Светлая тема

Рецензия на игру Obscure

Поразительно, но факт: создатели Obscure первыми догадались сделать игру по рецепту популярного в Голливуде жанра «молодежных ужастиков». Пока на серебряном экране балом правили «Scream», «I Know What You Did Last Summer», «The Faculty» (получивший от наших неграмотных прокатчиков прозвище «Факультет») и прочие нетленки B-класса, индустрия развлечений смотрела в совершенно другую сторону.

За исключением французов из Hydravision.

Почти по Родригесу

Правда, на «хоррор» Obscure тянет с превеликим трудом — авторы почти не предпринимают попыток нагнать на нас страх и просто подсылают очередные порции врагов. При этом равнялись они на классику — антуражи дряхлеющей школы, насыщенные массой деталей и десятками грязных (в хорошем смысле) текстур, вызывают в памяти Silent Hill. Лишенная модных шейдерных фильтров, картинка держится за счет достойной работы арт-отдела Hydravision, не жалевшего сил на модели, освещение и анимацию.

К чести виртуального оператора, он всегда берет удачные ракурсы. Если в Cold Fear и Silent Hill 4 камера пробуждала глухую ярость, то здесь ни одна битва не будет проиграна из-за дурно поставленной сцены. Дизайнеры игры выбрали практичность, а не художественный выпендреж, но порой подбрасывают нам эффектные моменты. То любимый со времен Alone in the Dark вид «из окна» покажут, то пробегутся по потолку вместе с монстром, то развернут объектив на 30 градусов относительно пола… Называть Hydravision виртуозами еще рано, однако впечатлений хватает, тем более что звукорежиссер, композитор и детский хор парижской Национальной Оперы не зря ели свой хлеб с икрой.

Сюжет, как и положено, собран из дюжины затертых клише. Три подростка решают остаться в школе на ночь и выяснить, куда запропастились двое их друзей. В ходе расследования храбрецам попадаются чудовища, новые товарищи и затянутые паутиной скелеты из директорского чулана. Cold Fear или Alone in the Dark: The New Nightmare видели? То же самое, но про школьников. Obscure незатейлива и скоротечна (максимум 5-6 часов!), так что я не буду лишать удовольствия желающих получить лошадиную дозу отборного «дежа вю».

Главная находка разработчиков — присутствие на экране сразу двух персонажей. Собственно, этим игра и отличается от конкурентов. Напарника мы подбираем из доступных бойцов; пока парочка разгуливает по этажам в поисках разгадки новой тайны, остальная гвардия прохлаждается в сравнительно безопасной точке сбора (глупо, но необходимо для геймплея). Достаточно нажать одну-единственную кнопку, чтобы вернуться туда и сменить состав команды, избавив себя от утомительного променада по уже «зачищенной» территории. Учись у земляков, DarkWorks!

Они убили Кенни

Наша бравая пятерка не слишком колоритна — на характеры, диалоги и действия героев сценаристы потратили лишь толику усилий. Завзятый спортсмен, капризная дива, «ботаник» с видеокамерой, «трудный подросток» и бесстрашная девушка — каждый из этих ходячих стереотипов вносит легкие изменения в стиль прохождения игры. У Джоша развито чутье на полезные предметы, Шеннон выдает нужные советы и эффективнее других применяет аптечки, Стэн мгновенно ломает замки, Кенни быстро бегает, а Эшли обучена спецприемам. Иными словами, различия — декоративные, но иллюзия свободы все-таки греет сердце. Кроме того, 5 персонажей — все равно что пять «жизней» в аркаде, хотя за гибель подопечного наказывают отлучением от бонусных нарядов и роликов.

Пинать ИИ не придется — он и без нас знает, как поступить, когда ногу обгладывает покрытый слизью зубастик, сверху болтает языком-удавкой жутковатое растение, а за углом беснуется ученик-зомби. Собираетесь вскрыть замок — и товарищ автоматически встает на стражу, картинно размахивая битой или «стволом». Действительно помогает!

Но счастье, пожалуй, не в этом. Если в доме оказались лишняя пара рук и свободный геймпад, можно сыграть вдвоем, оглашая район комментариями вроде «не жадничай и полечи меня», «смотри, в кого, блин, стреляешь» и «эй, а поделиться шотганом?» Веселье не останавливает даже громоздкий интерфейс для обмена вещами.

В дополнение к доморощенному движку и интеллекту Hydravision не поленилась написать свою физику. Правда, вместо «тряпочных» смертей и зрелищных полетов мебели ее заставляют красиво ронять бутылки, склянки и прочую утварь, когда герой нечаянно задевает столик. Интерактивность, увы, задержалась тут лишь на пару минут.

Зато кое-что французы сделали правильно. Взяв клейкую ленту, фонарик и пистолет, паренек на ходу сооружает устройство, до которого так и не додумался морпех из Doom 3. Благодаря собранной конструкции удается бороться не только с темнотой, но и с монстрами; уродцы патологически боятся света, а под солнечными лучами (не забывайте бить окна!) и вовсе обращаются в пыль. Включая режим удвоенной яркости, приходится следить за перегревом батареек: в схватке за игровой баланс разработчики нарушили как минимум дюжину законов электродинамики.

Не упущен из виду и комфорт. Не важно, кого мы вписываем в Красную книгу в очередном «survival horror» — аллигаторов-людоедов, космических зомби-мутантов или фриков с ветками на башке, — удобство управления превыше всего. Obscure буквально лезет из кожи вон, дабы угодить игроку. Автоприцел? Без проблем! Автоматическая карта с пометками, наглядно разъясняющими, куда идти дальше? В любое время дня и ночи! Вменяемая раскладка клавиатуры? Представьте себе, и она тоже есть.

Ложку дегтя следует вылить разве что на систему «сейвов», развивающую традиции Resident Evil, — чтобы сохранить прогресс, необходимо найти и использовать (читай: потратить) компакт-диск. Хотя и здесь не все плохо. Во-первых, записываться разрешено везде. Во-вторых, авторы не скупились, разбрасывая заветные пластинки по локациям, — при экономном подходе можно оставить 5-6 CD на финал.

* * *

Добротный «ужастик» из числа тех, что обещают застращать до смерти, но на самом деле годятся для детей и беременных женщин. Простенький сюжет Obscure не запомнится до гробовой доски, графика не вызовет благоговейное «ах!», скромный набор «бонусов» вряд ли подвигнет на повторное прохождение, и мало кто станет ждать грядущий этой осенью сиквел, но убить вечер-другой на спасение молодежи не жалко. Особенно в хорошей компании.