать глубоко и делать выводы самостоятельно, опираясь на свое знакомство с лихо закрученными интригами в детективных романах. Здесь же правильный ответ всегда лежит на поверхности, зачастую еще до того, как возник вопрос. «Зачем цыпленок перешел дорогу? — Чтобы попасть на другую сторону». Черт, и не поспоришь же!

Лица стерты, краски тусклы

Локации открываются поочередно, однако по центральной части города можно бродить свободно. Здесь есть чем полюбоваться и с кем пообщаться: целый набор призраков жаждет рассказать нам свою печальную — или забавную — историю. Некоторые ее, правда, не помнят, и Ронан может помочь им разобраться со своими проблемами и благополучно отбыть в столбе света куда-то на небеса. Побочные задания довольно интересны, а некоторые даже заставят логически подумать. Жаль, что их так мало.

Живые персонажи оказываются куда менее интересными. Из всего набора салемских граждан более-менее вменяемы лишь те, к кому нас подталкивает сюжет. С прочими все печально. Местные жители панически боятся маньяка, и поэтому посреди ночи сидят на лавочках, качаются на качелях, любуются видами и бесцельно бродят туда-сюда. К любому можно влезть в голову и прочесть единственную мысль, чаще всего в духе: «Ой мамочки, как страшно». Можно до посинения устраивать полтергейст у них под носом — болванчики даже глазом не моргнут. «Ну что пристал, мы тут для оживляжа!».

На все расследование реально понадобится часов восемь-десять, но нас, конечно, попытаются задержать в игре как можно дольше. Нам предложат выискивать по закоулкам десятки записочек, воспоминаний, табличек, рисунков, обрывков и прочих коллекций в категории «Не уходи, побудь со мною». Взамен мы получим набор достижений и прослушаем не относящийся к делу текст. Если уж что и собирать из этого набора, то это истории призраков: в награду получим небольшую страшную сказочку.

Еще один тормоз — демоны. Как только наши дела в локации подходят к концу, можно ждать гарантированного нашествия зловещих красных фигур. К этим воплощениям загробного зла надо подкрадываться сзади и отправлять их в небытие, прожимая заданные клавиши. Не справился — в страшных муках возвращаешься к последнему чекпойнту. Это довольно увлекательно. Первые раза три.

Жителям города не хватает жизни, а мертвому герою — личности. Смотришь на него и думаешь: насколько же люди способны бездарно распорядиться собственным наследием! Ведь все ему дали творцы: и бандитское прошлое, и умершую возлюбленную, и завистника-конкурента. А результат? Бритый затылок Хитмана, сводного брата во издателе, убедительнее передает характер, чем все терзания нашего нуарного сыщика.

***

Murdered: Soul Suspect приготовлена по, казалось бы, беспроигрышному рецепту. В ней есть все: мрачный сеттинг, мистическая история, стильная картинка, стелс, QTE-схватки, помощница со вздорным характером и встроенный симулятор кошки. Нет в ней только одного: собственно детектива.

Хотите приобщиться к загробному миру? Вспомните Ghost Trick, серию Blackwell или дождитесь переиздания Grim Fandango. Любите поломать голову над уликами? Запустите L.A. Noire. А вот быть детективом-призраком в Салеме оказывается слишком легко и попросту скучно.

Рецензии пользователей
на Murdered: Soul Suspect1

Одновременно эта игра мне понравилась и нет, концепт не сильно избит, вас как главного героя убили и нужно выкручиваться, уживаясь в мире призраков, собственно доделать то. что вы не успели. Но за ее короткость и убитую концовку я не прощу. Почему не был раскрыт полностью потенциал мертвой жизни, не ясно, почему так убита концовка, торопились с дедлайном? Поиграть стоит, но только если очень нравиться детективные сюжеты в играх, этого тут достаточно.
«Потеря времени»
«Наконец-то конец!»