Светлая тема

Рецензия на игру NASCAR Racing 4

Если облачиться в теплую шкуру игрофилософа, можно сказать совершенно точно и однозначно - Papyrus всю свою историю ваяет одну и ту же игру. Как одну и ту же книгу всю жизнь пишут писатели, рисуют картины художники и лепят скульптуры скульпторы. И что бы там ни говорили наряженные в полосатые спортивные штаны васи пупкины, таранящие в любимом Need for Speed бетонные ограждения на скорости в 200 миль/час новенькими Ferrari, разработчики хотя бы не стесняются класть в одну директорию с игрой AI, графику и безупречную физику.

Назад в прошлое

Общественное мнение явно не на стороне рыцарей овала. Только, пожалуй, многие забывают, что претензии к гонкам NASCAR любезно выслушают в соответствующем комитете, мы же всего лишь анализируем реализацию. Никто никогда не говорил, что у Papyrus кривые руки, зато все пинают эту славную контору за именитые на Западе гонки. Да, это casual и поп-арт, но, черт возьми, must have.

Если вы никогда не рисковали репутацией и NASCAR Racing ни в одной инкарнации не видели, то учиться уже поздно. Отсылаю к NASCAR Racing 2. Остальным, надеюсь, и так все понятно. По сравнению с третьей частью изменений не очень много. Но по сравнению со всем, что мы за последнюю пару лет видели на этом фронте, NASCAR Racing 4 - как Бог перед стаей прокаженных.

По доброй традиции, трассы, машины и гонщики лицензированы по всем правилам. С машинами, правда, особой заботы нет, все-таки все они соответствуют одному стандарту, но тем не менее - этикет соблюдается. Покататься разрешают на любом из этих произведений современного автомобилестроительного искусства, с десятью тысячами оборотов на тахометре и поистине неограниченным запасом делений на спидометре. Как и прежде, у любого гонщика можно без зазрения приватизировать авто "до лучших времен". Даже не обижаются.

Hard'n'Heavy

Заметно, что на путь упрощения процесса товарищи из Papyrus идти и не собирались. Начнем с того, что без руля играть в NASCAR Racing 4 бесполезно. Даже режим управления "arcade" предусматривает наличие этого девайса. Ни джойстик, ни клавиатура оказать содействие не в состоянии. Можно попытаться, но в ряде проведенных экспериментов тенденции оказались очевидными - неудобно. Вот, к примеру, в ралли или гонках на суперкарах руль - вещь очень неприятная. Но здесь большую часть игры приходится удерживать баранку под определенным углом, чего достичь на клавиатуре невозможно. В предыдущих частях это удавалось за счет установки угла поворота "по умолчанию" на малые значения, теперь же халява отменяется раз и навсегда. Установка осталась, но лазейку окончательно прикрыли.

Серьезность, с которой авторы подошли к четвертой части знаменитого сериала, даже пугает. Процесс вождения стал гораздо более сложным. Любая неосторожность карается в лучшем случае внешним радиусом. Если туда до вас не залетит какой-нибудь бедолага, считайте, что крупно повезло. С рулем таких проблем меньше. В любом случае, их гораздо легче ликвидировать, если они все же появятся.

У любых проблем, как правило, бывают последствия. В NASCAR неприятностей два типа: а) вы безнадежно отстали от соперников; б) вы совсем безнадежно отстали от соперников. Второй пункт доведен до совершенства в самом прямом смысле этого слова. Точнее, надо заметить, составляющая этого пункта - модель повреждений. Если вы даже не любитель подобного рода развлечений, купите игру хотя бы ради возможности поупражняться в знании автомобильной анатомии. Можно было бы сказать просто: модель повреждений в NASCAR Racing 4 - лучшая. Вообще лучшая. Я уж, простите, не помню, чтобы где-нибудь после удара у меня "вело" кузов, а колеса срывались со ступиц и, вырывая амортизаторы, пробивали подкрылки. А если не повезет в особо крупной степени и ваш автомобиль совершит несколько свободных кувырков, готовьтесь после этого лицезреть, к своему священному ужасу, общее техническое состояние. Нигде (нигде!) еще каждое касание земли при всяких сальто не стоило автомобилю таких травм. В игре нет определенных зон деформации или деталей, которые отрываются именно в нужное время в нужном месте. Чем ударились, там и вмятина.

Уши момента истины предательски торчат из абзаца о графике. Это красиво, коллеги. Непонятно, правда, почему стекла и фары отказываются биться, прогибаясь вместе со сталью. Сделаю вид, что не заметил, но как только аудитория отправится по домам, погрожу Papyrus за такой ляп пальцем. Еще неплохо бы поругать за безобразные тени и какие-то невнятные бэкграунды. Но все это мелочи, ведь есть динамика движущейся с огромной скоростью машины и великолепная система повреждений, подкрепленная такой же бескомпромиссной графической реализацией. Кстати, прежде чем поиграть в 32-битном цвете, неплохо бы обзавестись картой с 64 Mb памяти для текстур. Это означает, в общем-то, одно - без Pentium II старших моделей, что бы там ни было написано в минимальных требованиях, можно и не садиться за руль.

Герои скорости и апгрейда

Гараж, конечно же, никуда не делся. Тонкость настроек по-прежнему на высоте. Даже более того. Покажите, какие возможности тюнинга есть у каждого здешнего гонщика дядям васям из ближайшего техсервиса, и они удивленно осядут на забросанный бычками от "Беломора" пол. Учитывая, что сложность вождения повысилась весьма значительно, имеет смысл посвятить настройке железного коня больше времени. Любое уменьшение динамического сопротивления или пара секунд поверх стандартного в динамике, и ситуация может поменяться, ведь счет идет на мельчайшие единицы времени. Впрочем, это вам должно быть ясно и без меня.

Как это говорится у классика военной истории, самая главная часть боя - это подготовка к нему. Поэтому готовиться надо долго и тщательно. Авторы позаботились о том, чтобы вы ненароком не задремали за рулем мчащейся с огромной скоростью махины, и к нашим услугам соперники с гибкой настройкой степени зверства. Но от ошибок не застрахован никто. Несмотря на то, что оппоненты шарахаются от нас, как от чумного, если мы вдруг совершаем ошибочный маневр, нередко попадая в аварийные ситуации. Плохой расчет траектории, внешний радиус, скачущее по полю колесо и леденящая душу любого водителя автомобильная свалка. Кто не успел, тот, увы, едет на пит-стоп.

Выводов не будет!

Они очевидны для одних и бесполезны для других. Вообще, я порекомендовал бы всем равнодушным к методичному нарезанию кругов ознакомиться с NASCAR Racing 4 в обязательном порядке, если вам, конечно, не безразличен жанр автомобильных симуляторов. В этом случае перед нами классика. Пример, как надо делать гонки.