Светлая тема

Рецензия на игру Nexuiz

Начинать рецензию с «предыстории» – не слишком оригинальное решение, но в случае с Nexuiz это необходимо. У нее непростое прошлое. Еще в 2005 году на свет появился мультиплеерный «open source»-шутер с точно таким же названием. Вдохновителем и лидером проекта был некто Ли Вермеулен (Lee Vermeulen), техническую базу обеспечивал известный Quake-энтузиаст Форест Хейл (Forest Hale). Вдоволь нарезвившись, «отцы-основатели» ушли на покой, разрешив многочисленным добровольцам реализовывать уже собственные идеи.

Все шло хорошо до тех пор, пока не запахло деньгами. Весной 2010-го выяснилось, что у Nexuiz, над которой безвозмездно трудились десятки человек, есть официальный хозяин. Ловкий щелчок пальцами — и вместо одной игры стало две. Причем новая обзавелась издателем и дорогим движком, а старой пришлось в срочном порядке сменить имя.

Шутѣръ

Nexuiz ужасно старомодна. Это «последний из могикан» – представитель вымирающего поджанра «arena FPS», рожденного на волне успеха культовых серий Quake и Unreal Tournament. Восемь футуристических турбо-гладиаторов наматывают круги по карте, подбирают валяющиеся под ногами аптечки-броню-пушки и тут же, не сбавляя темпа, вышибают друг другу мозги. Непосвященному такие игры покажутся примитивными аркадами (в сравнении с реалистичными внешне Call of Duty и Battlefield), но на самом деле в том же Unreal Tournament «хардкора» больше, чем где бы то ни было.

Сразу заметно, что за спиной авторов солидная база. Опыт, накопленный при работе над бесплатной версией, позволил избежать традиционных «косяков» вроде плохо сбалансированного оружия или нестабильного сетевого кода. Жаль, не хватило смелости превратить римейк в современный конкурентоспособный продукт. На фоне Unreal Tournament 3 достоинства Nexuiz моментально сходят на нет. Побегал полчасика, повысил уровень адреналина в крови, выключил и забыл.

Скромный «бюджетный» ценник говорит если не о качестве, то о количестве. Девять тесных карт (шесть для «дефматча» и три для CTF) – форменная насмешка. Антуражи похожи, тактики минимум, визуальная стилистика хромает на обе ноги. Угловатый дизайн и удручающе кислотная палитра будто прилетели из 2000-х, и лишь четкие текстуры (по крайней мере, в помещениях; «на пленэре» все очень грустно) и HDR-освещение напоминают о том, какой год на дворе. Эстеты наверняка оценят полупрозрачные «обойные» узоры на оружии. Неожиданно!

Это не единственный сюрприз. Стоит игроку взять особую светящуюся сферу, как он получает возможность активировать один из трех случайно выбранных эффектов. Мгновение – и серьезный «киберспортивный» шутер деградирует до симулятора клоуна. Все вокруг весело прыгают, внезапно включается вид «от третьего лица», над головой пролетает кит… Детсадовские и «туалетные» приколы перемешаны с мощными бонусами наподобие бесконечных боеприпасов или узаконенного бессмертия (вероятность выпадения определенного подарка можно увеличить в специальном меню).

Ну и, конечно, игру бессмысленно покупать тем, кто не планирует вылезать в Интернет. Место сюжетного «сингла» здесь занято отстрелом чудаковатых пассивных «ботов», длительное общение с которыми навевает крепкий и здоровый сон.

Нексус и пустота

Насколько уместно выпускать клон Quake 3 Arena в 2012 году – вопрос открытый. Впрочем, Nexuiz сгубило отсутствие игроков, а не нововведений. Найти заполненный сервер – проблема, запустить рейтинговый матч – несбыточная мечта. После такого уже как-то глупо жаловаться на ограничение 4х4 и нехватку режимов. Ностальгия – страшная вещь, но лучше уж скачать Xonotic или Alien Arena.