Светлая тема

Рецензия на игру Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide

Для создателей аддона к любой игре с мало-мальски открытой архитектурой самым злостным соперником является отнюдь не совесть и даже не конкуренты, а орава энтузиастов, круглосуточно выпускающая свежие модификации, конверсии и утилиты. Они знают предмет своего обожания вдоль и поперек, они открыли доступ к недокументированным возможностям и временами выпускают в свет продукцию почти профессионального уровня. Как таким угодить?

Создателей Neverwinter Nights этот вопрос мучил, наверное, сильнее, чем кого бы то ни было. Когда вы ухитряетесь втиснуть в рамки трехмерной CRPG роскошный конструктор миров на основе третьего издания системы Dungeons & Dragons, попутно активно поощряя творческие наклонности десятков тысяч фанатов, разработка дополнения превращается в танталовы муки. Главное — не просто изготовить N объектов, персонажей, квестов, монстров, локаций, а связать их воедино и сделать привлекательными для публики, ежедневно скачивающей бесплатные модули высокого качества.

Последний экзамен

Shadows of Undrentide — нечто большее, чем тридцать дополнительных часов геймплея, две разделенных интерлюдией главы и сюжет о поисках очередного артефакта. Хорошо продуманная кампания, демонстрирующая три новых типа локаций, — заснеженные леса европейского типа, жаркую пустыню и город ныне мертвой цивилизации, — успешно развлекает нас интересными квестами и симпатичным дизайном, одновременно показывая, как сильно расширился набор возможностей у создателей модов.

Приключения начинаются в маленькой деревушке Хиллтоп, что спряталась от глаз людских неподалеку от Мирового Хребта. Несколько лет назад здесь поселился на ПМЖ гном по фамилии Дуган, открывший частные курсы по тренировке молодых приключенцев. В их число входит и наш герой; правда, одолеть финальное испытание и получить "корочку" ему не суждено — незадолго до начала экзамена особняк старого гнома подвергается атаке своры кобольдов. Учитель в беспамятстве лежит на полу холла — в его кровь попал редкий яд с оружия одного из нападавших, и даже усилия бывшей соратницы Дугана не в силах ему помочь. В довершение всех бед писклявые террористы украли четыре особо ценных предмета, разгромили деревню и взяли заложников. Какая, к черту, учеба! Мир спасать надо!

Сделано с умом

В отличие от недавней TES 3: Bloodmoon, плод совместных усилий BioWare и Floodgate Entertainment при всем желании невозможно назвать "халтурой" — по глубине и степени проработанности он даст фору иным полноценным CRPG. Вдоль основного сюжетного тракта расставлено огромное число побочных достопримечательностей и заданий. Квесты редко сводятся к навязшей в зубах FedEx-формуле и в большинстве случаев предоставляют два (а то и больше) варианта решения, удовлетворяя запросам как добрых, так и злых персонажей. Как освободить пленников в деревенской таверне — вступить в сговор с кобольдами, устроить кровавую баню или же сдать маленьких негодяев разъяренной толпе? Как лучше всего умыкнуть гномиху у придурковатого тролля, решившего сделать несчастную своей супругой? На что вы готовы пойти ради капли воды в пересохшем оазисе — стоит ли она сговора с дьяволом? Согласитесь ли вы пустить в Хиллтоп секту Red Wizards of Thay, которая, помимо процветания, наверняка принесет с собой жестокость и работорговлю? Наконец, как извлечь выгоду из уже ставшей классической ситуации "два смертельных врага нанимают героя, дабы прикончить друг друга"?

По традиции любое решение игрока, так или иначе затрагивающее нормы морали, влияет на его мировоззрение. Паладин, взломавший сундук однокашника, делает несколько шагов навстречу злу, в то время как подлый маг-некромант, оказавший безвозмездную помощь первому встречному, "зарабатывает" несколько положительных очков и, возможно, со временем достигнет статуса "Neutral". Более того, напарник внимательно контролирует наши телодвижения - если убийство мудрого лидера кочевников идет вразрез с его принципами, он, не задумываясь, покинет общество злодея.

Если в игре присутствует множество приятных мелочей, можно не сомневаться: сделавшие ее люди вложили в разработку сердце и душу. SoU — еще одно тому подтверждение. Забавная погоня за крысой, укравшей бриллиантовое кольцо прямо из-под нашего носа, увлекательный эпизод с переписыванием любовного романа "вживую", тонкие отсылки к предыдущим D&D-играм, веселая мизансцена в одном из храмов, когда верующие принимают протагониста за долгожданного мессию, самоубийственная попытка вырвать глаза у статуи мстительного божка... Именно благодаря таким "вкраплениям" ролевые проекты приобретают статус великих.

Ягодка опять

Недальновидные обозреватели, утверждающие, будто графика Neverwinter Nights устарела, в корне не правы. Текстуры, как и год назад, поражают глаз изумительной четкостью, честный расчет теней и анимация персонажей по-прежнему впечатляют, а убеленные снегом ели из аддона не стыдно поместить в первоклассный шутер. По уровню технического совершенства среди ролевых проектов Aurora Engine уступает разве что своему близкому родственнику — движку Star Wars: Knights of the Old Republic.

Десятки новых заклинаний брызжут спецэффектами, повышая планку минимальных системных требований. Монстры, часть которых мы уже имели удовольствие видеть в пользовательских работах, использующих ресурсы свежих версий игры, ни в чем не уступают своим коллегам по оригинальному изданию. Медузы, василиски, кобольды, козлоподобные горгоны, сфинксы, гигантские муравьи, человекоскорпионы, огненные гиганты женского пола (гигантессы?) — эти и другие существа заметно разнообразят бестиарий будущих кустарных кампаний. Арсенал оружия расширился за счет всевозможных метательных пузырьков, знакомых сведущим людям по великолепному модулю Роба Бартела Witch's Wake: Fields of Battle. Пользы от них — кот наплакал, однако, как любят приговаривать в EA Sports, "if it's in the game, it's in the game". Раз уж есть в D&D-правилах, значит надо.

Инвентаризация

Одним из ключевых нововведений стало появление полноценного инвентаря у напарника. Абсолютный контроль над тем, что носит и использует наш спутник, позволяет превратить его в нетребовательного ослика, функционирующего в "режиме бога". До нормальной партии а-ля Baldur's Gate игре еще расти и расти, но попытки улучшить ситуацию радуют. Умиляет и способ избавления нас от возни с дохлым соратником. Угодив под раздачу, туговатый на сообразительность товарищ падает оземь и остается в состоянии "Near Death" до тех пор, пока мы не соизволим потратить на него лечебное заклинание или аптечку. Это форменное читерство на самом деле невероятно удобно, ибо интеллект виртуальных помощников застыл на уровне невысокой табуретки.

Престиж-классы, о необходимости введения которых кричали еще фанаты Icewind Dale 2, наконец-то удостоились внимания BioWare. Впрочем, в кампании самой SoU честным людям от них мало толку — для того, чтобы в графе "класс" появилась надпись "Assassin", "Arcane Archer", "Harper Scout", "Shadowdancer" или "Blackguard", а в списке доступных “feats” открылись эксклюзивные пункты, необходимо "прокачать" определенные параметры героя, что в принципе невозможно до 6-10 уровня. Авторы не обязывают нас проходить аддон персонажем, созданным "с нуля", но предупреждают — использование матерого аватара уничтожит удовольствие от битв и сюжета. Лучше всего набраться терпения и подождать выхода второго дополнения — Hordes of the Underdark, рассчитанного на высокоуровневую партию.

Редкие возгласы недовольства по поводу якобы малого количества умений и “feats” в Neverwinter Nights с появлением аддона стихнут раз и навсегда. Развитый навык Appraise позволяет "сбивать" цены в магазинах, Craft Trap — создавать ловушки из подручных материалов, а Tumble — избегать Attacks of Opportunity, бегая перед носом у врагов. "Перков" значительно больше; наиболее интересные — Greater Spell Penetration, Zen Archery, Greater Spell Focus и, наконец, "мясные" Great Cleave и Circle Kick.

Они создают миры

Гуляя по просторам сайта Neverwinter Vault, трудно поверить, что за год, прошедший с момента выхода в свет Neverwinter Nights, творчески настроенные поклонники жанра создали так много интересных модулей, красивых локаций, хитроумных скриптов и полезных объектов. Только технологии Aurora Engine позволили возродить ряд классических CRPG и перенести на цифровую основу популярные сеттинги. На фоне "переизданий" Eye of the Beholder, Pool of Radiance, Lone Wolf, DragonLance, Ultima, Ravenloft и таких оригинальных серий, как Penultima или The Lord of Blight, бледнеет даже основная кампания NWN. Признание со стороны зубров индустрии — что может быть лучшей похвалой группе талантливых одиночек-любителей?

Увы, добавляя новые функции в дополнение, "зубры" слегка перестарались и нарушили совместимость между ресурсными файлами, созданными с помощью старых версий редактора. В результате многие полновесные модули (и вышеуказанные — в том числе) превратились в рассадник багов, намертво убивающих игру каждые пять минут. Дополнительные скриптерские возможности слишком хороши, чтобы от них отказаться, поэтому авторы "домашних заготовок" будут вынуждены потратить еще несколько часов на приведение своих работ в соответствие с версией 1.30. Сотрудники BioWare извиняются, но при этом не дают гарантии, что второй аддон не спутает карты еще раз. Тем временем пользователям остается либо ждать, либо сделать откат к 1.29.

Мастерство не пропьешь

В этой рецензии вы не встретите слова "разочарование" — Floodgate Entertainment подошла к SoU с добросовестностью и рвением, которые не проявляют даже творцы многих толстых блокбастеров. Утомляет лишь новое музыкальное сопровождение; все остальное — дизайн карт, квесты, диалоги, баланс — выполнено по высшему разряду. Если же вспомнить про орды свежеиспеченных зверушек и спеллов, престиж-классы и новые функции Aurora Toolset, то вопрос "Tо buy or not to buy?", занимающий умы владельцев оригинальной игры, отпадет сам собой.

To buy.