Светлая тема

Рецензия на игру Need for Speed: Porsche Unleashed

Эта пока еще не завершившаяся история началась очень давно, в 1948-м, когда на свет впервые появилась модель 356 - первая, вышедшая именно под этой маркой. Уже в 1951-м последовала первая победа в гонках Ле Мана (а сколько их будет потом...). В 1963-м состоялось рождение великого 911, до сих пор пользующегося непререкаемым авторитетом среди знатоков автомобилестроения, а в 1978-м модель 928 была названа автомобилем года. Период с 1984 по 1986 принес команде McLaren с мотором этой компании три чемпионских титула в гонках Формулы-1. До кучи добавлю победы в ралли Париж-Дакар и массу званий «Производитель Года» среди мировых автомобилестроителей. Ну что, никак? Так и быть, не стану скрывать страшную тайну. Это, разумеется, Porsche, - имя, покрытое не менее толстым слоем почестей, чем любая другая марка. И тем приятнее, что для пятой по счету части Need For Speed: Porsche Unleashed разработчики выбрали именно детище Фердинанда Порше, не поскупившись на соответствующую лицензию и Бог знает сколько часов изучения 50-летнего прогресса немецкого авто. Заметьте, как в теории, так и на практике. А в результате - новый шедевр, новая планка, новый Олимп в искусстве виртуального вождения...

Первовзгляд

Любое подходящее по смыслу наречие плюс божественное «красиво» - пожалуй, это самое исчерпывающее определение, которое можно дать после самого первого взгляда. Изысканные европейские трассы по всем параметрам бьют своих придуманных предшественников из High Stakes, Порше-парк из 80-ти моделей заставляет забыть о существовании навороченных Ламборджини и Феррари, а регулярный просмотр риплеев отнимает чуть ли не в три раза больше времени, чем сама гонка. Велика сия премудрость, и EA Canada - пророк ее. Нет нужды уточнять фамилии и местожительство участников этого достойнейшего из достойнейших коллектива, ибо народ должен знать своих героев. Ветераны виртуальных гонок сразу скажут, что именно канадское отделение игрового гиганта трудилось над самой первой частью NFS. Если вести параллель дальше, сам собой напросится вывод - пятая по счету «нид фор спид» в некотором роде возвращает нас в те далекие времена, радуя прорастающими кое-где семенами симуляторности и некольцевыми трассами со всевозможными развилками и альтернативными путями (исключение составляют разве что кольца Монте-Карло). И пусть только коллега JazzCat посмеет теперь сказать, что NFS - это езда по рельсам!

Натренированный орлиный взор продолжает выхватывать из меню капитальные изменения. Попытка поиграть по сети открыла исчезновение из списка типично приставочного split screen. Правда, особой печали сей факт не вызывает. А вот парк развлечений недосчитался маленьких турниров и “нокаутов”. Точнее, последние еще присутствуют, но лишь в качестве вспомогательного режима - никакой практической пользы типа открытия новых трасс они не несут. Наповал убивает одиночная гонка (в которой теперь почему-то нельзя самому выставить погоду и время суток). Конечно, все восемь десятков авто там не представлены, лишь самые именитые, но... Как это ни странно, модели последних лет предлагают для начала скачать. Видимо, с официального сайта, на котором пока что, увы, ничего нет. Что поделаешь, такие нынче средства удержания в узде фанатских масс. Хотя, если посмотреть на сей прием шире, он покажется мелочью по сравнению с...

Двойной коктейль

По большому счету, NFS:PU - это удачное смешение двух довольно популярных среди виртуальных водил игрушек. Причем из совершенно противоположных лагерей. Не ломайте голову, сейчас постараюсь доходчиво объяснить.

Поначалу кажется, что режим Evolution - все та же родимая карьера, умело заточенная под историю Порше. В самом деле, кровные за победу получаем, машину апгрейдим, новые тачки покупаем. Все до боли знакомо. В подобном неведении можно пребывать хоть до конца жизни, но достаточно обратиться за консультацией к гоночному эксперту клана Playstation, и он в мгновение ока докажет, что Evolution, в общем-то, всего лишь младшая сестра хитовой консольной вещички Gran Turismo. В свое время вашему покорному слуге довелось за ней просидеть цельную ночь, перед экраном несравненного «Сони». От графики откровенно тошнило, но вот за автомобильную часть разработчиков надо наградить. Много и часто. Количество представленных моделей в игре переваливало далеко за сотню (а что уж говорить про GT2), так что никакая NFS, пусть даже и с полным авторядом Порше, рядом не лежала. Другая отличительная черта приставочного игрища - полноценная и действенная роль апгрейдов, позволявшая проколесить половину гонок на одной машине с периодически прибавляемыми к ней техническими довесками. Теоретически Evolution шагает в ту же сторону, иначе на кой черт несчастные мученики-разработчики корпели над заводскими каталогами, обрабатывая тонны данных, чтобы выдать нам полноценный список из семи сотен деталей, каждая из которых подходит лишь к конкретной машине? Турбированные движки, амортизаторы, коробки передач, бамперы... так и тянет положить глаз на все сразу, целиком (эстеты могут заняться подбором соответствующего цвета, как в целом, так и салона). Практическая польза на трассе, безусловно, от всего этого есть, вот только развернуться игроку негде. Каждый из турниров, представленных в импровизированной карьере, как правило, ставит ограничения на класс участвующих авто, а значит, каждый раз приходится покупать что-то новое, отдавая вдоль и поперек проапгрейженного старого друга на растерзание рыночным дельцам. Иными словами, процесс в PU значительно упрощен по сравнению с GT: отоварился, купил все детали, что есть в списке, и вперед. Интересно устроена продажа автомобилей - нас просят указать цену, с которой машина будет выставлена на рынке, причем она может быть даже завышена по сравнению с реальной. Только совершенно непонятно, какую же сумму мы в результате получаем. Ясно одно - с финансами здесь туго практически никогда не бывает. Да, любители покопаться во внутренностях могут обратиться к рынку подержанных автомобилей, присмотреть себе какое-нибудь изуродованное чудо, привести его в божеский вид, а потом... продать. Не знаю только, окупятся ли затраты. Идея хорошая, но до ума явно не доведенная. Так, в качестве дополнительного развлечения сойдет.

Вторая составляющая нашего... простите, их коктейля, режим factory driver, железно напоминает почти одноименный проект Driver команды Reflections. Смысл практически идентичен: мы внедряемся в заводскую команду тестеров Порше и, выполняя различные задания, шагаем по служебной лестнице. Тематика этих «миссий» делится на два типа: либо чисто водительское искусство объезжания стоек (причем чем дальше, тем сложнее становится их расстановка) со всевозможными финтами, либо задумки исключительно гоночного характера (демонстрация скоростных качеств гостям с теплого юга, перегонка из одного конца трассы в другой для начальства, бесшабашные турнирчики с коллегами и прочее). Надо заметить, что именно с этого режима, пожалуй, следует начинать знакомство с игрой. Во-первых, только здесь можно хорошо ознакомиться и подружиться с поведением различных моделей, во-вторых, посмотреть трассы, которые еще только предстоит «открыть» в Evolution, ну и, наконец, увидеть в действии ненаглядную полицию. Копы, к сожалению, откровенно тупят и лишь производят эффект свето-шумового представления. Чего, напротив, не скажешь о поведении соперников по гонке. В отличие от High Stakes, где или ты обгонял всех, или тебя обгоняли владельцы более крутых машин, Porsche Unleashed возрождает истинное понятие слова «гонка», когда практически вся трасса проходится бок о бок с противником, а на финише вас разделяют десятые доли секунды. Возможно, такому счастью мы обязаны самому факту отсутствия в factory driver разделения AI конкурентов на уровни сложности. Огромную роль играет именно искусство водить ту или иную модель, поскольку в PU очень много чисто раллийных участков, а значит, где-то есть возможность выиграть за счет более правильного обращения с заносом. И прием насильного разворота невежи, путающегося под колесами, больше не проходит. Единственная претензия к «железным» мозгам - как и уже в упоминавшемся Driver, компьютерные подопечные активно ловят на себя встречные машины. Честно слово, такое впечатление, что у них под капотом магнит!

Итак. Плагиат? Отнюдь. Разработчики всего лишь гармонично соединили две великолепных задумки, не открывая Америки (хотя завистники наверняка ухватятся за сей факт). Впрочем, на этом перечисление их заслуг не заканчивается.

Симуляторные зачатки

Большинство из тех, кому уже довелось поиграть в PU, связывают пресловутую симуляторность с чрезвычайно сложными заносами. По сравнению с High Stakes, конечно же. Жестокая правда жизни, хотя и страшно красивая. Само собой, реалистичность поведения автомобиля на трассе не вызывает никаких сомнений. А в придачу к раллийным трассам лучшего и не пожелаешь. Кстати, некоторые знатоки вообще считают Порше одним из самых трудноуправляемых автомобилей, несмотря на все заверения производителей. Но приспособиться можно. При возникновении определенных проблем рекомендуется забраться в настройки и покопаться там. Местное средство самовыражения технических гениев утратило попсовые аркадные бары (например, покрышки под разную погоду приходится специально докупать), а среди изменяющихся элементов появилось давление в шинах и даже перенастройка передач. Однако, в принципе, любую гонку без особого труда можно выиграть, даже не зная о существовании тюнинга. Прав народ: не сломалось - не чини. Это забава для «правильных» водителей.

Кажется, что-то забыл... ах да, модель повреждений. Самое лаконичное, что можно сказать, - она есть. Более того, визуально наблюдаема, хотя и в достаточно тусклой форме. Не исключено, что здесь замешаны сами создатели: кому охота смотреть на исковерканные гробы а-ля Demolition Racer? Нет уж, пусть даже всякие вмятины будут выглядеть, как изломы, сделанные рукой скульптора, а царапины - словно мазки кистью художника. Кое-где полигончиками все это дело можно разбавить. Да, если стекла бьются, то все сразу, но не до конца. И чтобы из салона этого не видно было. А то подумают чего... Однако, увлекся я. До слияния NFS с Carmageddon’ом еще далеко.

Любовь моей жизни

Когда приятель спросил меня: «Ну как там графика?», меня почему-то потянуло в пространные разговоры о риплеях: об их кинематографичности; о том, что машины с виду стали похожи на свои прототипы, а жуткая приподнятость моделей High Stakes категорично исправлена; наконец, о том, что только на повторе можно увидеть блестящую работу подвески и иногда окружающие красоты (вот только водитель сразу выдает свое родство с семейством истуканов неподвижных - сидит как прикованный, с неестественно прямыми руками). Наверное, это нормально. В конце концов, во время гонки некогда глазеть по сторонам. А тут к нашим услугам умело подобранные положения камер, создающие впечатление какой-то телевизионной трансляции, а никак не игрового повтора. Камеры - это вообще достояние NFS, особенно в период, когда все прочие жанры страшно мучаются, стараясь угодить привередливым пользователям. Мы на самом деле получили реалистичную трехмерную торпеду, пожалуй, самую реалистичную из всех когда-либо сделанных. В роль водителя вживаешься настолько, что на поворотах чисто инстинктивно наклоняешься в сторону, а при ударе о препятствие - совершаешь дикий рывок вперед, едва не касаясь головой монитора. При этом внутренности салона приятно радуют глаз (хотя иногда цвет просто отвратительно безвкусен), а на руле видны руки водилы. Боюсь только, эти клешни гораздо гармоничнее подошли бы какому-нибудь недоделанному Терминатору. Но зато как целеустремленно он переключает передачи и жмет на звуковой сигнал!

О дизайне самих Порше говорить что-либо бессмысленно: насыщенность полигонами и живые блики (не то что беспорядочные отблески на излишне хромированных машинах High Stakes) видны на скриншотах невооруженным глазом. Реализована даже такая деталь, как выдвигающийся задний спойлер. Увы, но это утверждение не относится к массовке, то есть тем автомобилям, что составляют трафик. Угловатые коробки и ничего больше. Совсем других эпитетов заслуживают игровые пейзажи, те самые environments, благодаря которым выучиваются наизусть все трассы, когда едешь и знаешь: вот плавный поворот, там сейчас будет маяк; а после этой скалы в глаза бьет ослепительный солнечный свет, не отвлечься бы; а вон за тем пригорком водопад, проносясь мимо которого словно чувствуешь прохладные брызги на обветренном лице. Европейские названия врезаются в память как статьи УК РФ... Хмурое небо над широким немецким Autobahn’ом, с его смертельными скоростями и ужасным трафиком. Манящие дали Пиренеев, покрытых ослепительно белыми шапками снега. Бесконечно спокойная водная гладь в бухте на трассе Cote d’Azur, чуть-чуть посеребренная утренним солнцем, заставляющая на секунды замечтаться об амфибии а-ля Жеймс Бонд... всего на секунды, пока летишь по деревянному настилу мимо пристани, оставляя за спиной тихую гавань. Зеленый полумрак лесов Schwarzenwald’а, где кроны деревьев переплетаются причудливыми узорами, а дорога кажется бесконечной тропинкой, уходящей в никуда, и чувствуешь себя маленьким Маугли, убегающим от Бандерлогов... Фантастический пробег в альпийских предгорьях, старт внизу, у подножья, когда еще светит солнце, и лишь редкие снежинки окропляют дорогу, а наверху, в деревеньке уже вовсю метет метель, туман холодно окутывает машину, и больше полагаешься на собственное чутье, чем на зрение (забудьте про Snowy Ridge - она не чета здешнему чуду). Да, это лирика, но это и романтика NFS. Неповторимое обаяние, которое разработчики однажды нашли и больше уже от себя не отпустят. Пусть иногда все это разбавляется ударными ритмами великолепных треков и бешеными скоростями, железным скрежетом и ревом моторов, гулко разносящимся по корсиканским туннелям... наверное, где-то здесь спрятана изюминка игры?

Резюме

Сон наяву. Почти реальная мечта. Восьмое (или уже девятое?) чудо света. Игра из разряда «увидеть и умереть». Психоделия восторга, не знающего границ. Жизнь с новым идеалом. Не теряйте времени - промедление смерти подобно.

P.S. И не забудьте посмотреть великолепные ролики из истории Porsche. Скоро ее будут спрашивать в школах...