Светлая тема

Рецензия на игру Panzer Command: Kharkov

Греческая студия Koios Works, основавшая серию исторических воргеймов Tin Soldiers, недолго двигалась по верному пути. Вслед за необычными проектами об «оловянных солдатиках» она выпустила Panzer Command: Operation Winter Storm – жалкий клон Combat Mission, уступавший продукции Battlefront.com почти во всем.

Обреченное подкрепление

Впрочем, даже в провальной стратегии были интересные находки. Например, авторы добились большей гибкости «пофазового» боя, разрешив корректировать приказы в середине хода. Удачной оказалась и выбранная тематика – на Западе редко обращают внимание на Восточный фронт. Вот только разгуляться было негде, поскольку каждой из сторон (Германия и Советский Союз) досталось всего по пять миссий.

Во второй части кое-что довели до ума. Panzer Command: Kharkov предлагает «титульную» битву за Харьков в мае 1942-го (по восемь сражений за вермахт и Красную армию) и две «бонусные» мини-кампании за «гансов»: под Мценском в 1941-м и на северном фасе Курской дуги. Также доступно множество отдельных сценариев с первых месяцев Великой Отечественной и до ее окончания. Это позволило серьезно расширить парк техники.

Хотя грязно-белые ландшафты Operation Winter Storm сменились зеленью, картинка не стала приятнее. Разработчики улучшили освещение, тени, модели, текстуры и анимацию юнитов, однако движок игры безнадежно устарел еще в 2006 году. Косметический ремонт не спасет – Panzer Command по-прежнему выглядит отвратительно.

Продолжение заинтересует разве что самых суровых «диванных генералов», готовых терпеть примитивную графику. Зато поборники реализма будут довольны — от «стандартов жанра» Kharkov уже не отстает. Кстати, если установить его поверх Operation Winter Storm, то изменения затронут и оригинал.

Оборону теперь укрепляют окопы и минные поля. Атакующие научились ставить дымовую завесу с помощью специальных снарядов и гранат. Подкрепление, подошедшее из-за края карты, может поддержать в трудную минуту. Эти добавки придали тактике глубины. Кроме того, механика Panzer Command: Kharkov усложнилась по сравнению с Operation Winter Storm. Игра более пристально следит за здоровьем пехотинцев – помимо состояний «жив» и «мертв», появились промежуточные статусы ранений. Есть подвижки и в системе боевого духа: в Koios Works уверяют, что солдаты «честнее» замечают войска противника. Приходится верить на слово, но с тем, что подчиненные поумнели, не поспоришь. Уничтожив указанную цель, они не теряют времени и самостоятельно переключаются на другую.

К сожалению, Kharkov «буксует» на ровном месте ничуть не меньше оригинальной Panzer Command. Хотя компьютеры стали мощнее, количество расчетов только возросло, а об искусстве оптимизации греки так и не узнали. Владельцам процессоров от AMD игра опять противопоказана.

* * *

В отличие от убогой предшественницы, у Panzer Command: Kharkov был шанс потягаться с Combat Mission. Увы, сиквел опоздал на несколько лет и сейчас выступает лишь в роли «работы над ошибками».