Светлая тема

Рецензия на игру Офицеры

Генералы всегда готовятся к прошедшей войне.
Уинстон Черчилль

Нынешнее положение в лагере стратегий по Второй мировой иначе как причудливым не назовешь. В одном углу — признанные лидеры, Company of Heroes и «В тылу врага 2». В другом — студенистые поделки, которые я уже не различаю по скриншотам. Ждет ли успех новых отпрысков «Блицкрига 2», или публика наконец-то перестанет брать «то же самое, но хуже»?

Пресыщение победами

Проект, ранее именовавшийся «Комбатом», — идеальный пример смены концепции на ходу. Издательские ножницы превратили аморфный «симулятор командира» в кондовую RTS. Правда, к прошлогоднему разделу пирога она опоздала, и бросаться на Relic и Best Way в лоб стало равносильно самоубийству.

GFI UA попробовала задавить конкурентов числом. Здешние карты поражают даже не размером (все же 25 кв. км — не рекорд), а уцелевшим при подобных масштабах вниманием к деталям. Впечатления сравнимы с Operation Flashpoint: восторг от созерцания дорожных сетей, затерянных в холмах ферм и яблоневых рощ, спадает, когда понимаешь, что освобожденные поселки безжизненны. Пожалуй, стоило разменять каждого пятого из 1,5 тысяч рисуемых движком воинов на благодарную француженку.

Разумеется, управлять такими ордами куда сложнее, чем десятком бронемашин в какой-нибудь Desert Rats vs. Afrika Korps. Бои идут на нескольких направлениях, и пауза — не выход. Печально, что авторы остановились в шаге от верного решения — планшет, аналогичный «виду со спутника» из Supreme Commander, играет лишь информационную роль. Доступные на этом экране приказы о формировании конвоев не спасают, поскольку вся система снабжения совершенно неуместна. Красивые описания так и застыли в устах «пиарщиков»; вы можете сражаться, совсем не заботясь о ресурсах. Я ни разу не испытал дефицита патронов и горючего, а оголодавших GI подлечивал спиртом из санитарного «джипа».

Хотя польза от сопровождения грузовиков и захвата полевых складов есть — это еще один мазок, дополняющий пеструю картину боевых действий. Кроме занятия крупных укрепрайонов, ведущего к выигрышу миссии, придумано и множество побочных заданий. Некоторые, вроде защиты британских колонн и подавления минометов, угрожающих союзникам, очень логичны. После их выполнения островитяне наверняка организуют самостоятельную вылазку, и в ваших интересах сохранить всех целыми и невредимыми. К несчастью, чаще встречаются шедевры типа «отбей мельницу и получи два налета бомбардировщиков в подарок», да и толком согласовать усилия с соратниками нельзя.

Однако мелочи не омрачают завидной, непривычной для «сюжетных» RTS напряженности. Стрельба не затихает ни на мгновение, противник умело просачивается на уже «зачищенные» территории и регулярно сбрасывает парашютистов. И так ли важно, что активность дружественных и вражеских частей обеспечена скриптами, а превосходство в воздухе в 44-м Герингу и не снилось?

На Западном фронте без перемен

Несмотря на фантастический размах и ярость битв (скажем, у пляжа Омаха я сжег 750 танков и перебил 17500 фрицев), «Офицеры» неминуемо наскучивают и становятся эдаким «Блицкригом 2 на стероидах».

Создав шесть гигантских арен, на которых начинающие «генералы» могут планировать самые смелые маневры, разработчики не слишком потрудились над правилами игры. Все схватки проходят по единому сценарию, ведь и дошкольники знают, что бронетехнику необходимо поддерживать пехотой. Сколько шаблонных атак проведете именно вы — вопрос выдержки.

Стоит ли говорить о серьезной тактике там, где на починку гусеницы или мотора (!) уходит три секунды? Зачем учитывать угол попадания снаряда, если можно щелкать «Тигры» как орешки, по очереди фокусируя на них огонь всех выбранных юнитов? К изображенным намного более условно солдатам претензий нет: заметил значок «гранатометчик» или «разведчик» — и сразу ясно, куда приткнуть этот отряд.

Впрочем, понять, чего вы хотите добиться — полдела, нужно еще найти общий язык с интерфейсом. Чудная камера или аляповатые иконки — ерунда. Гораздо страшнее полное отсутствие обучающего режима и кишащее ошибками руководство пользователя.

* * *

Появись эта игра годом раньше, ее судьба не была бы так неприглядна, но после Company of Heroes она — продукт второго сорта. И только по-настоящему эпичные баталии не дают «Офицерам» встать в один ряд с «Освобождением» и 1944: Battle of the Bulge.