Светлая тема

Рецензия на игру Overclocked. Оправданная жестокость

- Они его убили, да?
— Я не говорю, что они его убили. Просто поработали
над ним. Так же, как сейчас работают над тобой…
к/ф «Пролетая над гнездом кукушки»

Людям свойственно сходить с ума. И каждый шизик несчастлив по-своему. Кто-то бьется головой о стенку из-за несчастной любви, у кого-то крыша едет на работе, кому-то просто нет места в социуме. Цивилизация влечет за собой новые испытания на прочность. Вот по улице идет почти голая девушка, сжимая пистолет в руке. У нее явно не все дома. Ей нечего терять. Дождь размывает контуры спешащих по делам прохожих, а затесавшаяся сюда белая ворона испускает истошный крик и от бессилия выпускает очередь в воздух…

Конечно, здесь не обошлось без фантазии авторов из House of Tales, однако мурашки по коже побежали, побежали… Честно говоря, меня давно ничто не пробирало так, как интро Overclocked. Тут тебе не сказочка, не сопливая мелодрама. «Оправданная жестокость», ни больше ни меньше. Исследование граней человеческого сознания старо, но актуально. Не обращали внимания на то, что пристанища для сумасшедших — одна из самых популярных локаций в играх XXI века? Общество осознает свои беды, грызет ногти и… изобретает очередные диагнозы. Слышали, что сейчас специалисты различают около 400 душевных заболеваний, и что любого человека не составит труда упечь в желтый домик на принудительное лечение? Скажите «А», и вам мигом пропишут дневной рацион на месяц. Немцы подумали-подумали и решили окинуть напасть довольно свежим взглядом.

Комок нервов

Психиатр, страдающий психическим расстройством, — на редкость сильный типаж. Дэвид МакНамара напоминает побитого годами неудачника не только внешне. Он барахтается в проблемах, рвет и мечет, пытаясь выклянчить у судьбы последние крохи везения. За время пребывания в Нью-Йорке (район Стейтен-Айленд) герой успевает перессориться со всеми, кто рискнул встать на его пути, нажить неприятностей на личном и профессиональном фронтах и даже навлечь гнев спецслужб. Сплошная черная полоса без единого светлого пятнышка. Жутко депрессивный тип, будь он неладен.

Если в Германии и туго с чувством юмора (а Simon the Sorcerer 4 меня в этом не переубедил), то с нагнетанием тяжеловесной атмосферы — в самый раз. Увязнув в трясине собственных неудач, Дэвид находит в себе силы проводить каждодневные сеансы с пятью навязанными ему пациентами. Пятеро подростков, заключенных в стенах местной тюряги (чего уж там), сидят по углам камер в невменяемом состоянии. Привязанный к ним врач, известная личность и натуральная сволочь в общении, крайне недоволен появлением «зеленого» конкурента. Тот, видите ли, пропагандирует методику гипноза и сближения с подопечными на уровне подсознания. Гадкий тон дедули, кстати, успешно подхваченный в локализации, не оставляет сомнений в первой и главной помехе на подступах к Истине.

Пожалуй, наибольшее удовольствие получаешь от разговоров с персонажами. Постоянные издевки персонала (доктора и страшенной медсестры), въедливые реплики детектива, ведущего дело спятивших деток, гробовое спокойствие метрдотеля и бесплатная жалость бармена в гнилой забегаловке пестрят эмоциями и интонациями, которым веришь. Пусть русские голоса и не передают кипящих на экране трагедий в полной мере, а перевод иной раз выкидывает кренделя, им веришь. Сценки прописаны и разыграны в манере светских бесед, без потуг на литературность и без дурной механичности. Характеры, характеры…

Пациент всегда прав

На характерах и выстроен основной посыл приключения, а лучше сказать, интерактивного кино. Можно сколько угодно говорить о классическом «квестовом» геймплее, интерфейсе с выбором опций по левому щелчку и изредка пополняющемся инвентаре, но Overclocked не представляет опасности для мозгов. Она постановочна от и до: принципиальное линейное развитие сюжета и многоминутные ролики; стильное деление экрана пополам в диалогах; наконец, куски черно-белых видений. Ну не считать же загадкой монотонное проигрывание диктофонных записей ребятам, галопом по палатам? Тем не менее, в нем зарыта главная изюминка.

Методы МакНамары банальны, хоть и действенны. Напомнить подопытному о недавнем прошлом, буквально клещами ухватившись за ниточку событий, что торчит из его головы, помогают россказни больных друг о друге. Разве кто-то сомневался, что истории связаны? Естественно, психи собрались разные, у каждого — собственные фобии и скелеты в шкафу. Одно и то же происшествие они готовы комментировать по-своему. «Шизоидность» же повествованию придает прокручивание воспоминаний против часовой стрелки.

Нам предлагают стать непосредственным участником любой подобной вылазки в память, иногда — под личиной наблюдателя, а чаще — влезая в ботинки несчастных. Мы оказываемся невесть где и не знаем, что было и что будет. Лужа крови на полу? Почему ее срочно нужно убрать? Мы не знаем. Крики снаружи? Сигналы с маяка? Темный тоннель и чьи-то шаги позади? Не знаем, но обязательно выясним, докопаемся до сути. Обратный отсчет создает удивительный эффект и держит в напряжении вплоть до финала, к слову, неоправданно бредового и слащавого — в лучших немецких традициях.

Набор действий предельно прост и ясен, и адвенчура здесь ночует только по случаю кода от двери или сбора взрывчатки из подручных средств. Интеллектуальности не добавляет и возня с коммуникатором, в чьей памяти герой хранит лишь четыре телефонных номера и хронику допросов. Частота и однообразие прослушивания в конце концов надоедает, да и занять себя в промежутках зачастую нечем. То ли дело вечера — тогда под прицел попадают душевные метания Дэвида. О, тут кипят нешуточные страсти! Наше альтер эго опускается на дно все глубже и глубже, нервы сдают, старые проблемы выплывают наружу… Редко когда ничем не примечательный с виду персонаж заставляет столь сильно срастись с ним, начать сопереживать и подвывать в минуты слабости. В общем, как я говорил, характеры и эмоции. Не так уж и мало для того, чтобы компенсировать промахи, очевидные с точки зрения гурмана. Значительный сдвиг в череде интерактивных триллеров.

Рецензии пользователей
на Overclocked. Оправданная жестокость1

Псих в большом городе
Что делают в центре Нью-Йорка пятеро измождённых, полностью неадекватных, да ещё и вооружённых молодых людей? Откуда они вырвались и чего хотят? Ответы на эти вопросы необходимо найти специально приглашённому психиатру Дэвиду Макнамаре, в прошлом изучавшему посттравматический стресс в армии.

Разумеется, от греха подальше подростков запирают в психбольнице и делают всё, чтобы замять дело без лишней огласки. Подозрительные незнакомцы в лечебнице, открытая неприязнь местных коллег по цеху — доктора Юнга и медсестры, чувство вины и постоянное нервное напряжение (герой на грани развода с супругой), неохотная помощь полиции и замкнувшиеся неадекватные тинейджеры. Делаем глубокий вдох и начинаем распутывать тайну.

Начинаем обход...
Нам дают доступ в камеры, где содержатся подростки — трое парней и две девушки. Четверо в прострации, один в ярости. Как же подобрать к ним ключ? Дэвид задаёт вопросы и записывает разговор на диктофон в смартфоне. Вообще, манипуляций с телефоном в игре ОЧЕНЬ много — просматриваем на нём полицейские отчёты, слушаем приобщённые к делу записи, ведём напряжённые разговоры с женой, с адвокатом, с приятелем-копом. Но записи сеансов с ребятами в клинике — это, пожалуй, ключевая точка игры: именно благодаря этим записям и движется сюжет. Гипнотизируем молодёжь, задаём вопросы, пишем сначала свои монологи, затем робкие попытки диалога, прослушиваем сами и даём слушать подросткам их же ответы и ответы других (все ведь сидят в разных камерах).

Таким образом, случайные фразы, интонации и описания помогают каждому молодому человеку мысленно вернуться туда, где всё произошло. В эти моменты нашим главным героем становится один из напуганных пациентов, и мы переживаем конкретные эпизоды от его лица. А так как в процессе выясняется, что все пациенты были в одном месте в одно время, то мы можем взглянуть на одни и те же события с разных точек зрения. Своеобразное кино наоборот — воспоминания у всех начинаются с побега из страшного места и постепенно движутся в обратную сторону, к тому, как они все там оказались.

Дэвид начинает понимать, что в истории замешано нечто, с чем он сталкивался, будучи в армии, и что пациентам откровенно промыли мозги и стимулировали агрессию. Подробности были бы спойлером, а их всё же лучше выяснять, пробиваясь через постоянные препятствия в расследовании на пару с переживающим семейную драму и страдающим бессонницей психиатром…

За и Против
После прохождения игры остались противоречивые чувства (что в своё время наблюдалось и в игровой прессе по отношению к Overclocked). С одной стороны, хоть история и линейна, и в какой-то момент становится кристально ясно, из-за чего весь сыр-бор, всё же мы получили вполне жизнеспособный и адекватный сценарий. Никто особо не удивится, если такое произойдёт на соседней улице — технологии и методы промывки мозгов существуют не первый день и становятся всё совершеннее.

С другой стороны, сам игровой процесс строится весьма неоднозначно. Опытным квестоманам будет довольно легко, т.к. перед нами обычный point-n-click квест с минимумом инвентаря и с отсутствием выбора фраз в диалогах (можно выбирать только общие темы в беседе). Тем, кто просто решил поиграть, не будет хватать действия — здесь я веду как раз к обилию манипуляций со смартфоном и разговоров. Пока какой-либо пациент не прослушает конкретную фразу и у него не всплывут воспоминания по этому поводу, сюжет не будет двигаться. Тут есть два способа: либо играть вдумчиво и анализировать всё услышанное с целью нахождения ситуации, где можно это применить, либо просто давать каждому пациенту слушать ВСЁ — что-то да сработает (благо, записи можно быстро проматывать).

Также в некоторых местах напрягают и триггеры с предметами. Нельзя совершить какое-либо действие или положить в инвентарь предмет впрок, на будущее, пока не будет явной предпосылки. Например, ситуация с карманным фонариком. В определённый момент он появляется в комнате медсестры. Но попытка взять его оборачивается выслушиванием потока брани со стороны медработницы. Когда же по сюжету становится ясно, что без фонаря не обойтись, Дэвид просто берёт его и всё, а сестра демонстрирует в это время эталонный покерфейс.

Ближе к концовке появляется ощущение, что финал просто впопыхах скомкали, превратив некоторые моменты в нечто невнятное. Однако всё равно, концовка понятна и посыл в себе несёт, так что всё совсем неплохо.

Итог
Игра со смыслом, игра неглупая. Для тех, кто любит основательно засесть и не торопясь покопаться в фактах и домыслах. Конечно, хоть всё действо немного портят нестыковки, эпизоды, явно сделанные в спешке, а также желание создателей замахнуться на титанов жанра, в целом получилось вполне играбельно. Я не пожалел на неё времени, и было интересно, как Дэвид, спасая других, прежде всего подсознательно оправдывал и спасал самого себя. Здесь он был пациентом, а эти пятеро ребят — его терапией. Лечением, которое помогло ему найти причины своей душевой боли и оставить злые шутки сознания в прошлом. Не начать с чистого листа, а просто хотя бы сохранить то, что он сам же ещё не успел разрушить и остаться при этом человеком. Эксперимент окончен.
Больше…