Среднее время в игре: 12 часов

Neverwinter Nights 2

Добавить в
Мои игры
182
Добавить в
Вишлист 23
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
25
61
Так себе
9
Ужасно
5

Рецензия

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Neverwinter Nights 2 наверняка разделила бы печальную участь дебютного проекта Obsidian Entertainment — Star Wars: Knights of the Old Republic 2, — не окажись издательство Atari на грани банкротства. Именно тогда продюсеры поняли, что их спасет только качество, дали дополнительное время и спрятали ножницы.

Случайная жертва

В итоге авторы могут если не выпячивать грудь от гордости, то, по меньшей мере, не заливаться краской, будто пятиклассник на первой гулянке. Взяв за основу свод правил Dungeons & Dragons 3.5 и движок Aurora Engine от Neverwinter Nights, они состряпали знакомое блюдо. Мир, состоящий из двух десятков независимых уровней, статичная глобальная карта, сильный упор на повествование, задушевные беседы с компаньонами в надежде завоевать их расположение…

Дежа вю возникло неспроста — над NWN 2 трудилась команда, чей костяк сформировали выходцы из Black Isle Studios, а уж им не занимать опыта в создании компьютерных RPG. Тем, кто ищет свободу, рекомендую обратиться к Bethesda и Pluto 13. Остальным же пора достать носовые платки — тоска по Baldur's Gate 2 и светлой эпохе спрайтовой изометрии не раз посетит вас.

Приступ ностальгии случится еще в прологе. Завязка сочетает сразу два древних штампа: «враги сожгли родную хату» и «собери N обломков артефакта, дабы остановить Великое Зло». Впрочем, на поиски запчастей отправился не Избранный, не сын одного из местных богов и не жертва кратковременной амнезии. Герой — обычный житель Фейруна, точнее, тихой рыбацкой деревушки Вест-Харбор, ставший заложником обстоятельств. Он бы рад переложить груз ответственности на чужие плечи и возвратиться домой, к приемному отцу и приятелям детства, но от судьбы не убежать. Придется волей-неволей вырывать отчизну из липких объятий злодеев, чье поведение — тоже плюс в копилку дизайнеров — продиктовано разумной, пусть и безжалостной, логикой.

Обидчики не столь однозначны, как кажется поначалу. Они не планируют расщепить вселенную на атомы лишь потому, что встали не с той ноги, — их мотивы сложнее. Кто-то ослеплен жаждой власти, другого терзает извращенное чувство долга перед родиной, третий стремится всего-навсего вернуть украденное добро… К тому же сценаристы ловко тасуют колоду: на всякий предсказанный поворот заготовлена пара ударов обухом по черепу.

Respect is everything

Самый запоминающийся кусок 60-часового действа — судебный процесс, где героя обвиняют, ни много ни мало, в уничтожении целого поселка. Интригующий сюжет, интересные задания, многократно ветвящиеся диалоги и система «влияния» на напарников переплетаются в этом фрагменте так тесно, что перестают быть отдельными элементами, превращая игру в отличную интерактивную драму, не уступающую по накалу страстей иным «юридическим» телешоу. Его исход (нам, естественно, нужен вердикт «невиновен») зависит от того, насколько «прокачаны» разговорные таланты, а также от отношений с товарищами по отряду и результатов проведенного вами расследования. Улики, обнаруженные на развалинах деревни, свидетели, готовые подтвердить ваши благородство и честность, — найти их нелегко. Зато как радуется сердце при виде удивленного лица «прокурорши», узнавшей о существовании второго очевидца кровавой резни!

Приятно слышать и лестные слова в свой адрес от спутников, если те, конечно, высокого о вас мнения. Neverwinter Nights 2 заимствовала механизм «репутации» из Knights of the Old Republic 2 — наши поступки и реплики определяют то, сколь тепло или холодно персонажи относятся к «полководцу». Угодить всем нельзя — приторно-праведный паладин Касавир оценит внезапный акт милосердия, а обиженный на весь мир рейнджер Бишоп, напротив, выдаст поток желчи.

Не волнуйтесь: если вы вдрызг разругались с вздорной волшебницей Карой или решаете проблемы взмахом меча (что непременно огорчит пацифистку Элейни), из партии никто не сбежит. По крайней мере, до заключительной битвы, где Obsidian реализовала идею, не прошедшую в концовку KotOR 2. Но лучше не расстраивать подопечных. Войдя к ним в доверие, вы узнаете тайны и сокровенные мечты собеседника, открыв цепочку «личных» квестов. Воровка Нишка хочет прослыть грабительницей всея Невервинтера, дварф Келгар Айронфист собирается зарыть любимый топор и стать мастером восточных единоборств. Почему бы им не помочь?

Затянутый пояс

Кое-чего все же нет. Хардкорные поклонники Baldur's Gate 2 предали NWN 2 анафеме за отсутствие любовных романов. Действительно, единственное свидание с одним из двух потенциальных кандидатов на совместную жизнь не идет ни в какое сравнение с мегабайтами флирта и заигрываний, привычных для BioWare. Причина явно кроется в желании сэкономить на этом не самом важном аспекте геймплея. Ведь теперь общение с ключевыми NPC — не просто колонка текста в окне, они озвучены и умащены скриптами. А Atari в ее плачевном положении не намерена тратить сотни тысяч долларов на амурную болтовню.

Тем паче, что Obsidian не везде справилась и с обычными эмоциями, подменив их нездоровыми дозами пафоса. Умело выписанные характеры (особенно удались темпераментный Келгар, язвительный Бишоп и саркастичный эльф-чародей Сэнд) и замечательная озвучка не в силах смыть осадок безразличия к происходящему. Даже трагическая гибель одного из основных персонажей не трогает душу. Кто виноват: сценаристы, не сумевшие удержать планку качества в диалогах, или виртуальный оператор, постоянно берущий некрасивые ракурсы? Трудно сопереживать, когда обзор заслонен мутным узором на чьем-то плече, крышей соседнего дома или раскидистым деревом из обширной коллекции SpeedTree.

Портит гармонию и музыка, почти целиком выдернутая из оригинальной Neverwinter Nights. (Ее композитор Джереми Соул (Jeremy Soule) вообще не упомянут в титрах.) Саундтрек, недурственный сам по себе, плохо ложится на сиквел. Он не расставляет акценты, не подчеркивает события, а течет насквозь, как река, порой заглушая «прыгающую» громкость речи в роликах и звуковые эффекты, тоже взятые из NWN.

Свежее дыхание

Потерпев поражение на эмоциональном фронте, дизайнеры NWN 2 нашли отдушину в квестах, нащупали правильное соотношение «поручения/драки» и постарались, чтобы задания не набили оскомину к концу первого акта. Здесь не принято предлагать стандартные «федексы» или «замочи всех»; если они попадутся, будьте уверены: развязка удивит. Да и вариантов часто больше одного, что не в последнюю очередь решает текущий состав команды. Например, гном-всезнайка Гробнар быстро расправится с утомительной головоломкой в городском архиве; он же пригодится и в музыкальном состязании с заносчивым бардом из квартала Блейклейк.

Сюрприз преподнесли и сражения. Бесхитростные потасовки с тупыми, но щедрыми на дорогое барахло противниками ласкают самолюбие и наводят на мысли о «Monty Haul»… ровно до финальной трети игры, где сложность подпрыгивает на порядок. Череда столкновений с разъяренными «боссами» мигом растопчет ощущение превосходства у тех, кто не озаботился оснащением партии.

Благо, клинков, брони, луков, арбалетов и иных колюще-режущих предметов в Neverwinter Nights 2 хватает. Главное — скопить побольше денег и привыкнуть к невнятным значкам в инвентаре, живущем по принципу «1 объект = 1 ячейка и никакой автоматической сортировки». Кстати, под занавес вырастает и размер «сейвов» на диске — они разбухают до 150 Мб каждый.

Нервотрепка

Увы, острое оружие не убережет от глупостей дружественного ИИ. Какие бы рычаги вы ни дергали в меню «Behaviour», искусственные идиоты лезут в ловушки, очертя голову кидаясь на стоящих поодаль врагов, разрываются между несколькими целями (и подставляются под «attacks of opportunity»), читают никчемные заклинания, прочно застревают в узких проходах и отказываются следовать за вожаком. Самый убойный трюк демонстрирует Нишка — в разгар ожесточенной «разборки» девушка убегает… вскрывать сундук.

Предвосхищая хор возгласов «О боже, за что?!», разработчики оставили «красную кнопку» — режим «Puppet-master», вырубающий интеллект. Щелчок мышью — и психи-самоубийцы превращаются в смирных овечек, послушно исполняющих волю хозяина. Такой выбор избавит от расходов на валериановую настойку и корвалол, но окунет вас в нудный микроменеджмент, для которого NWN 2, в отличие от Infinity Engine, не приспособлена. Одно хорошо: как и в серии Knights of the Old Republic, коллеги с нулевым запасом здоровья не погибают, а стонут на полу, дожидаясь победы.

Свою лепту в вакханалию вносит и упрощенная анимация. В NWN и KotOR схватка двух рыцарей походила на фехтование (лезвия сталкивались, высекали искры, оппоненты делали выпады и отводили удары). Сегодня сеча напоминает массовый рейд в какой-нибудь MMORPG. Публика рубит, жалит, кусает, изрыгает однообразные спецэффекты… не взаимодействуя друг с другом. Покромсав телодвижения, авторы добились поставленной цели — баталии протекают динамичнее, чем прежде, однако необходима ли эта жертва?

Еще не Stronghold

Вторая точка приложения талантов Obsidian — мини-стратегия «менеджер крепости», намертво пришитая к телу сюжета. Нечто подобное уже мелькало в Baldur's Gate 2 и Might and Magic 7. Взяв под управление потрепанную временем и осадами цитадель, вы должны провести капитальный ремонт укреплений и зданий, нанять фермеров, расширить, обучить и вооружить гарнизон, обезопасить прилежащие территории. Чем спокойнее в районе, тем охотнее сюда едут купцы и крестьяне, пополняя казну налогами. Иногда к вам заглядывают гости вроде «зеленых» приключенцев, жаждущих получить первую настоящую миссию.

Тут же, в замке, живут и NPC, чьи дороги пересеклись с вашей: от увлекающейся вязанием паучихи до вечного странника Гайвена и голема, восстановленного Гробнаром (если, разумеется, вы отыскали недостающие детали). На закуску — верстаки для изготовления доспехов, ножей и заколдованной бижутерии из шкур, клыков, костей и прочих расходных материалов, доступные и за пределами родных пенатов. Ремесла NWN 2 сведены под кальку с KotOR 2. Они тоже требуют специальных фитов и навыков, даром что книги рецептов разбросаны по Невервинтеру и окрестностям. Но можно и не мучаться — лавки завалены нормальными товарами.

Ни к чему не обязывает и «Sim Keep». Впустую потратив отведенный на строительство и развитие срок, вы ничем не рискуете, хотя эпизод с обороной форта станет чуть-чуть труднее. Да и крепость на момент написания этих строк не идеальна — ошибки, пусть не смертельные, отравляют воздух.

С другой стороны, встречаются «жуки» и похуже: автокарта отмечает двери микроскопическими засечками, камера бьется объективом о землю при входе в локацию, курсор упорно не желает прицеливаться в негодяев. «Фиты» некоторых престиж-классов не работают, многоканальный ЕАХ присутствует исключительно на словах (слушайте стерео, аудиофилы!), и никакой normal-мэппинг ландшафта вкупе с приличным разрешением текстур не оправдывает конвульсии тормозного движка. А жаль, ибо на максимальных настройках картинка выглядит здорово. Ждем патч до версии 1.03, обещающий, в частности, оптимизировать алгоритм расчета теней.

Face/Off

Кое-что с наскока не вылечить. Меню создания аватара стало главной мишенью для тех, кто опробовал Neverwinter Nights 2 по сети. По полдюжины физиономий на каждую расу/пол, горстка причесок, дежурный ассортимент оттенков кожи — ну-ка, сотворите уникума из такого теста! NWN расползлась по Интернету тысячами шардов; неужели Obsidian думала, что ее детище не будет пользоваться спросом? Странно наблюдать примитивщину в стиле 1990-х, когда есть технологии FaceGen и Life Studio: Head. Что любопытно, на мимику ведь не поскупились, купили лицензию!

Диссонанс между пресс-релизами и реальностью налицо. Левой рукой разработчики добавили класс «warlock» и составили длинный список престиж-классов. Правая же конечность отдыхала, поэтому в Neverwinter Nights 2 вы не сможете сесть на скамейку или траву, увидеть, как воришка крадется к добыче, и промчаться верхом на лошади. Разочаровывает и инструментарий, суливший алмазные горы, а в итоге уступающий редактору от NWN.

Полцарства за хрустальный шар

Крепко сбитый «сингл» — крохотный шаг Neverwinter Nights 2 к вершине, где восседает ее «старший брат». Залог успеха BioWare — оперативные обновления и активная поддержка энтузиастов, выпускающих модули. Канадцы и по сей день корпят над новыми патчами. Застанем ли мы такую же картину через год в краю NWN 2? Выживет ли Atari? Станет ли Obsidian прислушиваться к фанатам? Расцветет ли народное творчество?

Дверь приоткрыта, точки над «i» не расставлены. Пытаясь уйти от слащавого хэппи-энда, сценаристы предпочли шокировать зрителя, оставив задел на аддон. Судя по заключительному кадру, продолжение обязательно следует.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Obsidian Entertainment
Издатель
Atari
Возрастной рейтинг
13+
Игры серии
Сайт
http://www.atari.com/nwn2/

Системные требования для PC

Pentium 4/Athlon 64 2.4 ГГц,512 Мб памяти,3D-ускоритель со 128 Мб памяти,7 Гб на винчестере
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц,2 Гб памяти,3D-ускоритель с 512 Мб памяти,7 Гб на винчестере
Больше…

Игры как Neverwinter Nights 2

Посмотреть полное видео
Посмотреть полное видео
Посмотреть полное видео
Risen screenshot
    77
    Посмотреть полное видео
    10 самых-самых: Лучшие ФЭНТЕЗИЙНЫЕ ролевые игры
    6 сент. 2014 г.
    Игромания
    Слёзы Олдфага - Neverwinter Nights. Обзор истинной RPG старой школы
    4 июл. 2018 г.
    Edvard Wolf
    Обзор игры Neverwinter
    27 дек. 2013 г.
    StopGame.Ru
    Neverwinter Nights часть 1 Создание персонажа
    3 февр. 2013 г.
    Lacmus80
    Обзор игры: NeverWinter Nights 2
    1 июл. 2015 г.
    Сан саныч
    Обзор игры Neverwinter: Ravenloft
    17 июл. 2018 г.
    StopGame.Ru
    Показать все видео
    32,670 items
    Дизайнер
    Neverwinter Nights 2: 1 - Немытый варвар
    Эльфийка-адвокат)
    И начался 3-й акт)
    View all streams
    67 items

    Рецензии и комментарии Neverwinter Nights 2

    +
    Написать рецензию
    😴
    No game here yet
    Шедевр
    Так себе
    Ужасно