Светлая тема

Рецензия на игру Panzer Campaigns: Sicily '43

Все в этом мире зависят друг от друга. Например, американская игровая индустрия тесно связана с американским же министерством информации. Из этого следует, что и цензура, и пропаганда имеют свое влияние. То есть практически все игры должны поддерживать патриотический настрой американцев.

Особенно эти веяния проявляются в области военно-исторических проектов, в частности, обращающихся к событиям Второй мировой войны. Тут и сравнения Сталинграда с Эль-Аламейном, «битвы за Бельгию» — с Белорусской наступательной операцией, и прочая, прочая, прочая… Чует мое сердце, скоро дойдет до версии о звездно-полосатом символе свободы над Рейхстагом.

А был ли мальчик?

Знаете, с чем сравнивают высадку союзников на самом мафиозном острове в мире — Сицилии? С Курской битвой. Точнее, наводят на мысль о том, что это — один из ключевых моментов, повлиявших на исход сражения под Курском. «Сногсшибательная» идея лезет изо всех щелей: предисловия к кампаниям, «шапки» газет на иллюстрациях, масса других намеков…

Так что же такое на самом деле высадка союзников в Сицилии? Вот некоторые данные. Операция «Хаски» началась 11 июля 1943 года. Полмиллиона англо-американских войск готовились хлынуть на островок, защищаемый шестьюдесятью тысячами немцев и двумястами тысячами итальянцев. Итальянцы при первой возможности сдавались, немцы же показали янки класс: в течение недели превосходящие силы союзников вынуждены были обороняться (!). А завершилось это действо тем, что к 17 августа более 90% немцев благополучно переправились в солнечную Италию. Ну и? Сравнимо с Курской битвой?

Обертка

Как ни странно, в визуальном плане Sicily '43 не произвела на меня особого впечатления, ни положительного, ни отрицательного. Обычный гексагональный воргейм. Реки похожи на реки, поля — на поля. В общем, ничего сверхъестественного. Да, еще есть нововведение — трехмерный режим. Правда, он, судя по всему, создавался лишь для галочки «3D mode» и на 3D совершенно не похож. Играть в нем невозможно: теряется и масштабность, и контроль над происходящим.

Кампаний — 26 штук, причем поучаствовать предлагается как в отдельных операциях, так и в общей, от начала и до конца. Именно единая кампания выглядит наиболее многообещающе. Такое огромное поле битвы я видел, пожалуй, лишь в War In Russia. Учитывая то, что количество войск соответствует размеру карты, а указанное на официальном сайте оптимальное время прохождения равняется 160 ходам, Sicily '43 потребуется уделить как минимум полгода. Тут, видимо, Джон Тиллер решил соотнести почти полтора месяца боевых действий со временем игры (очередной шаг в сторону реалистичности).

Управление напоминает текстовый редактор Microsoft Word: кнопки на панели инструментов, дублируемые меню в заголовке. Все просто донельзя. За три минуты я успел прекрасно освоиться. Для совсем непонятливых товарищей предусмотрен доступный «Help». Что касается нареканий по поводу обозначений подразделений на карте — мало того, что неприятельские армии выделены разными цветами, так еще и разные по принадлежности подразделения имеют свой цвет. Например, итальянцам дали оранжевый, американцам — зеленый, англичанам — красный, а немцам — голубой. Вот такой своеобразный юмор у HPS Simulations.

Битвы садово-поливальных инструментов

Можно сколько угодно говорить о реалистичном AI, но разработчикам пока не удается хотя бы наполовину приблизить его к желанному барьеру. И HPS не исключение. «Интеллект» откровенно хромает на обе ноги. По-моему, со времен первой PG ничего не изменилось. Впрочем, все мы привыкли играть с компьютером, а потому вряд ли почувствуем что-то новое.

Хотя… противник «ходит» не одинаково глупо, а по-разному. Больше всего тунеядством страдают, естественно, итальянцы. Затем (по убывающей) идут американцы и англичане. Ну, а немцы… Я нередко сталкивался с ситуацией, когда бравые американские вояки, смяв «макаронников», продвигались к заветной цели, но немецкие войска быстро возвращали зарвавшихся «освободителей» на исходные рубежи.

* * *

В целом Sicily '43 вызывает двоякие ощущения. Эдакая компьютерная амбивалентность. С одной стороны, достаточно качественно выполнено оформление, проработан геймплей. С другой — кажется, игру явно «заказали». И дело вовсе не в переложении одного из не слишком важных сражений ВМВ на игровой лад, а в промывке мозгов одному из слоев англоязычного населения. Цель, поставленная сверху, заключается в обелении боевой истории американской армии. То, что высадку в Сицилии, малозначительную операцию, пытаются приравнять чуть ли не к открытию второго фронта в Европе, видно невооруженным глазом.

А по существу — все это уже было. В том числе и в предыдущих играх серии Panzer Campaigns. Вертится на языке слово «мод», да уж больно сильно сказано будет. Короче говоря, ни рыба ни мясо. Зато амбиций — куча.