Светлая тема

Рецензия на игру Novus Ordum

Что, кому-то захотелось прибрать земной шарик к рукам? Пожалуйста, берите и властвуйте. Все равно он слишком мал, а бесконечные войны закончатся только тогда, когда умрет последнее мыслящее существо. Никогда ранее не пророчествовал (и, в общем-то, не хочу), но спешу вас обрадовать: вы, скорее всего, не станете свидетелями конца света. Есть повод отметить это маленькое событие.

Теория господства

Тем временем нас продолжают натаскивать на симуляторах покорения мира, закладывая основные теоретические знания и развивая некоторые (весьма бесполезные) практические навыки. Очередное тематическое игровое пособие низводит все до банальной схемы «люди, деньги, сила». Получив эти три рычага, можно, оказывается, не только перевернуть мир, но и опрокинуть его.

Каждая страна — это единство шести (по крайней мере, в Novus Ordum) структур, оказывающих, в свою очередь, влияние на три ключевых показателя: доход страны, мощь армии и лояльность населения. Как известно, там, где власть, есть люди, а где люди — там всегда крутятся деньги. Таким образом, ублажая кое-кого банкнотами, несложно добраться до верхов. Но человеку свойственно иногда терять чувство меры и начинать просить слишком многого. Конечно, можно всех подкупить, но тогда о доходе придется забыть, равно как и о мировом господстве. Важно всегда помнить о том, с кем ведутся переговоры о сотрудничестве.

Не случайно главные действующие лица игры — шпионы. Они добывают информацию о правителях, не брезгуя порой копаться в чьем-нибудь грязном белье. А мы, соответственно, одним предлагаем сотрудничество, а других, зная, как они дорожат собственной шкурой, запугиваем. В большинстве случаев перспектива обнародования темных делишек, совершенных в прошлом, заставляет собеседников быстро соглашаться с предложенными условиями. Бывает, попадаются весьма упертые личности, которых можно либо сместить, либо уничтожить. Согласитесь, жизненные ситуации.

Однако, как выясняется позже, важен еще и способ вербовки. Если в процессе переговоров стараться всячески ублажать оппонента, то не исключено, что в скором времени он, не боясь расплаты, украдет часть денег и скроется. Заманивание людей, стоящих у «руля», — довольно долгий и скучный процесс: информация о человеке генерируется на лету, и очень скоро основательно надоедает читать о том, что какой-то мистер регулярно балуется наркотиками или посещает проститутку, таская с собой двух телохранителей. Одним словом, аннексия выглядит перспективнее, хотя и требует наличия немалой суммы и, разумеется, сильной армии.

Степень влияния каждой структуры можно как увеличить, так и снизить. Да, на содержание армии нужны средства, но зато при должных вложениях повышается ее сила и лояльность. Развитие индустрии опять же идет на пользу армии, однако отрицательно сказывается на лояльности. Словом, все взаимосвязано, и без ослабления каких-то сторон не обойтись.

Несмотря на неплохо проработанную систему зависимостей, удивило то обстоятельство, что все страны в Novus Ordum абсолютно одинаковы. Фактически, начальные соотношения влияний основных структур соответствуют реальному положению, но развитие у всех проходит одинаково. В конце концов, можно и из Вьетнама сделать супердержаву.

Кстати, начиная с определенного этапа развлечение превращается в чисто машинальный процесс кликанья. Знай себе, плоди агентов и увеличивай влияние группировок, остальное сделает программа. Конкуренты отсутствуют, и только войны между странами иногда вносят небольшие коррективы в раскраску мировой карты.

Резюме

Смоделированные в игре механизмы достижения мирового господства реализованы удачно, равно как и взаимосвязи между ними, но их слишком мало. Настолько мало, что, во-первых, они не способны показать и сотую часть реальных возможностей (к полному соответствию стремиться бесполезно… впрочем, если не стремиться, ничего хорошего тоже не получится), а во-вторых, как только «раскусишь» схему, играть сразу становится неинтересно. Именно поэтому Novus Ordum в итоге оказывается обычной «однодневкой».