Светлая тема

Рецензия на игру Need for Speed Rivals

Серия Need for Speed имеет репутацию осторожного коммерческого продукта, новые части которого выпускают ежегодно без существенных нововведений, подобно FIFA или Call of Duty. На самом деле это странно. За 20 лет своего существования Need for Speed сменила немало концепций в поисках идеальной формулы: совершенно аркадные или почти симуляторные физические модели, наличие или отсутствие полиции, тюнинга и финансовой системы, городские, загородные или спортивные сеттинги. Четкие очертания «идеальная формула» начала обретать где-то в 2005 году, с выходом первой Most Wanted: гонщики против копов, открытый мир, безумные скорости. Rivals не только делает все по рецепту, но и добавляет собственные штрихи.

Ускоряйся

Противостояние лихачей и полицейских происходит в вымышленном округе Редвью. Курортный город, леса, пустыни, заснеженные горы, серые автобаны — пейзажи меняются, словно в калейдоскопе. Конечно, в жизни такое ландшафтное разнообразие встречается только на существенно бóльших территориях, но Rivals плюет на реальность и создает свою вселенную, гоночный рай. Местные дороги спроектированы как спортивные трассы — в любом маршруте вам встретятся и скоростные участки, и крутые повороты. Авторы старательно избегают прямых углов: перекрестки здесь большая редкость, даже в городской зоне. Редвью — это такой гоночной фэнтезийный мир, огромная трасса с чередующимися декорациями.

Этот фэнтезийный мир хочет от вас только одного — чтобы вы ехали как можно быстрее. Игра все время подзуживает: жми на газ! Поставь рекорд скорости на этом участке! Прыгни дальше всех с этого трамплина! Даже самые банальные перемещения из точки А в точку Б то и дело оборачиваются приключениями — по пути вы обязательно встретите другого гонщика и бросите ему вызов («Хм-м, его Lamborghini более мощная, но моя Ferrari хорошо прокачана. Посмотрим, кто кого!»). И в разгаре дуэли к вам наверняка присоединится полиция.

В прошлогодней Most Wanted копы считали игрока дичью и били на поражение — приходилось отступать, искать укрытие и залегать на дно, пережидая облаву. Rivals отказывается от пряток: единственный способ избавиться от полиции — оторваться от нее. Местные копы тоже агрессивны и назойливы, но теперь они не просто пытаются уничтожить вас наиболее эффективным способом. Их задача — подстегивать вас, напоминать, что вы можете ехать быстрее.

Групповые заезды отводят важную роль «технологиям погони» — боевым гаджетам, замедляющим противников. Оппонентов можно раскидать ударной волной, затормозить ударом электромагнитного импульса и так далее. Но конкуренты и сами сбрасывают мины и толкают в отбойники. Картина маслом: сзади — полиция, рядом — соперники, и все хотят тебя уничтожить. Здесь Rivals вновь педалирует основную тему: ускоряйся! Относительный покой есть только впереди, но чтобы оторваться от оппонентов, нужно ехать еще быстрее.

В карьере гонщика его «заработки» постоянно под угрозой — служащие деньгами speed points зачисляются на счет, только когда вы благополучно добираетесь до убежища. Чем выше уровень погони, тем выше «гонорары» за дорожный беспредел, но попасть в руки полиции значит потерять все очки, заработанные за сессию.  Эта механика делает Rivals невероятно азартной игрой. Ускоряясь, вы рискуете разбиться или пропустить поворот — но слишком аккуратные пилоты приезжают к финишу с полупустыми карманами. Приходится контролировать себя: потяну я еще одну гонку или нет? Справлюсь ли с еще большим количеством преследователей? Пора ли вернуться в убежище — или стоит рискнуть и повысить ставки? Игра поощряет безумное вождение, но требует трезво оценивать свои силы, прежде чем давить на газ.

A.C.A.B.

Если карьера лихача идеально гармонирует с механикой Rivals, то на стороне полиции игра теряет фокусировку. Гонщики — это центр новой Need for Speed, и копы — лишь часть их игры. Переводя игрока на другую сторону конфликта, разработчики не предлагают достойной альтернативы прежним развлечениям. Несмотря на десятки конфликтов (с соперниками, полицией, трассой или с собственной самонадеянностью), цель гонщиков одна — пересечь финишную черту / доехать до убежища. Вся механика Rivals выстроена вокруг того, чтобы мотивировать гонщика, чтобы он стремился достичь своей цели как можно быстрее. Это идеальные условия для создания массы вау-моментов.

У полицейских все иначе. Им не приходится так отчаянно давить на газ. От них требуется держать нарушителей на виду и регулярно напоминать о себе ударами сбоку и сзади. Обгонять дорожных экстремалов нужно лишь для того, чтобы сбросить им под колеса шипы — и вновь тормозить. Да, игра за копов тоже создает напряжение, но другого толка. Это не азарт и сосредоточенность лихачей, а своего рода профессиональный стресс — стоит упустить оппонента из вида, как шансы поймать его резко упадут.

Режим игры за гонщиков наказывает по-крупному, но закрывает глаза на мелочи — поэтому он так увлекателен. В карьере копа Rivals то и дело ставит игроку палки в колеса, требуя прилежно следовать за целями — и это попросту скучно. Хотите увлекательных преследований? Запустите Grand Theft Auto V. Да что там — даже режим «Нокдаун» в мобильной Asphalt 8 и то веселее.

Не сильно спасает ситуацию и система All-Drive, подключающая к партии других игроков. Возникает проблема масштаба: сервер вмещает только шесть живых пилотов, и на просторах Редвью (а округ заметно больше Фэйрхэвена из Most Wanted) пересечься им оказывается сложно. Полицейским приходится наматывать многие километры, чтобы начать действительно интересную погоню за живым оппонентом. Для гонщиков All-Drive тоже не особо актуальна — им легко найти приключения и без других игроков. Местные боты на удивление активно гоняются друг за другом — вы можете ехать по своим делам, а в результате встрять в разборку, которую затеяли виртуальные пилоты. И пока гонщики каждую минуту находят новые развлечения, копы откровенно грустят — этот праздник жизни создавался не для них.

***

Суть новой Need for Speed хорошо выражена в самом названии серии. Ghost Games сделали игру о скорости — и только о ней. Все основные механики Rivals существуют ради одного — сделать быструю езду максимально интересной. Разработчики поняли, что правдоподобность и здравый смысл зажимают формат «гонщики против копов» в слишком тесные рамки, и отбросили их в сторону.

Rivals — это безумная гоночная утопия: с регулярной сменой декораций, боевыми элементами, полицейскими-каскадерами. Пусть в данный момент игра за копов не слишком вписывается в эту скоростную идиллию, а серверные ограничения не дают раскрыться потенциалу All-Drive, эти вопросы могут решиться уже в следующей игре. Правда, если сегодня Need for Speed не страдает от жесткой конкуренции, то вскоре ей бросит вызов Driveclub, а затем The Crew. Посмотрим, кто кого.